Право граждан и юридических лиц на обращение в органы местного самоуправления | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Муниципальное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (26) февраль 2021 г.

Дата публикации: 19.01.2021

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Дубенюк, А. В. Право граждан и юридических лиц на обращение в органы местного самоуправления / А. В. Дубенюк. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 2 (26). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/188/5960/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье анализируются основные положения института прав граждан на обращение в государственные органы.

Ключевые слова: местное самоуправление, орган, Российская Федерация, государственная власть, обращение граждан, Конституция РФ. В заключение сделан вывод о его комплексном характере.

В Конституции РФ [1] закреплено место человека в общей системе конституционных отношений, а также определена защита его прав и интересов, которая является основным принципом, действующим в любом демократическом обществе и государстве [2, стр. 178].

Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления в конституционном праве рассматриваются как один из институтов прямой демократии. Согласно ст. 3 Конституции РФ, народ является единственным источником власти в России, которую осуществляет как непосредственно, так и через своих представителей. Обеспечение субъективного права граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления в таком случае — это одна из гарантий народного суверенитета и связующее звено между народом и его представителями.

Статья 33 Конституции РФ провозглашает, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане вправе обращаться в органы власти с предложениями по совершенствованию законодательства, деятельности органов власти, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; с просьбой о содействии в реализации или защите своих конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщать о нарушениях законодательства, о недостатках в работе органов власти и должностных лиц.

Рассматриваемый институт конституционного права, как и любой другой — это объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений [3, стр. 178].

В данном случае — общественных отношений в сфере обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления.

На сегодняшний день правовой литературе можно встретить различные взгляды на понимание института обращений граждан и юридических лиц в органы государственной и местной власти. Наиболее полное определение рассматриваемого института предложено, на наш взгляд, В. Г. Румянцевой. Она считает: «Это независимый комплексный правовой институт, регламентированный национальным и международным правозащитным законодательством, на базе которого закрепляется право людей, их объединений напрямую либо через представителей обратиться в устной либо письменной форме, персонально или коллективно в государственные органы и органы муниципального самоуправления ля обеспечения реализации и защиты (восстановления) собственных прав, свобод и законных интересов иных лиц и участия в управлении делами государства» [4, стр. 2]. С этих позиций и будет рассмотрено конституционно-правовое регулирование права на обращение граждан в органы государственной власти.

Право на обращение следует рассматривать как самостоятельное субъективное право, как институт прямой демократии и как одно их правомочий любого конституционного права. Последнее нуждается в некотором пояснении. Согласно утвердившемуся в юриспруденции пониманию субъективного права как совокупности правомочий, их составляют следующие возможности: возможность пользования конкретным социальным благом; возможность положительного поведения субъекта права; возможность требования соответствующих действий от других лиц; возможность обращения к государству за защитой нарушенного права [5, стр. 263]. Именно возможность обращения за защитой нарушенных прав представляет собой важнейшую составляющую каждого из прав, закрепленного Конституцией Российской Федерации. Следует согласиться с С. Н. Братусем, который в связи с этим отмечал, что «обеспеченность субъективного права возможностью государственного принуждения — это неотъемлемое его качество, такая возможность существует не параллельно с другими закрепленными в субъективном праве возможностями, а свойственно им самим, так как без этого они не были бы юридическими возможностями» [6, стр. 73–74].

Конкретное определение права граждан на обращение в российском законодательстве отсутствует. Однако мы можем вывести его из Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 2006 г., который является основополагающим источником в исследуемом вопросе. Так, право на обращение граждан представляет собой добровольную возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в органы, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. В законе уточняется, что под органами публичной власти подразумеваются государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица этих органов, а также международные органы, правомочные принимать обращения граждан.

Исходя из буквального понимания видов обращений граждан, правовые основы которых закреплены в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [7], можно сделать вывод, что в указанном случае граждане могут обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления с заявлениями и жалобами, в которых содержатся просьбы о содействии в реализации их прав и свобод или прав и свобод других лиц, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также о восстановлении или защите в случаях, если такие права нарушены.

Таким образом, институт обращений граждан обладает комплексным характером, и включает в себя возможность населения участвовать в управлении разными государственными делами, осуществлять и защищать собственные права, свободы и законные интересы, реализовывать обратную связь с государством, его органами и учреждениями, а также осуществлять связь с прочими конституционными правами, используя обращения как метод реализации таковых.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Семкин, И. Н. Теория государства и права: учебник / под ред. П. В. Анисимова — М., 2005. С. 178.
  3. Сенякин И. Н. Теория государства и права: учебник /под ред. П. В. Анисимова. М., 2005. С. 178.
  4. Румянцева, В. Г. Институт обращений граждан в органы государственной и местной власти: понятие, сущность, содержание // История государства и права. — 2008. — № 14. С. 2
  5. Матузов Н. И. Актуальные проблемы теории права. — Саратов, 2003. С. 263.
  6. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. — М., 1976. С. 73–74.
  7. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // «Парламентская газета», N 70–71, 11.05.2006.

Ключевые слова

местное самоуправление, государственная власть, Российская Федерация, орган, обращение граждан, Конституция РФ. В заключение сделан вывод о его комплексном характере
Задать вопрос