Опыт работы клинического психолога в составе мультидисциплинарной команды специалистов отделения медицинской реабилитации «ОДКБ им. Н. Н. Силищевой» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 06.12.2021

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Калюжный, И. П. Опыт работы клинического психолога в составе мультидисциплинарной команды специалистов отделения медицинской реабилитации «ОДКБ им. Н. Н. Силищевой» / И. П. Калюжный, К. В. Парамонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86316/ (дата обращения: 20.01.2022).



Ключевые слова: медицинский психолог, реабилитационный процесс, медицинская реабилитация, работа психолога, команда специалистов.

В современной действительности, психологические аспекты жизнедеятельности человека начинают играть все большую роль в его адаптации к окружающему миру. Причем, мы можем наблюдать непосредственную взаимосвязь — чем стабильнее состояние психического компонента, тем эффективнее осуществляется реализация процесса продуктивного взаимодействия с реальностью. Однако, достаточно часто, человеку не хватает собственных психологических ресурсов, чтобы успешно справиться с препятствиями, возникающими на его жизненном пути. В отдельную группу риска можно отнести детей, так как их психические структуры отличаются недостаточной зрелостью, что, в конечном итоге, может привести к нарушениям процесса адаптации. В случае, когда ребенок имеет какую-либо патологию, мы можем говорить о том, что появляются дополнительные, достаточно значимые, факторы риска, которые приумножают уже имеющиеся «уязвимые точки». Такие ситуации требуют, уже сами по себе, определенного профессионального вмешательства со стороны. Для успешной коррекции, восстановления и развития психических структур, с детьми, оказавшимися в данной группе риска, проводит работу специалист — клинический психолог [3].

Отделение медицинской реабилитации «ОДКБ им. Н. Н. Силищевой» является отделением второго этапа реабилитации детей многопрофильного стационара. В отделение госпитализируют пациентов с различной патологией: с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, соматической патологией, а также, проводится реабилитация детей, перенесших COVID-19. Все пациенты, при госпитализации, осматриваются командой специалистов по профилю реабилитации. Состав команды подбирается индивидуально. В состав команды могут входить врачи-педиатры, неврологи, ортопеды, врач ЛФК, физиотерапевт, иглорефлексотерапевт, логопед-дефектолог, клинический психолог, массажисты и инструктора ЛФК. Собрание мультидисциплинарной команды специалистов осуществляется в день госпитализации пациента, каждые 7 дней реабилитации и в день выписки. На первом этапе работы, каждого пациента ждет детальный анализ, который проводится полным составом мультидисциплинарной команды. Здесь происходит подробное изучение анамнеза, жалоб пациента, актуального состояния, потенциальных возможностей реабилитации и т. д. Именно это позволяет команде специалистов составить индивидуальную программу реабилитации, в том числе и определить потребность в индивидуальной психологической помощи каждому пациенту. Вся индивидуальная программа реабилитации строится на основе кодирования полученных данных доменами международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ). На следующем этапе, совместно с другими специалистами, клинический психолог определяет цель и задачи дальнейшей работы с ребенком, которая будет осуществляться на протяжении всего реабилитационного периода. Последним шагом, в данном схематическом отображении деятельности клинического психолога, является практическая работа [1,5].

Существуют четыре основных направления, в которых реализуется психологическое вмешательство — психологическое консультирование, психологическая коррекция (психокоррекция), психологическое просвещение (психопросвещение) и психологическая профилактика (психопрофилактика). Отдельно располагается психологическая диагностика (психодиагностика). Она является фундаментом для любого психологического воздействия. Игнорирование психодиагностики возможно, но только в случаях, требующих экстренного вмешательства психолога. Выбор того или иного варианта осуществляется на основании целей, определенных заранее, и результатов диагностических мероприятий, проведенных во время первых встреч. Однако, в большинстве случаев, непосредственная работа клинического психолога представляет собой системное сочетание нескольких направлений. К примеру, первоначальное направление исключительно на психологическое консультирование может быть дополнено элементами психокоррекции, если психодиагностические мероприятия позволили сделать вывод о том, что развитие некоторых психических познавательных процессов не соответствует возрастной норме. Помимо этого, процесс пребывания детей в стационарных условиях может быть осложнен ситуативными факторами, которые видоизменяют основной вектор психологической работы. Например, эмоциональное состояние родителя, сопровождающего пациента по ходу реабилитационного процесса, может потребовать внедрения в непосредственную психологическую работу с ребенком элементов психопросвещения или психопрофилактики, нацеленных на родственника. Все эти аспекты, лишний раз, подчеркивают, что деятельность клинического психолога в отделении медицинской реабилитации является пластичной и не должна иметь в своей структуре элементов консерватизма или ригидности [2].

Работа клинического психолога с пациентами, проходящими реабилитационные мероприятия, предполагает использование многочисленного инструментария разнообразных методик. Их характер располагается в широком диапазоне — от поддерживающих техник до корригирующих упражнений. В психологической работе, являющейся частью реабилитационного процесса, большое значение придается шкалам, которые позволяют получить значимую информацию, отражающую важные аспекты актуального психического состояния пациента. К примеру, одной из наиболее часто используемых шкал, является Госпитальная Шкала Тревоги и Депрессии (HADS). Основная цель данной методики — диагностика уровня выраженности признаков тревоги и депрессии. По результатам интерпретации, клинический психолог может прийти к выводу, что у того или иного пациента присутствуют признаки субклинически/клинически выраженной тревоги/депрессии. Это позволяет своевременно предпринимать меры конкретного психологического вмешательства, нацеленного на предотвращение развития феноменов тревоги или депрессии. Полученные данные, в ряде случаев, могут помочь не только специалисту психологического профиля, но и другим участникам мультидисциплинарной команды с модернизацией индивидуальной реабилитационной программы по вектору максимальной эффективности [4].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что необходимость учета психологического фактора в реабилитационном процессе является одной из приоритетных целей, которая достигается совместной работой клинического психолога и других специалистов, входящих в состав мультидисциплинарной команды.

Литература:

  1. Батышева Т. Т. Реабилитация детей с поражением центральной нервной системы / Т. Т. Батышева, А. И. Крапивкин, А. Д. Царегородцев, В. С. Сухоруков, С. В. Тихонов // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2017. — № 6.
  2. Романов, Э. В. Психологические барьеры медицинской реабилитации / Э. В. Романов, О. Ю. Ивлев // Вопросы науки и образования. — 2018. — № 1.
  3. Романовская, М. В. Организация помощи психического здоровья в педиатрических учреждениях / М. В. Романовская, С. В. Гречаный // Педиатр. — 2017. — Спецвыпуск.
  4. Русецкая, Д. В. Обзор психокоррекционной работы с позиций мировых психологических направлений / Д. В. Русецкая // Психология и педагогика служебной деятельности. — 2020. — № 4.
  5. Султанова, А. Н. Психологическая коррекция эмоционального состояния подростков с неврологическими заболеваниями / А. Н. Султанова, А. С. Станкевич, Т. Ю. Сычева, М. К. Иванова, В. А. Луговенко // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): клинический психолог, команда специалистов, реабилитационный процесс, медицинская реабилитация, HADS, индивидуальная программа реабилитации, психологическая работа, психологическое вмешательство, психологическое консультирование, состав команды.


Ключевые слова

медицинская реабилитация, медицинский психолог, реабилитационный процесс, работа психолога, команда специалистов
Задать вопрос