К вопросу об изучении термина «художественный мир» в литературоведении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 02.12.2021

Статья просмотрена: 584 раза

Библиографическое описание:

Юсупова, Н. А. К вопросу об изучении термина «художественный мир» в литературоведении / Н. А. Юсупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 480-482. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86235/ (дата обращения: 27.10.2024).



Статья посвящена эволюции понятия «художественный мир» в научной мысли. Переосмысление и обновление понятия «художественный мир» необходимо в связи с тем, что ранее определявшие это понятие термины уже не могут адекватно идентифицировать литературный процесс и специфику художественных текстов. Актуальность названной темы обусловлена необходимостью обобщить имеющиеся концепции на категорию «художественный мир», исходя из закономерностей развития современного литературного процесса. Автор статьи использует методику аккумулирования и накопления знаний с целью дальнейшего их обобщения и систематизации. Юсупова Н. приходит к выводу о том, что исходя из вышеизложенных мыслей на понятие «художественный мир», на сегодняшний момент наиболее адекватным в литературоведческой науке является определение А. Ф. Лосева, который трактует это понятие как стиль художественного произведения.

Ключевые слова: литературный процесс, поэтика, художественное произведение, внутренняя форма, стиль.

В процессе развития научной мысли переоценка и замещение терминов неизбежна. Уточнение или замена термина происходит в том случае, если, термины уже не способствуют адекватному осмыслению литературного процесса и художественного произведения. Так, термин «поэтика» в литературоведении ХХ в. приобрел обновленный смысл, что без уточнения значения, включаемого в него, и зоны его использования, он практически потерял смысловую определенность. Аналогичные тенденции привели к формированию новой концепции, согласно которой, произведение необходимо трактовать как художественный мир. В эстетической мысли эпохи Возрождения возникает идея о том, что художественное произведение являет собой специфический, независимый от реальности идеальный мир (Ф.Сидни «Защита поэзии», Дж. Паттенхем «Искусство английской поэзии») [1]. Разработанное В. фон Гумбольдтом и Г. В. Ф.Гегелем учение о «высшей трансцендентной реальности, порождаемой воображением», продолжило научные мысли эпохи Возрождения. Так, Гумбольдт отмечал, что «силой воображения поэт создает в своем творчестве принципиально иной мир» [2, с. 170–176.]. Немецкий мыслитель утверждал идею о единстве и независимости художественного текста. Исходя из концепции Гумбольта, «поэт стирает в нем черты, основанные на случайном, а все остальное приводит во взаимосвязь, при которой целое зависит лишь от самого себя» [2, с. 170–176.].

Это единство философ обозначает как мир, уточняя, что слово «мир» применяется в данном контексте как метафора. Гумбольдт определяет мир как «замкнутый круг всего действительного», где главенствует «стремление к замкнутой внутри себя полноте», а «всякая точка — это центр целого» [2, с. 170–176.]. Таким образом, художественный мир способен сформироваться из всякой точки пространства, то есть все части произведения равнозначны.

Во второй половине ХІХ в. эволюция взглядов о «художественном мире» обусловлена возникновением понятия «внутренней формы» произведения. Первым, кто оформил данную концепцию, становится А. А. Потебня. Ученый предлагал возможность дифференциации внешней и внутренней формы слова, предупреждая, о сдвиге категорий «внутренняя форма» и «содержание» [3].

Далее в развитии термина значимый вклад сделали американские исследователи Р.Уэллен и О.Уоррен, которые утверждали «жизнеподобный» алгоритм мотивировок в художественном произведении, то есть художественный метод [3]. В искусстве видимость важнее реальности. Каждый человек — живописец, композитор, скульптор, писатель — способен сформировать свой собственный художественный мир. Однако, это не является количеством отдельных его элементов, а составляет целостность.

