Цифровая интоксикация правосознания молодёжи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 февраля, печатный экземпляр отправим 16 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 04.12.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Валиханова, Г. И. Цифровая интоксикация правосознания молодёжи / Г. И. Валиханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86320/ (дата обращения: 29.01.2022).



В статье рассматривается важность формирования целостного, позитивного правосознания у молодёжи, так как именно правосознание во многом обеспечивает правопорядок и законность в государстве. В связи с этим, возникает закономерный вопрос: какие факторы могут способствовать деструктивному воздействию на правосознание молодёжи? Это проблема не теряет своей актуальности. Молодежь — самый активный пользователь интернет-пространства, поэтому именно она оказывается наиболее восприимчивой и наиболее подверженной воздействию как позитивных, так и негативных интернет-трендов. Все формы правового воспитания будут недейственны, если не учитывать специфику молодого поколения.

Ключевые слова: правосознание, молодёжь, интернет, информация, киберпреступление.

The article examines the importance of forming a holistic, positive sense of justice among young people, since it is the sense of justice that largely ensures the rule of law and legality in the state. In this regard, a natural question arises: what factors can contribute to a destructive effect on the legal consciousness of youth? This problem does not lose its relevance. Young people are the most active user of the Internet space, therefore they are the most susceptible and most susceptible to the impact of both positive and negative Internet trends. All forms of legal education will be ineffective if the specifics of the younger generation are not taken into account.

Keywords: sense of justice, youth, internet, information, cybercrime.

На сегодняшний день новые информационно-коммуникационные технологии многократно усилили возможности информационного воздействия на граждан, в том числе, и на молодежь. В результате информация превратилась в важнейший ресурс государства, наряду с его другими основными ресурсами (природными, экономическими, трудовыми, материальными и т. д.).

Так, согласно мнению Г. Г. Гасанова, «правосознание — совокупность правовых знаний, представлений, взглядов, идей, выражающих оценочное, психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни, а также действиям и поступкам, совершаемым ими в правовой сфере. Теоретическое и практическое значение правосознания состоит в максимально адекватном отражении, осмыслении, познании правовой действительности молодёжью» [1].

«Мы тонем в информации и задыхаемся от нехватки знаний», так писал американский писатель и футуролог Джон Нейсбитт. К сожалению, невозможно не согласиться с реальной проблемой современности. Поступающий со скоростью света гигантский объём информационных потоков, оказывает большое влияние на все сферы деятельности человека и общества. Современные средства связи и информации являются естественной и привычной средой для современной молодёжи. Но информация бывает разная: имеющая свою ценность и абсолютно безнравственная, ложная, ведущая к заблуждению.

В XXI веке — появилась возможность получать доступ к знаниям из любой точки мира и его чрезмерное использование необработанной информации ведет информационно — психологическому воздействию на правовое сознание, которое ведет к глобальным угрозам. Такова рода информационная война приводит к Международным конфликтам, масштабные интернет — атаки и социальная нестабильность, которые могут привести к краху государства.

С. А. Данилов указывает на то, что «Интернет — пространство, которое сформировалось с применением цифровых, технологических и телекоммуникационных технологий. Появление Интернета привело к появлению виртуальной социальной реальности. Она является жизненно освоенной индивидами: там они общаются, обучаются, «живут», воспроизводя реальные социальные ситуации, идентичные повседневной жизни» [2, с.42–46]

Анализ статистических сведений о состоянии преступности за 10 месяцев 2021 года свидетельствует о снижении общего количества зарегистрированных криминальных деяний на 1,9 % по сравнению с 10 месяцами 2020 года.

Практически каждое четвертое преступление совершается с использованием IT-технологий. При этом темп роста их количества замедлился. Если в первом полугодии 2021 года число киберпреступлений увеличилось на 20,3 %, то за десять месяцев текущего года — на 8,1 %.

Добиться позитивных результатов удалось благодаря активности специализированных подразделений по раскрытию и расследованию преступлений в сфере высоких технологий. Они созданы в оперативных и следственных службах Министерства и его территориальных органах, их сотрудники получают специальное образование и необходимую технику, что позволяет наращивать усилия в борьбе с IT-преступностью. [3]

В 2020 году из-за пандемии пострадали все сферы экономики, возросло число киберпреступлений. Основную часть таких правонарушений составляет распространение новых форм мошенничества, травля, призывы к суициду, незаконный перехват и кража данных, незаконные азартные игры, пропаганда экстремизма, домогательство, производство или хранение детской порнографии, продажа или распространение наркотиков и психотропных веществ. Эти и другие формы злодеяний отражающийся от глобальной сети интернет, причиняют физический, моральный и материальный вред. Виртуальная реальность смешивается с обычным миром.

В качестве примера приведем статистику наркомании в России 2020–2021 года.

Ситуация с пандемией позволила в разы увеличить объемы реализуемых наркотических средств. Общая нервозность, неорганизованность подростков и молодежи из-за дистанционного обучения, сокращение рабочих мест и попытки получения доходов путем создания и распространения наркотических веществ — все эти факторы привели к резкому увеличению оборота наркотиков, как в России, так и во всём мире.

