Взяточничество в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 04.12.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Михайлова, Ч. К. Взяточничество в современной России / Ч. К. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 241-243. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86331/ (дата обращения: 20.01.2022).



В данной статье будет рассмотрено проявление взяточничества как коррупционного явления в современной России с проведением анализа статистических данных и выявлением проблематики проявления коррупции на территории страны.

Актуальность рассматриваемой темы статьи обусловлена определением взяточничества как одной из основных проблем как на государственном, так и на мировом уровне. Явление чаще именуют коррупцией, объединяя его также с коммерческим подкупом. Согласно данным статистики ГИАЦ МВД России, по состоянию на 2020 год было выявлено более 30 тысяч преступлений коррупционного характера, что не отражает реальную картину взяточничества на территории страны в силу высокой латентности данной категории преступлений. Граждане боятся говорить о проявлении коррупции в их деятельности или не видят в этом смысла, потеряв доверие к властям. Утрата доверия также объясняется высокими показателями коррупции во всех сферах социума. Все рассмотренные проявления и результаты взяточничества требуют более глубокого изучения коррупционного явления с целью разработки действенных способов противодействия и повышения доверия граждан к органам местной, региональной и государственной власти.

История взяточничества на территории России тянется несколько веков, изменяя форму и наименование. В настоящее время под данным термином понимается дача/получение вознаграждения в финансовой, материальной, имущественной или правовой форме за выполнение должностным лицом деяния, подразумевающего действие или бездействие в пределе должностных полномочий. Взяточничество считается преступлением и его совершение несет за собой привлечение к уголовной ответственности [6]. Установлена ответственность статьями 290, 291 и 291.1 Уголовного кодекса. В 2016 году появилась статья 291.2, разделив взяточничество по сумме вознаграждения на мелкое (сумма вознаграждения составляет менее 10 тысяч рублей) и крупное (сумма вознаграждения составляет более 10 тысяч рублей) [1].

Соучастниками преступления выступают две или три стороны:

— взяткополучатель — должностное лицо, получающее вознаграждение за действие или бездействие;

— взяткодатель — заинтересованное лицо, оплачивающее деяния должностного лица;

— посредник — лицо, передающее вознаграждение от взяткодателя к взяткополучателю.

Посредник не является обязательным участником преступления. В крупных противозаконных деяниях может участвовать несколько лиц, сформированных в группу, где каждый соучастник выполняет определенную роль. Следовательно, под понятием «взятка» можно понимать три преступления: получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве.

По состоянию на 2020 год, исходя из отчета Генпрокуратуры, половину преступлений коррупционной направленности составили взятки. Как и в предыдущие годы, они имеют самый большой вес среди коррупционных преступлений. Треть среди зарегистрированных преступлений составило мелкое взяточничество. Преимущественное количество должностных лиц, являющихся взяткополучателем — сотрудники правоохранительных органов. Отчет Генпрокуратуры РФ за начало 2021 года продемонстрировал сильный прирост взяточничества, более чем на 10 % [4].

Высокий прирост коррупционных преступлений и взяточничества в частности поспособствовал масштабированию коррупции в негативное явление, пронизывающее все сферы социума. Сказывается данное явление не только на внутренних правовых и социальных отношениях, но и на внешнеполитических. В настоящее время, Россия находится в списке лидеров среди стран с самым высоким процентом коррупции [9].

Несмотря на наличие уголовной ответственности и других мер, принимаемых государством по противодействию взяточничеству, и коррупции в целом, заметный прирост преступлений заставляет задуматься об их эффективности. Коррупционные преступления имеют высокую степень латентности, то есть, выявить их достаточно сложно в силу того, что многие деяния должностных лиц, за которые было обещано вознаграждение, не выходят за рамки действующего законодательства. Также, нередко встречаются и преступные группировки, где дело не ограничивается одной взяткой ради личной выгоды. Расследование преступлений данной категории также сталкивается с затруднениями, так как преимущественное число раскрытых дел обеспечено взятием соучастников с поличным. Однако, поймать взяточников подобным образом почти невозможно, так как многие граждане не видят смысла в сообщении о подобных правонарушениях. Распространены случаи вымогательства взятки, когда должностное лицо всячески мешает интересам гражданина, подвергающегося вымогательству с целью получения личной выгоды.

Взяточничество способно монументально понизить доверие граждан к власти всех уровней. Одним из самых крупных примеров взяточничества за последние 20 лет, согласно списку Форбс, можно отметить дело Александра Хорошавина, бывшего губернатора Сахалинской области. Взятка, переданная чиновнику через посредника, составила более 5 миллионов долларов. Мужчина был приговорен к заключению на 13 лет, конфискации взятки и имущества. Данный случай взяток в особо крупных размерах далеко не единственный из раскрытых преступлений, где виновный получил наказание. Высокая латентность подобного рода преступлений говорит о том, что о многих даже особо крупных случаях взяточничества неизвестно [3].

Глядя на подобные преступления, граждане убеждаются в том, что «все продается и все покупается». Следовательно, вера в демократию, являющуюся основополагающим принципом Основного закона Российской Федерации, сводиться к минимуму. Гласность придается, как правило, крупным примерам взяточничества [2]. Однако, взятки в мелком размере также не являются редкостью.