Современное направление развития русской литературоведческой мысли сводится к актуализации проблемы определения категории «художественный мир». На сегодняшний момент возникает большое количество научных исследований, предметом которых становится «художественный мир» как в пределах творчество отдельных писателей, так и в рамках художественных систем. Концепция о «художественном мире» произведения сформирована, однако до сих пор нет единого определения этого термина. Художественный мир часто определяется как поэтика, идейно-художественное своеобразие, картина мира [1]. Так, в ракурсе внимания многих современных исследователей находится проблема терминологической синонимии. М. М. Гиршман справедливо отмечает, что «один и тот же объект трансформируется во множество предметов, получающих разные имена в различных авторских концепциях и литературоведческих направлениях. Текст, художественный текст, эстетический текст, контекст, интертекст, мир, художественный мир, поэтический мир, художественная целостность, интенциональный предмет, виртуальная реальность» [4]. В. И. Тюпа для определения категории «художественный мир» используется термин «эстетический дискурс» или «гетерокосмос» [5]. Л. В. Чернец называет художественный мир «метасловесным измерением литературного произведения» [6, с. 191–202], В. Н. Топоров — «духовным пространством» [7, с. 7111]. Для идентификации категории «художественный мир» важны идеи А. Ф. Лосева, обозначенные в исследовании «Проблема художественного стиля». Стиль, по А. Ф. Лосеву, — это «художественный мир» в его техническом аспекте, взятый в ракурсе «воплощения». «Художественный мир» является выражением целостности художественного мышления и его реализации, содержания и формы. Это не только принцип, но и воплощенность, конструирование и конструкт одновременно, моделирование и модель, синтез статики и динамики. [8, с. 226]. В работах некоторых исследователей, «художественный мир» идентифицируется как система концептов в творчестве писателя. Суть концепта наиболее полно выражена в определении Ю. С. Степанова: это своего рода «сгусток культуры в сознании человека…, тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, который сопровождает слово» [9].

Таким образом, исходя из всех вышеизложенных точек зрения на понятие «художественный мир», мы определяем данный термин вслед за А. Ф. Лосевым, как стиль, то есть «художественный мир» является выражением целостности художественного мышления и его реализации, содержания и формы.

Литература:

  1. Кравченко Я. П. К истории становления категории// К истории становления категории «художественный мир” в литературоведческом дискурсе::К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ::Bo0k.net
  2. Гумбольдт Вильгельм. Язык и философия языка / Сост. А. В. Гулыга и Г. В. Рамишвили. — М., 1985. — С. 170–176.
  3. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. — М., 1976. — 614 с.
  4. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы — М., 1978. — 326 с.
  5. Гиршман М. М. Анализ литературного произведения: что мы анализируем и интерпретируем? // Герменевтичні студії. — Львів, 2001. — С. 17–31.
  6. Тюпа В. И. Художественный дискурс: (Введение в теорию литературы). — Тверь, 2002. — 80 с.
  7. Чернец Л. В. Мир произведения // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. — М.: Высшая школа, 1999. — С. 191–202.
  8. Топоров В. Н. Апология Плюшкина: Вещь в антропоцентрической перспективе // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. — М., 1995. — С. 7111.
  9. Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. — Киев., 1994. — С. 226.
  10. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. — М., 1997. — 824 с.
Основные термины (генерируются автоматически): художественное произведение, художественный мир, литературный процесс, Лосево, выражение целостности, концепция, мысль, художественное мышление, художественный текст, эпоха Возрождения.


Похожие статьи

Английские концепты и константы на примере романов Кейт Аткинсон с точки зрения лингвокультурологии

Данная статья посвящена анализу концептов и констант английской лингвокультуры. Актуальность работы определяется возросшим в последнее время интересом со стороны лингвистов к изучению взаимосвязи языка и культуры, что закономерным образом находит сво...

Основные подходы Я. В. Флиера-педагога к работе над музыкальным произведением

В статье анализируется педагогическое наследие Я. В. Флиера, обосновывается актуальность многоуровневой системы педагогических принципов, разработанной выдающимся музыкантом. В ходе рассмотрения основных подходов Флиера-педагога к работе над музыкаль...

Анализ и синтез как методы научного познания

Научное познание и его методы достаточно подробно изучены в современной научной литературе ([3], [4], [5]). В большинстве источников методы научного познания рассматриваются как в широком смысле, так и применительно к конкретным сферам науки. Мы счит...

Понятие «стратегическое управление» в философском контексте: подходы к пониманию

В данной статье рассматриваются существующие подходы ученых к определению понятия стратегическое управление в истории философской мысли. Однако не было единого подхода к определению понятия, функций, принципов, системы управления. Идеи ученых недооце...

Развитие идеи индивидуального правового регулирования в юридической науке в период существования СССР и в современных реалиях России

Автором затрагивается вопрос оценки сущности такой социально-правовой конструкции, как индивидуально-правовое регулирование, а также её концептуального отражения (закрепления) в научных исследованиях ученых разных временных периодов. Анализируя позиц...

