Специфика деятельности психолога в структуре МВД | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Общественно значимое исследование Высокая практическая значимость

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №8 (28) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 17.07.2019

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Любаев Д. В., Любаев А. В. Специфика деятельности психолога в структуре МВД // Юный ученый. — 2019. — №8. — С. 148-150. — URL https://moluch.ru/young/archive/28/1372/ (дата обращения: 22.10.2019).



 

Одной из важнейших отраслей психологии, которая стремительно развивается, несмотря на относительно недавнее образование как отдельной отрасли, является -юридическая психология.

Психология как наука охватывает все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и проявления, и использование психологических знаний, закономерностей в сфере правового регулирования и юридической деятельности, а также благодаря особенностям изучаемой области в психологии, повышение эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохраняемой и пенитенциарной деятельности [1, c. 22].

На сегодняшний день концепция кадровой политики Министерства Внутренних дел РФ определила основные параметры работы с кадрами, отвечающие требованиям, занесенным в документ министром внутренних дел Владимиром Колокольцевым 2 сентября 2013 года приказ МВД России № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» [4].

Главной задачей психологического обеспечения в системе МВД РФ является работа с психологическим потенциалом личности сотрудников ОВД, нормализация психического состояния, повышение эффективности работы оперативно-служебной деятельности, обращая внимание, как и на отдельного сотрудника, так и на работу коллектива в целом [7, c. 23].

Как и в любой другой сфере деятельности, где основная работа, прежде всего, сотрудничество с людьми, работа в органах внутренних дел, как и другие нуждается в психологической подготовке. Лица, поступающие на работу в МВД, сознательно должны понимать задачи их деятельности и всю картину возможной угрозы в чрезвычайных ситуациях. Поэтому все претенденты проходят обязательную психологическую экспертизу, в виде весомой работы со штатным психологом. Прежде всего, это беседа и опрос с претендентами, где можно выявить характер взаимодействия человека с другими людьми [6, c. 234]. Ознакомление с личным делом, и выявление нежелательных пунктов в биографии человека. Также большее внимание уделяют диагностики личности, с помощью основных методик выявляют темперамент, акцентуацию характера, методика диагностики уровня субъективного контроля и методики, выявляющие степень агрессивности. Исходя из специфики работы в ОВД, также члены коллектива могут пройти различные тесты на стрессоустойчивость, потому как именно этот фактор является важнейшим в работе МВД.

Обычно для работы в правоприменительной системе идут молодые люди, которые сформированы как целостная личность, которая включает в себя морально-этические, познавательные, мотивационные, нравственные, эмоциональные и волевые компоненты.

Из личной беседы можно выявить, что мотивы молодого человека отражают стремление стать следователем, адвокатом, прокурором и потребность выполнять свои должностные обязанности. В познавательной сфере кандидат имеет представление о том, что перед ним будут стоять задачи, связанные с профессиональной деятельностью и со всеми ее аспектами, связанных с различными профессиональными ситуациями, способность видеть себя в качестве специалиста.

Также стоить отметить эмоциональную устойчивость молодого специалиста, при работе с преступностью, уверенность в себе и в свои силы, а также преодоление различных преград. Волевые качества, как одна из главных сфер, отражают сосредоточенность, усердие при выполнении профессиональной задачи молодым специалистом.

Целью собеседования в основном является первичная оценка объективных успехов поступающего на службу, т. е. рекомендации, справки, характеристики, дипломы, почетные грамоты, а также любые дополнительные данные на поступающего.

Наряду с этим изучаются и затрагиваются вопросы, связанные с [5, c. 83]:

  1.               Особенностями мировосприятия
  2.               Ценностные установки
  3.               Пристрастия, образ жизни, отношение в семье
  4.               Отношение к будущей профессии, его представления о предстоящей работе.

Васильев В. Л. выделяет 5 типов профессиональной мотивации, которые необходимо устанавливать в ходе собеседования [2, c. 413]:

  1.               Адекватный
  2.               Ситуативный
  3.               Конформистский
  4.               Компенсаторный
  5.               Криминальный

Помимо организации приема на службу, психолог также имеет право сотрудничать с другими отделами в структуре МВД. Применение психологических знаний дает возможность разрешения большей части проблем в тех или иных ситуациях. Работа психолога касается помощи как сотрудникам, так и потерпевшим. Что касается помощи сотрудникам, то здесь можно отметить работу со следователями, сотрудниками СИЗО, ОМОН и других силовых структур. Так как эта работа напрямую связанна с борьбой с преступностью, то велика вероятность стрессовых ситуаций. В этих случаях психолог всегда компетентен в вопросах разрешения конфликтов, как и внутриличностных так и коллективных. В первую очередь, это индивидуальный подход к человеку, правильная диагностика личности, выбор и применение ситуаций приближенных, и приемов для разрешения конфликтов.

