В настоящее время особое внимание в системе образования Республики Казахстан уделяется вопросам повышения качества обучения младших школьников. Связано это с тем, что происходит конкретизация педагогических целей, одна из которых вполне закономерно связывается с осознанным восприятием текстов различного уровня и содержания для успешного их анализа и понимания. В статье представлен один из результатов научного исследования, связанного с разработкой педагогических условий формирования навыков смыслового чтения младших школьников на основе личностно-ориентированного подхода. Анализ научных трудов отечественных и зарубежных ученых позволил изучить несколько подходов к определению понятия «смысловое чтение» и рассматривать его не только как вид чтения, но и как уровень, которого необходимо достичь для полноценного понимания ценностно-смыслового содержания текста.
В настоящее время в системе образования Республики Казахстан уделяется большое внимание вопросам повышения качества образования, поэтому исследование проблемы формирования навыков смыслового чтения младших школьников разрабатывалось в соответствие с основными положениями нормативных и концептуальных документов, среди которых: Закон РК «Об образовании», Закон РК «О статусе педагога» и другие [1].
Вместе с этим, в обновленном содержании среднего образования РК поставлена задача, связанная с воспитанием обучающегося нового поколения: конкурентоспособного, инициативного, коммуникабельного, творческого, думающего человека, который не только обладает знаниями, но и умеет эти знания применять «в нужное время в нужном месте». Достижению данной цели способствует развитие функциональной грамотности, которая, в свою очередь, обеспечивает не только владение определенной суммой знаний, умений и навыков, но и способности к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, современному казахстанскому обществу необходим грамотный специалист, работающий на оптимальный результат, мотивированный на достижение социально-значимых целей.
Необходимо подчеркнуть, что разработкой научных вопросов, связанных формированием навыков смыслового чтения занимаются казахстанские педагоги-исследователи Д. А. Капасова, Е. Б. Чекина, Ш. Т. Кожакеева, А. Т. Савлебаева и другие.
В разное время проблему формирования навыков смыслового чтения с различных научных точек зрения изучали К. Д. Ушинский, А. А. Леонтьев, А. Н. Соколов, А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая, Ж. И. Шиф, Т. Г. Егоров, Л. А. Мосунова, Н. Г. Морозова, Г. И. Бондаренко, А. Г. Асмолов, М. П. Воюшина, Т. Д. Полозова, А. Н. Соколов, и другие [2–6]. Эти ученые анализировали особенности протекания и формирования данного понятия, исследовали развитие у младших школьников психических процессов, связанных с формированием навыков смыслового чтения, так, например:
— психологи А. А. Леонтьев, А. Н. Соколов рассматривали смысловое чтение как один из видов речевой деятельности и отмечали, что в процессе обучения ребенок осваивает не только знания и умения, но и «родовые» виды деятельности [3, с.12];
— по мнению Л. С. Выготского деятельность в рамках смыслового чтения, способствует «врастанию ребенка в цивилизацию»;
— в научных трудах А. Р. Лурия, М. Н. Русецкой, Ж. И. Шиф — анализируются трудности в обучении смысловому чтению, в которых доказано, что у начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного — смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения;
— группа ученых, среди которых Т. Г. Егоров, Дж.Мортон, Л. С. Цветкова процесс чтения делят на технический и смысловой. Так, по мнению Т. Г. Егорова, сначала формируется техническая сторона чтения (слоговое соединение слов, правильное произношение), и только потом развивается смысловое восприятие прочитанного, при этом автор исследования рассматривал эти понятия, как две стороны единого целого, и был убежден в том, что у начинающего чтеца они развиваются поэтапно и последовательно, и в процессе формирования опыта эти составляющие синтезируются;
— как сложная функциональная система, имеющая многоуровневое строение было представлено смысловое чтение в исследованиях Т. В. Ахутиной;
— в работах Л. А. Мосуновой смысловое чтение объясняется через взаимосвязь определенных умственных действий для выявления и выделения элементов текста (сцены, эпизоды, картины, образы и т. д.), понимания отношений между этими элементами, определения их функций и установления их смыслов или «значения для себя» [4, с.15].
Результаты анализа научных трудов вышеназванных ученых и педагогов-исследователей позволяет констатировать, что основой умения учиться является грамотность чтения, которая характеризуется, как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать определенных целей, расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни. Очевидно, что в настоящее время в системе среднего образования в РК регламентируется перенос акцента с предметных ЗУНов на развитие общеучебных умений и навыков, как метапредметных результатов обучения, которые среди других проявляются в навыках смыслового чтения младших школьников и помогают учащимся видеть мир глазами автора, понимать содержание произведения, анализировать, сравнивать поступки и действия героев в разных ситуациях и справедливо оценивать их.