Künstlerische weisen in der Novelle von F.Kafka „die Verwandlung“

На современном этапе развития литературоведения, как никогда, стало важным изучать виды искусства текстов мировой литературы, с целью глубокого познания, с особенностями активного применения таких видов в устной и письменной речи. Язык и культура язы...

К вопросу перспективы философии науки в российском образовании в контексте её соотношения с науковедением: проблема изучения «слоя» знаний и методологических представлений, промежуточного между научной картиной мира и философско-мировоззренческими идеями

Поскольку в современной философии науки общепризнано, что одним из «измерений» науки является её существование в качестве социального института, то недопустима недооценка роли социально-культурного контекста научного поиска, в т. ч. национально-культ...

Теоретические основы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников

В настоящее время особое внимание в системе образования Республики Казахстан уделяется вопросам повышения качества обучения младших школьников. Связано это с тем, что происходит конкретизация педагогических целей, одна из которых вполне закономерно с...

Гармония в поэтическом изображении

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что ...

Понятие, признаки и виды убийства: подходы в отечественной уголовно-правовой доктрине

В статье проводится анализ теоретических положений отечественной уголовно-правовой науки, посвященных «простому» убийству. В результате автор заключает, что в доктрине уголовного права сформировалось немалое количество авторских подходов к дефиниции ...

Похожие статьи

Английские концепты и константы на примере романов Кейт Аткинсон с точки зрения лингвокультурологии

Данная статья посвящена анализу концептов и констант английской лингвокультуры. Актуальность работы определяется возросшим в последнее время интересом со стороны лингвистов к изучению взаимосвязи языка и культуры, что закономерным образом находит сво...

Основные подходы Я. В. Флиера-педагога к работе над музыкальным произведением

В статье анализируется педагогическое наследие Я. В. Флиера, обосновывается актуальность многоуровневой системы педагогических принципов, разработанной выдающимся музыкантом. В ходе рассмотрения основных подходов Флиера-педагога к работе над музыкаль...

Анализ и синтез как методы научного познания

Научное познание и его методы достаточно подробно изучены в современной научной литературе ([3], [4], [5]). В большинстве источников методы научного познания рассматриваются как в широком смысле, так и применительно к конкретным сферам науки. Мы счит...

Понятие «стратегическое управление» в философском контексте: подходы к пониманию

В данной статье рассматриваются существующие подходы ученых к определению понятия стратегическое управление в истории философской мысли. Однако не было единого подхода к определению понятия, функций, принципов, системы управления. Идеи ученых недооце...

Развитие идеи индивидуального правового регулирования в юридической науке в период существования СССР и в современных реалиях России

Автором затрагивается вопрос оценки сущности такой социально-правовой конструкции, как индивидуально-правовое регулирование, а также её концептуального отражения (закрепления) в научных исследованиях ученых разных временных периодов. Анализируя позиц...

Künstlerische weisen in der Novelle von F.Kafka „die Verwandlung“

На современном этапе развития литературоведения, как никогда, стало важным изучать виды искусства текстов мировой литературы, с целью глубокого познания, с особенностями активного применения таких видов в устной и письменной речи. Язык и культура язы...

К вопросу перспективы философии науки в российском образовании в контексте её соотношения с науковедением: проблема изучения «слоя» знаний и методологических представлений, промежуточного между научной картиной мира и философско-мировоззренческими идеями

Поскольку в современной философии науки общепризнано, что одним из «измерений» науки является её существование в качестве социального института, то недопустима недооценка роли социально-культурного контекста научного поиска, в т. ч. национально-культ...

Теоретические основы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников

В настоящее время особое внимание в системе образования Республики Казахстан уделяется вопросам повышения качества обучения младших школьников. Связано это с тем, что происходит конкретизация педагогических целей, одна из которых вполне закономерно с...

Гармония в поэтическом изображении

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что ...

Понятие, признаки и виды убийства: подходы в отечественной уголовно-правовой доктрине

В статье проводится анализ теоретических положений отечественной уголовно-правовой науки, посвященных «простому» убийству. В результате автор заключает, что в доктрине уголовного права сформировалось немалое количество авторских подходов к дефиниции ...

Задать вопрос