Непрерывное повышение квалификации и профессиональной компетентности педагога малокомплектной школы в рамках обновления содержания образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 04.12.2021

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Акишева, А. К. Непрерывное повышение квалификации и профессиональной компетентности педагога малокомплектной школы в рамках обновления содержания образования / А. К. Акишева, Ж. С. Мугжанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 355-357. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86359/ (дата обращения: 29.03.2024).



Статья посвящена развитию профессионального мастерства педагога МКШ в условиях обновления содержания образования. Раскрываются проблемы малокомплектных школ. Акцентируется внимание на системе повышения квалификации, которой принадлежит ведущая роль решения задач непрерывного образования педагогических работников МКШ по направлениям: курсовое, научно-методическое, научно-исследовательское, психолого-педагогическое сопровождение. Научно-методическое сопровождение предполагает комплексную методическую поддержку: проведение методических десантов; организация конференций, форумов, обучающих семинаров; обобщение педагогического опыта, методическое сопровождение общественно-активных школ и т. д.

Ключевые слова: непрерывное образование, педагог, малокомплектная школа, психолого-педагогическое сопровождение, профессионально-личностное становление и развитие учителя, мотивация успеха.

ВГосударственной программе развития образования и науки на 2020–2021 годы [1] в Республике Казахстан среди других важных задач значится повышение престижа профессии педагога, повышение качественного состава педагогических кадров и обеспечение их качественной подготовки. Эти задачи выдвигают новые требования к подготовке и повышению квалификации педагогических кадров в контексте тенденций.

Обновление содержания среднего образования предполагает подготовку педагогов к внедрению реформ на уровне средней школы. Тем более пристальное внимание для его реализации уделяется в связи с тем, что 68,3 % школ области являются малокомплектными, и качественно подготовить сельского учителя к внедрению инноваций — дело особой важности [2].

Большая территория, низкая плотность населения, достаточно высокая доля сельского населения, миграция прямо отражается на функционировании системы образования в Акмолинской области [3]. В нашей области сельское население превышает 50 %. Как видим, это весьма существенно. Большое количество небольших населенных пунктов, неразвитая инфраструктура сельских поселений, территориальная отдаленность организаций образования друг от друга, усиление миграции населения в города — все эти факторы создают препятствия для обеспечения качественных образовательных услуг в сельской местности.

На сегодняшний день вопросы повышения профессиональной компетентности педагога являются одной из основных проблем развития МКШ в Казахстане.

Анализ проблем МКШ показал, что сегодня малокомплектная школа нуждается в творчески мыслящих педагогических работниках нового типа, работающих в специфических условиях, способных обеспечивать развитие школы как инновационный процесс в условиях обновления содержания образования [2].

В процессе непрерывного образования педагогических работников МКШ ведущая роль принадлежит системе повышения квалификации, решающей организационно-педагогические и научно-методические вопросы содержания и методов обучения педагогических работников.

В связи с этим в области осуществляется непрерывное сопровождение педагогов МКШ:

– курсовое сопровождение;

– научно-методическое сопровождение;

– научно-исследовательское сопровождение;

– психолого-педагогическое сопровождение.

Курсовое сопровождение педагогов МКШ

Курсовое сопровождение для учителей МКШ строится на краткосрочных курсах, курсах эффективного обучения, по программам обновления содержания образования, Blended learning (смешанное обучение),

предметно-языковые). При их организации учитываем проблемы учителей, работающих в МКШ, запросы, потребности. Надо отметить, что новая система повышения квалификации, которая в текущем году отмечает свое 5-летие, постоянно совершенствуется, внедряя инновационные проекты, реализуя прогрессивные идеи, современные подходы к организации курсовой подготовки [3].

Отдаленность МКШ от центра, загруженность в школе, преподавание нескольких дисциплин и другие причины — сложность выезда учителей на очные курсы. Решением данной проблемы стали актуальные и доступные для педагогов МКШ курсы нового виртуального формата Blended Learning. Главное преимущество новшества — возможность учиться в независимости от времени и места — можно работать дома, на работе или в Интернет-кафе, а также можно просто скачать необходимые материалы и работать в режиме offline.

Из опыта зарубежных стран ясно, что особенности МКШ (смешанные разновозрастные классы) требуют принципиально иного подхода в обучении, чем в обычных школах с горизонтальной одновозрастной практикой обучения. Но здесь следует отметить, что зарубежный опыт в полной мере не может быть использован в Казахстане в силу ряда факторов: слабая материально-техническая база, устаревшая инфраструктура телекоммуникаций, отсутствие специальных лабораторий и мастерских и т. д.

