В статье рассматриваются вопросы, касающиеся отдельных элементов контроля за соблюдением законодательства в области финансирования избирательных кампаний, правовом статусе Контрольно-ревизионной службы при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Ключевые слова: контроль, финансирование избирательных кампаний, Контрольно-ревизионная служба, Центральная избирательная комиссия.
Результаты контроля за соблюдением законодательства в области финансирования избирательных кампаний являются, наверное, второй по популярности темой для избирателей после подведения итогов голосования. В связи с этим вопрос правового статуса контрольно-ревизионных органов не теряет своей актуальности.
Некоторые авторы отмечают, что контроль в финансовом праве заключается наряду с обеспечением законности какой-либо деятельности в обеспечении целесообразности этой деятельности. [1, с. 547–549]
Рыженко Н. Е. указывает: «Это характерно только для осуществления бюджетного контроля в рамках избирательного процесса и не относится к проведению контроля в части, касающейся избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений, поскольку такие показатели как «экономия средств» и «целесообразность использования средств избирательного фонда» на различные цели в рамках законодательства при проведении кандидатом или избирательным объединением своих избирательных кампаний определяются ими самостоятельно» [2, с. 152]
Однако, Положение о Контрольно-ревизионной службе при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утв. Постановлением ЦИК России от 13.04.2016 № 3/23–7 содержит такие функции Контрольно-ревизионной службы как контроль оплаты изготовления и распространения за счет средств соответствующих избирательных фондов печатных агитационных материалов, аудиовизуальных материалов, иных агитационных материалов, а также анализ агитационных материалов в целях определения соответствия заявленной стоимости выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и распространению поступивших материалов их фактической стоимости, выявления фактов ее занижения (завышения), а также соответствия фактического объема выполненных работ (оказанных услуг) объемам, указанным в первичных (учетных) финансовых документах.
Следовательно, контроль в избирательном праве в аспекте целесообразности относится и к избирательным фондам кандидатов и политических партий, правда указанный аспект служит не целям «экономии средств», а скорее дополнительной возможностью для выявления фактов оплаты изготовления агитационных материалов помимо средств соответствующих избирательных фондов.
Исходя из положений пункта 1 статьи 60 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — ФЗ № 67) контроль в избирательном праве за финансированием выборов заключается в проверке целевого расходования денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, источников поступления средств в избирательные фонды, фонды референдума, организации учета этих средств и их использования, в проверке финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, в организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, о доходах, об их источниках и о расходах, соблюдения кандидатами требований, указанного ФЗ № 67.
В указанной норме выражены два элемента контроля: 1)контроль за деятельностью избирательных комиссий по целевому расходованию бюджетных средств, выделенных на проведение выборов и 2)контроль за деятельностью кандидатов и избирательных объединений.
В настоящей работе остановимся на второй составляющей контроля, которую считаем возможным определить как деятельность Контрольно-ревизионной службы по проверке источников поступления, организации учета и использования средств избирательных фондов, проверка финансовых отчетов избирательных объединений, кандидатов. Предметом такого контроля является деятельность кандидатов и избирательных объединений, а объектом финансовые отчеты, отображающие информацию о поступлении и расходовании средств избирательных фондов.
Контроль осуществляет Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями, во взаимодействии с правоохранительными органами, филиалами Сбербанка России, иными государственными органами и учреждениями, Счетной палатой Российской Федерации, Счетными палатами субъектов Российской Федерации, например, Волгоградской области (Закон Волгоградской области от 17.12.1999 № 344-ОД «О контрольно-счетной палате Волгоградской области»). Счетные палаты осуществляют контроль только в части расходования бюджетных средств на проведение выборов, что следует из норм, определяющих их статус, в частности, статьи 2 Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
Отдельно стоит остановиться на контрольно-ревизионных служба. Первоначально контрольно-ревизионная служба была создана в 1998 году на основании Постановления ЦИК России от 10.12.1998 № 157/1078-II «О Контрольно-ревизионной службе при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». Следующим шагом по нормативному обеспечению деятельности контроль-ревизионных служб стало принятие Методических рекомендаций по организации деятельности избирательных комиссий и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами кандидатов, избирательных объединений, достоверностью представленных сведений о доходах и об имуществе, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 марта 2006 года № 174/1121–4.