Также важна роль психолога в качестве эксперта-консультанта при раскрытии уголовных дел. Имеются много различных ситуаций, в которых необходима помощь психолога, так, например, раскрытие серийных убийств, совершенных на сексуальной почве, ритуальных поджогов и взрывов, изнасилований и других тяжких преступлений, планирование первоначального этапа раскрытия преступной деятельности организованной преступной группировки.

По мнения Васильева В. П., такой вид помощи носит внепроцессуальный характер. т. е. в качестве информации справочного характера для следствия. Это могут быть данные о личностных особенностях восприятия, мышления, памяти, особенности развития детей и пожилых лиц, характер поведения в алкогольных и наркотических опьянениях, состояние аффекта, стресса, сильного страха. Что касаемо групповых преступлений, то здесь что психолог может дать информацию следствию о характере взаимоотношений в данной преступной группировке, распределение ролей, наличие лидеров, способствовать поиску уязвимого звена. Согласно ст. 133 УК РФ психолог также может быть привлечен к участию в производстве следственных действий, таких как обыск, осмотр места происшествия, допрос. Результаты, полученные от психолога, фиксируются в протокол [2, c. 452].

Работа психолога с обвиняемым предполагает конкретную диагностику личности, беседу, а также помощь. Помощь обвиняемым заключается в том, чтобы дать понять задержанному благоприятное расположение психолога [3, c. 109]. Само заключение под стражу влечет формированию стресса у обвиняемого, так психолог компетентен, проработать с обвиняемым те переживания, которые мешают или наоборот будут способствовать введению дела.

Закон предусматривает наличие в кадровом составе психолога-педагога, для введения дел с малолетних и несовершеннолетних. Задача психолога-педагога помочь не только следствию, но и самому ребенку при выборе между преступным и спокойным миром, не в коем случае не настаивать на поселении в интернате и в колонии для малолетних, так как ведет за собой критичные последствия, в связи с тем, что социализация у этого ребенка происходит в местах заключения с определенным типом людей. Психолог может подкорректировать формулировку и введение допроса именно с данным несовершеннолетним ребенком, дать сведения для дополнения данных следствия. Также важно участие психолога в производстве следственных действий в отношении лиц с психическими отклонениями, заболеваниями, где устанавливается контакт, идет корректировка вопросов с учетом познавательной способности обвиняемого.

Подводя итог, можно сказать, что психолог, состоящий в ряде структур МВД, выполняет колоссальный объем работы, выполняя свои функции в качестве эксперта и консультанта. Психолог должен иметь развитое аналитическое мышление, иметь такое качество как эрудированность, так как на сегодняшний день больше половины преступников имеют высшее образование. Специалист должен быть грамотным в любых ситуациях, компетентным по отношению к обеим сторонам и иметь огромное желание помогать людям.

 

Литература:

 

  1.               Андреева Г. М. Социальная психология, Москва: Аспект Пресс, 2012. — 375с.
  2.               Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб, 2014. — 520с.
  3.               Гейжан Н. Ф. Профессиональная подготовка практических психологов для правоохранительных органов/ Н. Ф. Гейжан // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2008. № 3–220с.
  4.               Ендржеевский А. А. Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности ОВД: состояние и основные пути совершенствования. [Электронный ресурс] / А. А. Ендржеевский // Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах № 1 (56) / 2014. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/moralno-psihologicheskoe-obespechenie-operativno-sluzhebnoy-deyatelnosti-ovd-sostoyanie-i-osnovnye-puti-sovershenstvovaniya Дата обращения: 07.02.2016.
  5.               Мягких Н. И. Проблемы профессионального отбора при поступлении на службу в ОВД/ Н. И. Мягких // Экономический вестник МВД России, 2006. № 11. — 97с.
  6.               Марьин М. И. и др. Психологическое обеспечение деятельности ОВД в экстремальных условиях.- М.: ГУК и КП МВД России, 2013. — 308с.
  7.               Селиверстов В.И Научно-методическое обеспечение деятельности психологической службы МВД России/ Управление воспитательной работы ГУКиКП МВД России, ЦОКП МВД России, 2004. — 120с.
Основные термины (генерируются автоматически): работа, психолог, разрешение конфликтов, ситуация, работа психолога, диагностик личности, молодой специалист.