2021 год также удивил граждан законопроектом о «нечаянной» коррупции, заставив недоумевать все слои населения. Согласно данному законопроекту, чиновники могут быть освобождены от законных мер противодействия коррупции и взяточничеству при условии, если получение взятки произошло по обстоятельствам, не зависящим от чиновников. Несмотря на то, что подобное нововведение было подробно разъяснено и в крупных изданиях, таких как Российская газета, поправки в законодательство также повлияли на доверие граждан к власти. Законопроект назвали управленческим вопросом, дающим шанс составить все налоговые декларации и отчетность чуть позже срока [10].

Повысить доверие граждан к власти возможно усилением мер по противоборству взяточничеству и коррупции в целом. В одном из последних обращений Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию, была просьба о том, что не стоит поднимать шумиху вокруг крупных дел о взяточничестве и коррупции, так как «борьба с коррупцией — это не шоу». Однако, демонстрация результата принимаемых антикоррупционных мер положительно влияет на отношение граждан к властям и правоохранительным органам.

Избавиться от взяточничества и коррупции полностью невозможно, однако, возможно значительно снизить ее процент. Прежде всего, требуется усиление правоприменения на всех уровнях власти и просвещение граждан об ответственности за совершение подобного рода преступлений. Выработка негативного отношения к взяточничеству среди народа сможет повлиять на показатели о раскрываемости данного вида преступлений. Опираясь на статистику с 2019 по 2021 годы, был сделан акцент на выявлении крупного взяточничества, оставив в это время «процветать» взяточничество в мелких размерах. Многие граждане оповещены о том, что взяточничество стало неотъемлемой частью социума, но не знают о мерах борьбы с ним.

Чтобы обеспечить борьбу с коррупцией и взяточничеством на всех уровнях власти, требуется расширение регулятивных норм. По сути, уголовное право позволяет бороться с крупными коррупционными проявлениями, имеющими высокую общественную опасность. Для противодействия мелкому взяточничеству в различных сферах власти, требуется пополнение иных видов законодательства нормами, определяющими состав коррупционного преступления и ответственность за него по отраслям права соответственно.

Ограничение регулирования коррупции рамками одного закона не даст возможности охватить весь спектр преступлений коррупционной направленности, оставляя за этими рамками приличную его часть.

На основании проведенного анализа можно сделать следующий вывод о состоянии взяточничества в современной России: статистика выявленных преступлений демонстрирует недопустимо высокий уровень взяточничества в стране, повышающий уровень коррупции, что обеспечивает России место в лидерах-коррупционерах среди всех стран мира. Взяточничество имеет высокую опасность для социума, подрывая доверие граждан к власти, что подтверждают социологические опросы, согласно которым многие граждане даже не видят смысла в обращении в правоохранительные органы с заявлением о проявлении взяточничества или вымогательстве. Сложившаяся ситуация требует комплексного принятия мер:

— расширение регулятивных мер по отраслям права, чтобы охватить больший спектр правонарушений;

— просвещение граждан о санкциях за совершение подобного преступления и выработка четкого негативного отношения к взяточничеству.

Принятые меры будут способствовать снижению уровня общественной опасности, повышению доверия граждан к власти, а также улучшению позиции России на международной арене. Снижение коррупционных показателей позволит привлечь больше иностранных инвесторов, вселяя уверенность, что их средства не осядут в карманах чиновников и должностных лиц.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  2. РБК: В России рекордно выросло число осужденных за крупные взятки/ 2020. — URL: https://www.rbc.ru/society/30/04/2020/5e9daa0e9a794771cc07e9bd (дата обращения 26.11.2021).
  3. Михайлова А., 13 крупнейших взяток в новейшей истории России/ 2019. — URL: https://www.forbes.ru/obshchestvo-photogallery/376909–13-krupneyshih-vzyatok-v-noveyshey-istorii-rossii (дата обращения 26.11.2021).
  4. ТАСС, Генпрокурор указал, что ущерб…/2020. — URL: https://tass.ru/ekonomika/11228045 (дата обращения 26.11.2021).
  5. Пономаренко С. С., Современное состояние коррупции в России// Science time — 2016.
  6. Яни П. С., Взяточничество: понятие и объект//Вестник Московского университета. Серия 11. Право — 2016.
  7. Прозументов Л. М., Уголовно-правовое противодействие коррупции в России: история и современное состояние// Вестник Томского государственного универститета — 2016.
  8. Егорова Л.А,, Гибадулинова Л. Р., Бабаева Ю. Г., Взяточничество как элемент коррупции//Успехи в химии и химической технологии — 2018.
  9. Серафимов А. Л., Куликова М. С., Взяточничество как актуальная проблема современной России// Символ науки — 2021.
  10. Ветренко И., Совесть никто не отменял// Российская газета — Столичный выпуск № 54(8405) — 2021.
Основные термины (генерируются автоматически): взяточничество, доверие граждан, должностное лицо, коррупция, преступление, сумма вознаграждения, высокая латентность, коррупционная направленность, коррупционное явление, Российская Федерация.


Задать вопрос