Поскольку смысловое чтение является метапредметным результатом, то составляющие его компоненты должны быть в структуре всех общеучебных умений и навыков:
— в личностных умениях они выражаются как интерес и потребность к чтению, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
— в коммуникативных — они проявляются в умении организовывать и осуществлять сотрудничество и взаимодействие с учителем и школьниками, адекватно передать учебную информацию, предметное содержание и условия деятельности в речи;
— в познавательных — они являются основой смыслового чтения художественных и познавательных текстов и выражаются через умения:
- выделять наиболее существенную информацию из текстов разных видов;
- проводить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать [5, с.119].
В системе общеучебных умений, навыки смыслового чтения связаны с:
— осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
— формулированием проблемы и главной идеи текста;
— определением основной и второстепенной информации.
Отсюда следует, что к завершению начального обучения учащиеся должны владеть определенными навыками смыслового чтения, среди которых: поиск информации, понимание прочитанного, интерпретация информации, оценка информации [6, с.41].
В связи с этим, смысловое чтение рассматривается не только как вид чтения, а как уровень, достижение которого способствует пониманию ценностно-смыслового содержания текста. При этом, Г. И. Бондаренко предлагаются определенные условия для формирования навыков смыслового чтения, среди которых:
— систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, направленная на развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, на развитие понимания смысла задания, на «перевод» задания, инструкции в алгоритм действий и др.
— активное использование на всех уроках тетрадей на печатной основе, выполнение письменных заданий.
— чтение разнообразных видов текстов и развитие умений вычитывать и обобщать информацию из «несплошных» текстов (таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т. п.) [6, с.59].
Наряду с этим, необходимо принимать во внимание то, что формирование навыков смыслового чтения — это процесс, который состоит из технической части, включающей способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения, и смысловой части, определяющей качество чтения, способствующего пониманию информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Из этого следует, что целью смыслового чтения является максимально точное и полное понимание содержания текста, всех его деталей и практическое осмысление извлеченной информации.
Анализ определений понятия «смысловое чтение» и их характеристик позволяет нам сделать следующие выводы:
— смысловое чтение рассматривается в контексте объяснительного и сознательного чтения (К. Д. Ушинский) [2, с.276];
— изучается как психологическая система, в которой немаловажной составляющей является когнитивная подсистема (Е. Л. Григоренко) [7, с.21];
— характеризуется как точное и полное понимание содержание текста и осмысленное извлечение информации ( М. П. Воюшина, Б. А. Ланин) [8, с.108];
— связывается с выразительным чтением и правильным интонированием в их единстве (Невуева и А. А. Зубченко) [9, с.69];
— объясняется через взаимосвязь определенных характеристик текста (Л. А. Мосунова) [4, с.18];
— формируется посредством внимательного вчитывания и проникновения в смысл с помощью анализа текста, так как в основе смыслового чтения лежит умение выделять главную мысль и, на основе этого, строить свои суждения (Г. И. Бондаренко) [6, с.12].
Таким образом, изучение теоретических основ формирования навыков смыслового чтения позволяет нам согласиться с авторитетным мнением группы ученых и исследователей в том, что смысловое чтение — это сложный, многогранный процесс, в котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Для нас это означает что смысловое чтение включает: внимательное вчитывание и проникновение в смысл текста с помощью его анализа, выделение главной мысли и, на основе этого, выстраивание своего отношения и суждения по поводу прочитанного.
Литература:
- Закон РК об образовании//Казахстанская правда. — 2007. — 15 августа.
- Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 7 томах.–М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.
- Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии /А. А. Леонтьев. — М.: Изд-во МПСИ, 2004.
- Мосунова Л. А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов: автореф. дисс.... д.п.н. — М., 2006. — 35с.
- Морозова Н. Г. О понимании текста //Альманах Института коррекционной педагогики. — № 10–2006.
- Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в НШ — 2018.
- Григоренко Е. Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: Дис. …д-ра психол. наук.– Москва, 2012. — 299 с.
- Воюшина М. П., Ланин Б. А. Методика преподавания литературы. — М.: Эксмо, 2017.
- Невуева Л. Ю. Паузативные характеристики (смыслового чтения у младшего школьника // Научные исследования в психологии. — 1978. — № 1.