Основной упор в нашей стране делается на самообучении с применением различных подходов: активное, групповое, исследовательское, практико-ориентированное, дифференцированное обучения. Анализ опыта этих стран в вопросе организации образовательного процесса в МКШ дает необходимые ориентиры для модернизации образовательной системы нашего государства.

Известно, что в обычной МКШ только один учитель английского языка. Это отрицательно влияет на развитие его языковых компетенций, и, как следствие, учащихся тоже. В режиме трёхъязычного образования эту проблему МКШ позволяет решить сотрудничество преподавателя английского языка и учителей естественно-научного цикла.

Для реализации обновления содержания образования, в первую очередь, требуется готовность педагога МКШ к преобразованиям, его профессиональная подготовка. Безусловно, большая роль в процессе развития, совершенствования профессиональной компетентности учителя принадлежит системе повышения квалификации. Умелая организация и качественное содержание творческой межкурсовой деятельности стимулирует развитие профессионального мастерства учителя МКШ, способствует тому, чтобы он был более восприимчивым к новшествам, мог реализовать свой потенциал, решать профессиональные и личные проблемы и получал большее удовлетворение от этого [4].

Комплексной методической поддержкой в реализации деятельности по определенной проблеме стало проведение методических десантов. Главное преимущество — встреча единомышленников, готовых к совместной деятельности и решению проблем. Методический десант «Проблемы внедрения программ обновления образовательного контента в общеобразовательных и малокомплектных школах и пути их решения» организован преподавателями.

Одним из направлений является работа с общественно-активными малокомплектными школами, которые выполняют роль гражданского, культурного, общественного ресурсного центра микрорайона, поселка, села, города.

Как известно, посткурсовая деятельность международного, республиканского, областного уровней продолжается согласно утвержденному Операционному плану (конференции, педагогические чтения, конкурсы, форумы, мастер-классы и другие формы организации).

Проведение межкурсовых мероприятий не только способствует обмену опытом, идеями и методическими решениями по актуальным вопросам образования и повышению уровня профессионального развития педагогов, но и стимулирует педагогическую инициативу и позволяет выявить талантливых педагогических работников МКШ.

Психолого-педагогическ ое сопровождение . Исследователи считают, что многие педагоги психологически не готовы к тем изменениям и тем дополнительным профессиональным нагрузкам, которая предъявляет профессия на современном этапе. Новая профессиональная ситуация, складывающаяся в организациях образования, требует дополнительных усилий для адаптации к измененной среде [5]. Поэтому основу исследовательского проекта составляет психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога малокомплектной школы в системе повышения квалификации.

В рамках проекта разработана программа, внедрение которой дает возможность для устранения проблем, существующих в условиях работы в малокомплектной школе, позволяет подготовить педагога к внедрению обновленного содержания образования и профессионально, и морально, оптимизировать профессиональные компетентности всего педагогического коллектива и поддержать позитивный морально-психологический климат.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления и развития педагога в программе понимается как развитие, саморазвитие личности в процессе курсовой подготовки и в межкурсовой период. Этот процесс предусматривает последовательную реализацию теоретического, практико-действенного, аналитического этапов, составляющего сущность содержания учебно-методического обеспечения профессионального развития педагога МКШ [6].

Ожидаемые результаты для педагогов МКШ:

–повышение профессиональной, психологической, технологической, информационной и коммуникативной компетентностей;

–увеличение количества учителей, защитивших первую, высшую квалифицированные категории;

–увеличение количества педагогов, принимающих участие в областных, республиканских мероприятиях (конференциях, семинарах, конкурсах и т. д.);

–увеличение количества педагогов, победителей различных конкурсов;

–сформированы умения и навыки проектирования своего профессионального развития, потребности к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию.

В ходе реализации проекта учитель должен осознать необходимость восхождения личности к более высокому уровню компетентности и профессиональному мастерству, которое становится возможным с использованием педагогической акмеологии, науки, имеющей своим предметом стороны и уровни профессионализма педагога, условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости и личности педагога [7].

Хотеть перемен — первый шаг. Второй — добиваться их. Сейчас мы на пути второго шага. Изучаем зарубежный опыт и готовы его адаптировать. Сегодня это преимущества STEM образования.

