Проблемы коррупционного поведения должностных лиц налоговых органов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 30.11.2021

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Трушкина, П. В. Проблемы коррупционного поведения должностных лиц налоговых органов / П. В. Трушкина, В. Н. Рогачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86143/ (дата обращения: 20.01.2022).



Актуальность работы обусловлена масштабностью распространения коррупции в налоговых органах, в связи, с чем вызвана необходимость в подробном рассмотрении некоторых аспектов. В данной статье освещены основные вопросы, связанные с коррупцией в налоговой сфере, а также причины её возникновения. Авторы рассматривают некоторые проблемы по данной теме, а также предлагают пути их решения.

Ключевые слова: коррупция, должностное лицо, взятка, налоговые органы, государственная служба, корыстные мотивы, злоупотребление полномочиями.

Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды [1]. Следует отметить, что проблема коррупции в России существуют давно и чаще всего совершается в налоговой сфере. В связи с этим возникает несколько вопросов: Каким образом решить данную проблему? Что сподвигает к подобному роду преступлений? Какие меры принимаются для борьбы с коррупцией?

Стоит начать с того, что правильное и рентабельное налогообложение является основой формирования бюджетов всех уровней и их целесообразного распределения, поэтому важно понимать, насколько общественно опасным является халатное и недобросовестное поведение должностных лиц, не обеспечивающих необходимый и достаточный уровень взимания налогов и сборов вследствие получения взяток. Такие субъекты подрывают не только авторитет исполнительной власти, но и доверие граждан, в связи, с чем складывается мнение, о том, что данные органы не решают проблемы, а лишь создают их. Проявление коррупции в налоговой сфере крайне актуально в настоящее время, если учитывать масштабы российской теневой экономики. В первую очередь, это связано с тем, что должностные лица злоупотребляют своими полномочиями и используют для этого различные нелегальные способы получения дополнительной финансовой поддержки со стороны населения не только для Федеральной налоговой службы, но и для «собственного кармана» [2].

Если обратиться к отчёту Генпрокуратуры за 2021 год, то можно заметить, что число коррупционных преступлений в первой половине 2021 года выросло на 16,5 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и ущерб от преступлений в сфере коррупции составил 39,4 млрд руб. [3].

В большинстве случаев выгодным и удобным для налоговых органов является и то, что налогоплательщик, в силу своей неосведомлённости и низкой правовой грамотности принимает пассивную позицию, поскольку ему проще заплатить, чем разбираться в правомерности действий данных органов. Одним из наиболее актуальных и распространённых способов является вымогательство взятки со стороны налогового органа в обмен на бездействие или не выявление каких-либо нарушений или незаконное возмещение НДС. Прежде всего, стоит обратить внимание на поведения должностных лиц налоговых органов, потому что именно данная сфера обеспечивает надлежащий уровень уплаты законных налогов и сборов в целях финансового обеспечения деятельности государства [4]. Также, согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации, акты органов исполнительной власти не составляют законодательства о налогах и сборах [5]. Исходя из этого сотрудники налоговых органов, воспользовавшись низким уровнем правового образования налогоплательщиков, превышая свои должностные полномочия, могут предъявить им требование об уплате дополнительного налога, который не указан в российском законодательстве.

В качестве примера можно привести дело о получение взятки в Москве. Так, Таганский районный суд г. Москвы вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении ныне бывшего главного государственного инспектора отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС № 31 по г. Москве, 35-летнего Геворга Сафаряна. Он осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение взятки в значительном размере) [6].

Также, воронежские силовики задержали заместителя начальника межрайонной инспекции ФНС № 1. Его заподозрили в получении взятки на 8 млн рублей и предполагается, что в данном деле появятся и другие подозреваемые, поскольку разбирательство по делу ещё не закончено [6]. В 2019 году в Рязанской области также был задержан заместитель руководителя УФНС по подозрению в получении взятки около 3-х млн рублей. Вышерассмотренные примеры далеко не единственные, и как показывает статистика, коррупционные преступления в налоговой сфере с каждым годом возрастают.

Из всего этого следует, что причинами коррупции в сфере налогообложения, как и коррупции в целом, являются корыстные мотивы, и личная заинтересованность должностных лиц. Также сюда можно отнести отсутствие надлежащего контроля со стороны местной законодательной власти за поведением высших должностных лиц региональных налоговых органов. Нужно понимать, что задачу по устранению коррупции в России устранить крайне нелегко и проблематично, и непосредственно требует немало усилий и времени. В первую очередь, это задача не только органов государственной власти страны, но и каждого гражданина, проживающего на её территории. Именно поэтому на современном этапе развития общества необходимо повышать правовую грамотность населения и чувства служебного долга у налоговых органов.

Вышесказанное позволяет выделить следующие меры борьбы с коррупцией. Во-первых, необходимо расширить круг субъектов получения взятки путем замены понятия «должностное лицо» на понятие «публичный служащий». Соответственно, должны поменяться названия главы 30 УК РФ и др. [7]. Во-вторых, ввести конфискацию имущества за все составы получения взятки. В третьих, необходимо усовершенствовать налоговое законодательство, а именно внесение изменений в нормы о подаче налоговых деклараций, правил проведения налоговых проверок и рассмотрения жалоб по результатам их проведения в целях устранения «лазеек», а также исключить некорректные и двойственные формулировки [8]. Если говорить об ужесточении мер контроля, например, осуществление частых проверок, то сотрудникам налоговой сферы просто некогда будет исполнять свои должностные обязанности, и из-за этого будет нарушаться и ухудшаться их основная деятельность.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что чрезмерный контроль и жёсткие меры, применяемые к налоговой сфере, могут только усугубить ситуацию. Это может привести к нестабильности в данной сфере, поэтому на наш взгляд наиболее рациональным способом по борьбе с коррупцией является внесение изменений в российское законодательство, а именно повышение наказания для лиц, работающих в налоговой сфере и расширение субъектов, которые относятся к данным лицам. Помимо этого необходимо повышать правовую культуру и грамотность населения, в том числе и молодёжи путём ведения различных мероприятий, связанных с борьбой с коррупцией, круглых столов, конференций, в том числе познавательных лекций. Только при реализации рассмотренных мер, возможно, достичь определённого результата, направленного на эффективную и добросовестную работу налоговых органов.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч.1). Ст. 6228.
  2. Программа «Исследовательские проекты молодых ученых» Алексеев Илья Николаевич // https://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=752#sdfootnote68sym (дата обращения: 18.11.2021).
  3. В России выявили рекордное за 8 лет число коррупционных преступлений [Электронный ресурс] // https://www.rbc.ru/politics/30/08/2021/612d07919a79470efb759237 (дата обращения: 19.11.2021).
  4. Противодействие коррупции в налоговой сфере [Электронный ресурс] // https://na-journal.ru/4–2018-gumanitarnye-nauki/1283-protivodejstvie-korrupcii-v-nalogovoj-sfere (дата обращения: 19.11.2021).
  5. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. № 31. 1998. Ст. 3824.
  6. База данных коррупционеров [Электронный ресурс] // https://corrypcii.net/fns_sotrudnik_korrupcia_database (дата обращения: 19.11.2021).
  7. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  8. Мещерский А. С. Уголовно-правовые аспекты получения взятки как наиболее опасного проявления коррупции: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2002 С. 9–10, 23.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговая сфера, получение взятки, коррупция, москва, орган, внесение изменений, исполнительная власть, российское законодательство, Россия, УК РФ.


Задать вопрос