Если сравнивать с 2012 годом, то за 8 лет объем изъятых из оборота наркотиков в России вырос более чем на 3 тонны. В 2020 году он составил 35 600 кг. Для сравнения, это составляет примерно 20 % от общемировых данных по изъятию психоактивных веществ.

Мировая статистика по наркотикам говорит, что каждый двадцатый человек пробовал наркотические препараты. Это примерно 250 миллионов человек. Из них 78 % — это действующие наркоманы.

Средний возраст наркозависимых находится в диапазоне 15–19 лет. Среди них:

– 20 % — это школьники от 9 до 14 лет. Среди них всё чаще появляются и дети более раннего возраста;

– 60 % молодежи от 16 до 24 лет;

– 20 % — люди 25–30 лет и старше. [4]

Анализ статистических данных показывает, насколько помолодела всемирная проблема наркомании. Чтобы акцентировать внимание на проблеме глобального масштаба, объединить силы против распространения «черной смерти», чтобы освободить общество от влияния наркотиков, необходимы комплексные меры и совместные усилия всех слоев населения. «Программа профилактических мероприятий должна соединить в себе несколько рабочих моделей.

Образовательная модель должна включать просветительскую деятельность по раскрытию вреда от наркотиков, формировать принципы здорового образа жизни.

Психосоциальная — вырабатывать устойчивость к давлению окружающей среды, навыки в принятии правильного решения в сложных конфликтных ситуациях.

Лекция для школьников о вреде наркотиков с целью предотвратить наркоманию

Медицинская модель — знакомить с физическими и социальными последствиями от употребления наркотиков, их влияния на организм человека. Государством должна быть организована жесткая борьба с наркоторговлей.

В основе информационной стратегии должна быть ориентация на сохранение здоровья в качестве основы личного благополучия». [4]

В целях повышения уровня правовой грамотности несовершеннолетних граждан и их родителей, Роскомнадзором создан образовательный сайт http://«персональные данные дети», цель которого — объяснить детям, как безопасно использовать личные данные в сети «Интернет», привить детям основы знаний в сфере личной информационной безопасности. На сайте размещены информационные материалы для детей, которые могут быть использованы как в рамках школьных уроков по теме персональных данных, так и просто в виде интересной и познавательной информации. Все материалы разрабатывались с учетом ошибок детей в онлайн среде, о которых сотрудникам Роскомнадзора становится известно в рамках их повседневной работы» [5]. К примеру, такой качественный уровень правовой информации положительно повлияет на правосознание молодёжи.

С точки зрения автора, «явный дисбаланс сегодня между правовым просвещением, правовой нормой и правовой реальностью, способствует росту влияния интернета на правовое сознание молодёжи, ведь именно последний, в силу противоречивой по своему содержанию, антисоциальной, антиправовой информации в большей степени способен соответствовать гедонистическим, ультрапрагматическим интересам современной молодёжи. Что в свою очередь также обуславливает дальнейшее несоответствие между социально-правовой средой и молодым человеком в результате воздействия информации глобальной сети на правовое сознание. Обозначенные противоречия создают причинно-следственную связь, обуславливающую развитие кризиса правового сознания современной молодёжи. Предположительно, что в целях преодоления сложившегося кризиса необходима разработка новой методологии в системе правового воспитания и правового просвещения, направленной на формирование у молодого поколения навыков, умений использования интернет-информации, способствующей усвоению правовых ценностей и ориентаций». [6]

В ходе исследования установлено, что крайне важной в интернет-праве является в настоящее время проблема ответственности за качество информации и кибербезопасности. Ложная информация, целенаправленно распространяемая в Интернете, на самом деле представляет собой ряд серьезных проблем, которые требуют всестороннего рассмотрения. Дезинформация не является ни новой проблемой, ни тем более простой. Здесь нужно выделить несколько проблем эффективного регулирования дезинформации в Интернете. Первым встает вопрос о том, как определить проблему дезинформации таким образом, чтобы регуляторы могли отличить ее от других видов ложной информации. Во-вторых, было бы важным дополнить нормативно — правовую базу Российской Федерации по защите информационного права, в-третьих, составлять статистику по выявлению криминальных действий в социальных сетях. Привлечь волонтёров по противодействию киберпреступности, для реализации проекта «волонтёры кибербезопасности».

Литература:

  1. Гасанов Г. Г. Особенности правосознания молодёжи Дагестана: дис.…канд.юрид.наук. М.,2008
  2. Данилов С. А. Риски и потенциал интернет — социализации молодёжи// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2012. № 2 С. 42–46
  3. https://мвд.рф/reports/item/27024130/
  4. https://narkonet.info/oficialnaja-statistika-za-2021-god-upotreblenie-narkotikov-v-rossii/
  5. https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news34436.htm
  6. Сандул Я. В. Влияние интернета на развитие правового сознания современной молодёжи в России. Научные труды КубГТУ, № 6, 2017
Основные термины (генерируются автоматически): правовое сознание, Россия, современная молодежь, глобальная сеть, данные, Интернет, информация, ложная информация, правовое воспитание, правовое просвещение, проблема.


Задать вопрос