В ближайшем будущем в мире и, естественно, в Казахстане, будет резко не хватать: IT-специалистов, программистов, инженеров, специалистов высоко технологичных производств и др.

В отдаленном будущем появятся профессии, о которых сейчас даже представить трудно, все они будут связаны с технологией и высоко технологичным производством на стыке с естественными науками. Особенно будут востребованы специалисты био- и нано-технологий [7]. Чтобы выпускники МКШ стали такими специалистами, учитель должен быть подготовлен, и это наша главная задача.

Считаем, что данное обучение хорошо подходит именно для МКШ. Так как предполагается использование не только интернет — ресурсов и дорогостоящего оборудования, но и работа с доступными материалами и средствами (Например: шерсть, шкуры, зерно и т. п.).

Вся система работы по усовершенствованию профессионального мастерства педагогов малокомплектной школы направлена на реализацию целей и задач, обозначенных государством. Мы готовим учителей, способных создавать систему и обеспечивать адресную поддержку таким образом, чтобы каждый ученик МКШ мог иметь доступ к высококвалифицированному преподаванию. Очень важно обеспечить этих детей современными образовательными методиками. Для МКШ необходимо улучшить стандарты преподавания во всех школах до уровня Назарбаев Интеллектуальные школы. Таким образом, результатом преподавания будет овладение навыками критического мышления, самостоятельного исследования и глубокого анализа информации. Достичь этого способен педагог новой формации.

Литература:

  1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2021 годы.
  2. Методическое обеспечение повышения качества образования сельских школ: Методическое пособие. — Астана: НАО имени И.Алтынсарина, 2014. — 36 с.
  3. Анализ нормативно-правовой базы и особенностей организации обучения в малокомплектных школах. — Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2015. — 22 с.
  4. Молчанов С. Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров». Ч.1 — Челябинск, 2003. — С.3–7.
  5. Шерьязданова Х. Т., Марданова Ш. С. К исследованию эмоционального выгорания в педагогической деятельности // Педагогика и психология. — 2017. — № 3(23) — с.45–55.
  6. Социально-педагогические и психологические вопросы повышения квалификации педагогических кадров./ Сост. С. Г. Вершловский. — Л., 1984. — 50 с.;
  7. Зимняя Н. А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д., 1997. — 480 с.
Основные термины (генерируются автоматически): малокомплектная школа, система повышения квалификации, Казахстан, психолого-педагогическое сопровождение, непрерывное образование, школа, английский язык, зарубежный опыт, комплексная методическая поддержка, курсовая подготовка.


Ключевые слова

педагог, непрерывное образование, психолого-педагогическое сопровождение, малокомплектная школа, профессионально-личностное становление и развитие учителя, мотивация успеха

Похожие статьи

Непрерывное образование в системе повышения...

Непрерывное образование в системе повышения квалификации педагогических работников.

Образованиенепрерывный процесс, направленный на воспитание интеллектуального нравственного культурного развития и профессиональной компетенции членов общества.

Система повышения квалификации является гибкой структурой образования педагогов, быстро реагирующей на изменения в педагогических подходах.

Особенности информационно-методической поддержки...

Методическая поддержка — это оперативное и перспективное реагирование старшего воспитателя на запросы и потребности педагогов, это организация непрерывного педагогического образования и общекультурного развития педагогов, работы методических объединений, педагогического коллектива ДОУ. Информационная поддержкаподготовка информационно — методических материалов, подготовка аналитических материалов...

Опыт инклюзивного обучения в учреждении среднего...

Практика реализации инклюзивного образования начинает только складываться. В основном это анализ и обработка педагогического опыта, наработанного в

Экстраактивный режим: информационные потоки направлены от субъекта обучающей системы к объекту обучения (слушателю курсов повышения квалификации), но циркулируют в основном

Слушатели курсов повышения квалификации выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя.

Зарубежный опыт развития профессиональных учебных...

Зарубежный опыт профессиональной подготовки компетентных специалистов — собранный в целостный комплекс и универсальный опыт. Он очень разнообразен, многолик и несводим к единому знаменателю. Итогом реструктуризации системы профессионального образования в странах США и КНР является создание разноуровневой и многовариантной системы профессионального подготовки компетентных специалистов; в силу преемственности...

Готовность студентов педагогического вуза к реализации...