Похожие статьи

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Работа педагога-психолога по оптимизации конфликтного поведения подростков происходит по следующим направлениям: организационная работа — сбор информации, условиях жизнедеятельности ребенка. Диагностическая работа — проведение психодиагностики для...

Возможности профилактики конфликтного поведения подростков...

Анализируются различные подходы авторов к работе педагога-психолога с данной

В рамках изучения профилактики конфликтного поведения подростков педагог — психолог исследует и дает

Диагностика направлена не только на подростков, но и на их семьи, поскольку общая...

Возможности психолого-педагогической профилактики...

Для предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций, оптимизации психологического климата, важную роль играет деятельность педагога-психолога.

2) психологический уровень предполагает личностную ориентацию в упреждении конфликтов, воздействие на...

Основные направления работы психолога по профилактике...

Основными направлениями работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов являются психодиагностика, просвещение и коррекция. Диагностика наличия у сотрудников стрессовых ситуаций в коллективе, признаков профессионального выгорания...

Роль психолога и его обязанности на гостиничном предприятии

Отдельно можно выделить работу психолога по минимизации и разрешению конфликтов внутри трудового коллектива. Существуют четыре основных типа конфликта на любом предприятие: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного...

Проблема конфликтного поведения подростков становится в настоящее время все более актуальной. Стрессовый характер современной ситуации развития общества, повышенная нагрузка на подростков в учебно-воспитательном процессе...

Сотрудничество консультанта-психолога со специалистами...

Ключевые слова: сотрудничество, время работы психолога, работа психолога над собой, прикладное психологическое знание, референт. Под организацией индивидуальной работы консультанта-психолога подразумевается организация его личной профессиональной...

Работа педагога-психолога по профилактике дезадаптации...

В настоящее время, в России, происходят различные перемены. Меняется психология человека, его взгляды, убеждения, привычки, жизненные ценности, роль в обществе, и др. На одних такие изменения ни как не влияют, а для других оказывают существенные изменения...

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

Конфликты — это норма жизни. В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием младших школьников, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

Похожие статьи

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Работа педагога-психолога по оптимизации конфликтного поведения подростков происходит по следующим направлениям: организационная работа — сбор информации, условиях жизнедеятельности ребенка. Диагностическая работа — проведение психодиагностики для...

Возможности профилактики конфликтного поведения подростков...

Анализируются различные подходы авторов к работе педагога-психолога с данной

В рамках изучения профилактики конфликтного поведения подростков педагог — психолог исследует и дает

Диагностика направлена не только на подростков, но и на их семьи, поскольку общая...

Возможности психолого-педагогической профилактики...

Для предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций, оптимизации психологического климата, важную роль играет деятельность педагога-психолога.

2) психологический уровень предполагает личностную ориентацию в упреждении конфликтов, воздействие на...

Основные направления работы психолога по профилактике...

Основными направлениями работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов являются психодиагностика, просвещение и коррекция. Диагностика наличия у сотрудников стрессовых ситуаций в коллективе, признаков профессионального выгорания...

Роль психолога и его обязанности на гостиничном предприятии

Отдельно можно выделить работу психолога по минимизации и разрешению конфликтов внутри трудового коллектива. Существуют четыре основных типа конфликта на любом предприятие: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного...

Проблема конфликтного поведения подростков становится в настоящее время все более актуальной. Стрессовый характер современной ситуации развития общества, повышенная нагрузка на подростков в учебно-воспитательном процессе...

Сотрудничество консультанта-психолога со специалистами...

Ключевые слова: сотрудничество, время работы психолога, работа психолога над собой, прикладное психологическое знание, референт. Под организацией индивидуальной работы консультанта-психолога подразумевается организация его личной профессиональной...

Работа педагога-психолога по профилактике дезадаптации...

В настоящее время, в России, происходят различные перемены. Меняется психология человека, его взгляды, убеждения, привычки, жизненные ценности, роль в обществе, и др. На одних такие изменения ни как не влияют, а для других оказывают существенные изменения...

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

Конфликты — это норма жизни. В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием младших школьников, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

Задать вопрос