В настоящее время на основании статьи 47 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», статьи 60 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» создана Контрольно-ревизионная комиссия при Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, которая является постоянно действующим органом и, деятельность которой регламентирована Положением о Контрольно-ревизионной службе при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утв. Постановлением ЦИК России от 13.04.2016 № 3/23–7.
С учетом действующего законодательства в рассматриваемой сфере, задачами контроля за финансированием избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений являются:
‒ Контроль за источниками поступления, организацией учета и использованием средств избирательных фондов, фондов референдума при проведении федеральных выборов, референдума Российской Федерации.
‒ Проверка финансовых отчетов избирательных объединений, кандидатов, инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативных агитационных групп при проведении федеральных выборов, референдума Российской Федерации.
С учетом мнения ученых [2, с. 158] можно выделить следующие задачи:
‒ обеспечение соблюдения законности деятельности кандидатов, избирательных объединений по привлечению и использованию средств избирательных фондов, источников их формирования;
‒ обеспечение гласности финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений, доведение до сведения избирателей информации об источниках поддержки кандидатов и избирательных объединений, а также выявленных недостоверных сведениях, касающейся финансовой стороны избирательных кампаний;
‒ предупреждение, пресечение, выявление нарушений порядка финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений, своевременное пресечение финансовых правонарушений и обеспечение неотвратимости привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушение соответствующих правил [3, с. 43];
‒ обеспечение правильного, полного и своевременного представления кандидатами, избирательными объединениями, а также другими органами и организациями сведений о финансировании избирательных кампаний;
‒ выявление внутренних резервов и повышение эффективности использования имеющихся ресурсов кандидатов и избирательных объединений для финансирования избирательных кампаний
‒ создание и обеспечение равных условий финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений, в том числе при создании и использовании средств избирательных фондов, а также равного доступа избирателей к финансированию кандидатов и избирательных объединений;
‒ создание и поддержка условий для доверия граждан РФ, избирателей к выборам и избирательному процессу.
В Положении о Контрольно-ревизионной службе при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации отражены следующие её функции:
‒ обеспечение контроля за соблюдением участниками избирательного процесса законодательства, регулирующих финансирование выборов;
‒ обеспечение контроля за соблюдением участниками избирательного процесса установленного порядка финансирования предвыборной агитации, осуществления их мероприятий, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании;
‒ выявление пожертвований, поступивших с нарушением установленного законодательством порядка, подготовка информации для направления в адрес уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата, политической партии о необходимости возврата таких пожертвований жертвователю или перечисления в доход федерального бюджета.
‒ проведение мероприятий по выявлению фактов нарушений в расходовании средств при проведении избирательной кампании, в том числе помимо соответствующего избирательного фонда, подготовка предложений для ЦИК РФ по привлечению к ответственности кандидатов, политических партий, а также граждан и юридических лиц за нарушения порядка финансирования избирательных кампаний.
‒ осуществление приема и проверки финансовых отчетов политических партий при проведении выборов депутатов ГД ФС РФ, кандидатов на должность Президента РФ при проведении выборов Президента РФ.
‒ участие в выявлении фактов финансирования избирательных кампаний кандидатов, политических партий, помимо соответствующих избирательных фондов, фондов референдума.
‒ подготовка для направления в средства массовой информации копий финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, политических партий.
‒ осуществление контроля оплаты изготовления и распространения за счет средств соответствующих избирательных фондов, печатных агитационных материалов, аудиовизуальных материалов, иных агитационных материалов, которые представляются в ЦИК РФ кандидатом, политической партией.
‒ анализ соответствия стоимости изготовления агитационных материалов и их распространения фактической стоимости, выявления фактов оплаты изготовления агитационных материалов помимо средств избирательных фондов, подготовка предложений для ЦИК РФ по привлечению к ответственности кандидатов, политических партий, а также граждан и юридических лиц.
‒ обеспечение контроля за устранением нарушений законодательства, выявленных в ходе проверок формирования и использования средств избирательных фондов кандидатов, политических партий при проведении федеральных выборов.
Литература:
- Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: Учебник /Н. М. Артемов, Е. М. Ашмарина, Г. Г. Ячменев; Отв. ред. Н. М. Артемов. — М.,2004. — 630 с.
- Рыженков Н. Е. Конституционно-правовое регулирование института избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М. — 228 с.
- Гнетов А. В. Практика привлечения к ответственности за финансовые нарушения при проведении избирательных кампаний // Журнал о выборах. 2005. № 6.