Гольдфарб О. С. Опыт подготовки студентов-дефектологов Челябинского государственного университета в области сопровождения лиц с ограниченными

инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, школа, образование, особый подход, общеобразовательная школа, Россия, РФ, VERBOTON.

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности... Проблемы реализации системы работы по развитию мелкой моторики детей с ограниченными...

Повышение квалификации педагога | Статья в журнале...

Похожие статьи. Непрерывное образование в системе повышения... Система повышения квалификации является «мостом» непрерывного образования.

Организация и сопровождение повышения квалификации...

Повышение квалификации педагогических кадров и вопросы повышения профессиональной компетенции преподавателей русского языка и литературы.

Особенности организации системы непрерывного повышения...

− стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры

Психолого-педагогические знания и умения: курс коррекционной педагогики. Психотехническая подготовка воспитателя: техники эффективного взаимодействия с

Исходя из вышесказанного, система непрерывного повышения квалификации педагогических работников в образовательной организации...

Система непрерывного повышения квалификации в условиях...

Библиографическое описание: Боймуродова, Г. Т. Система непрерывного повышения квалификации в условиях модернизированного

В статье раскрыты особенности организации процесса повышения квалификации учителей в условиях непрерывного образования

Следует назвать такие принципы повышения квалификации, как непрерывность, преемственность, гармоничность, последовательность, всесторонняя поддержка педагогов...

Похожие статьи

Непрерывное образование в системе повышения...

Непрерывное образование в системе повышения квалификации педагогических работников.

Образованиенепрерывный процесс, направленный на воспитание интеллектуального нравственного культурного развития и профессиональной компетенции членов общества.

Система повышения квалификации является гибкой структурой образования педагогов, быстро реагирующей на изменения в педагогических подходах.

Особенности информационно-методической поддержки...

Методическая поддержка — это оперативное и перспективное реагирование старшего воспитателя на запросы и потребности педагогов, это организация непрерывного педагогического образования и общекультурного развития педагогов, работы методических объединений, педагогического коллектива ДОУ. Информационная поддержкаподготовка информационно — методических материалов, подготовка аналитических материалов...

Опыт инклюзивного обучения в учреждении среднего...

Практика реализации инклюзивного образования начинает только складываться. В основном это анализ и обработка педагогического опыта, наработанного в

Экстраактивный режим: информационные потоки направлены от субъекта обучающей системы к объекту обучения (слушателю курсов повышения квалификации), но циркулируют в основном

Слушатели курсов повышения квалификации выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя.

Зарубежный опыт развития профессиональных учебных...

Зарубежный опыт профессиональной подготовки компетентных специалистов — собранный в целостный комплекс и универсальный опыт. Он очень разнообразен, многолик и несводим к единому знаменателю. Итогом реструктуризации системы профессионального образования в странах США и КНР является создание разноуровневой и многовариантной системы профессионального подготовки компетентных специалистов; в силу преемственности...

Готовность студентов педагогического вуза к реализации...

Гольдфарб О. С. Опыт подготовки студентов-дефектологов Челябинского государственного университета в области сопровождения лиц с ограниченными

инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, школа, образование, особый подход, общеобразовательная школа, Россия, РФ, VERBOTON.

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности... Проблемы реализации системы работы по развитию мелкой моторики детей с ограниченными...

Повышение квалификации педагога | Статья в журнале...

Похожие статьи. Непрерывное образование в системе повышения... Система повышения квалификации является «мостом» непрерывного образования.

Организация и сопровождение повышения квалификации...

Повышение квалификации педагогических кадров и вопросы повышения профессиональной компетенции преподавателей русского языка и литературы.

Особенности организации системы непрерывного повышения...

− стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры

Психолого-педагогические знания и умения: курс коррекционной педагогики. Психотехническая подготовка воспитателя: техники эффективного взаимодействия с

Исходя из вышесказанного, система непрерывного повышения квалификации педагогических работников в образовательной организации...

Система непрерывного повышения квалификации в условиях...

Библиографическое описание: Боймуродова, Г. Т. Система непрерывного повышения квалификации в условиях модернизированного

В статье раскрыты особенности организации процесса повышения квалификации учителей в условиях непрерывного образования

Следует назвать такие принципы повышения квалификации, как непрерывность, преемственность, гармоничность, последовательность, всесторонняя поддержка педагогов...

Задать вопрос