Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя
Автор: Прокина Любовь Павловна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXXVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, сентябрь 2024)
Дата публикации: 09.07.2024
Статья просмотрена: 6 раз
Библиографическое описание:
Прокина, Л. П. Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя / Л. П. Прокина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 122-133. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/520/18615/ (дата обращения: 03.12.2024).
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в соответствии со стандартами профессионального образования. Данная компетентность, как и многие другие, может быть сформирована только при условии комплексного подхода и сочетании учебных и внеучебных форм организации учебно-воспитательного процесса. Цель работы показать возможности музейной педагогики для качественной подготовки выпускников педагогических заведений. Приведен пример квест-игры по теме «Дон — казацкая вольница», посвященный музею М. А. Шолохова, как форму соответствующего учебного занятия.
Ключевые слова: музейная педагогика, квест-игра, культурно-просветительская деятельность.
The proposed article describes the experience of L. P. Prokina, a teacher at the pedagogical college, in preparing students for professional activity. The problem of the formation of cultural and educational competence of future teachers in accordance with the standards of professional education is considered. This competence, like many others, can be formed only under the condition of an integrated approach and a combination of educational and extracurricular forms of organization of the educational process. The purpose of the work is to show the possibilities of museum pedagogy for high-quality training of graduates of pedagogical institutions. An example of a quest game on the theme «Don Cossack freedom», dedicated to the museum of M. A. Sholokhov, is given as a form of appropriate educational activity.
Keywords: museum pedagogy, quest game, cultural and educational activities.
Музейная педагогика — новая компетенция Национального чемпионата «Молодые профессионалы» [1]. Музейный педагог — специалист, который профессионально занимается образовательно-воспитательной деятельностью в музее, организует учебно-воспитательный процесс с помощью музейных средств и обеспечивает непосредственное общение посетителя с музейным предметом, музейной средой, музейной информацией в рамках заданной программы. Это специалист, осуществляющий развитие и обучение личности путём включения её в многообразную деятельность в музее. Он проводит разноплановые культурно-образовательные программы и музейные занятия для различных возрастных групп [2; 5].
Музейная педагогика — не только научная дисциплина, носящая интегративный характер, но и инновационное интегративное направление, затрагивающее такие смежные сферы как культура и образование. Это также инновационная технология в сфере личностного воспитания детей и молодежи и особый образовательный ресурс [3; 7].
Музейно-педагогическая деятельность своими методами и форматами направлена на решение актуальных для современного общества задач по развитию культуры и образования.
Культурно-просветительская деятельность педагога — это, прежде всего, просвещение и воспитание людей средствами культуры [4]. Под региональной культурной образовательной средой следует понимать совокупность культурно-образовательных условий региона и деятельность людей, обеспечивающих их в различных культурно-образовательных учреждениях. Широкими возможностями формирования у будущих педагогов представлений о культурно-просветительской деятельности, умений и навыков использовать возможности региональной образовательной среды располагает музейная педагогика. В работах В. М. Полонского [6] данный раздел педагогики представлен как направление в воспитании, целью которого является просветительская деятельность.
Региональный этап Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» Оренбургской области в 2024 г. прошёл в педагогическом колледже г. Бузулука. В рамках чемпионата конкурсанты соревновались в следующих видах деятельности: разработка и проведение лекции-беседы;
создание тематического образовательного контента; планирование и разработка содержания цикла музейных занятий; разработка и проведение урока в музее; разработка музейной квест-игры; разработка и проведение музейной программы с элементами театрализации.
В качестве домашнего задания предлагалось за две недели до начала Чемпионата разработать квест-игру, посвященную музею М. А. Шолохова. Во время чемпионата конкурсантам предоставлялась ссылка на виртуальный музей, но пользоваться другими ресурсами Интернета запрещалось. Совместно с преподавателями студентами ГБПОУ «Педагогический колледж им. Н. К. Калугина» г. Оренбурга была разработана следующая музейная квест-игра.
Название музейной квест-игры |
«Дон — казацкая вольница» |
Автор-разработчик (ФИО) |
ФИО |
Краткое описание музейной квест-игры |
Участникам последовательно выдаются задания, за которые они получают по одному пазлу. Всего двенадцать заданий, поэтому в итоге команда получит двенадцать пазлов. Из них участники должны собрать медаль Нобелевского лауреата по литературе, которую М. А. Шолохов получил в 1965г. за роман «Тихий Дон». Ответы на задания участники смогут найти, осмотрев экспозиции первого этажа Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова. |
Целевая аудитория (согласно заданию) |
молодежь 15–16 лет |
Количество участников |
6 человек |
Продолжительность музейной квест-игры (мин.) (согласно заданию) |
30 минут |
«Легенда» музейной квест-игры |
Вам хорошо известно, что многие старинные казацкие обычаи связаны с Доном. Они описаны были М. А. Шолоховым в его произведениях. Один из них одаривать реку. Например, после окончания службы, проезжая реку, машинист всегда замедлял ход, а казаки с криками «Дон! Наш Дон! Тихий Дон! Отец родимый, кормилец!» бросали с моста фуражки, шинели и монеты. Вы тоже сегодня сможете одарить реку Дон монеткой, если выполните все задания правильно. |
Цель музейной квест-игры |
Создать условие для формирования представлений о жизни и творчестве писателя М. А. Шолохова |
Планируемые результаты музейной квест-игры |
Личностные УУД : воспитывать культуру общения, любовь и уважение к окружающим; сблизить и сплотить коллектив участников; развивать креативное мышление и командный дух; научить анализу собственных действий и поступков. Познавательные УУД : проверить умение самостоятельно выбирать нужную информацию; учиться определять цель деятельности, совместно давать эмоциональную оценку действий членов команды во время игры. Коммуникативные УУД : проверить умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргумент. Метапредметные УУД : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий. |
Вспомогательный раздаточный материал (описание, количество) (опционально) |
Пазлы с изображением Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова, пазлы с изображением медали Нобелевского лауреата по литературе, план первого дома М. А. Шолохова, мешочек с 12 монетами, листы формата А4, шариковые ручки. |
Примерный перечень необходимого реквизита (для ведущего, для участников) |
Для ведущего: пазлы с изображением Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова, пазлы с изображением медали Нобелевского лауреата по литературе, план первого дома М. А. Шолохова, мешочек с 12 монетами. Для участников: ручки шариковые, листы А4. |
Условия участия, правила и пр. |
Участникам последовательно выдаются задания, за которые они получают по одному пазлу. Всего 12 заданий, поэтому в итоге команда получит 12 пазлов. Из них участники должны сложить изображение медали Нобелевского лауреата по литературе. Ответы на задания участники смогут найти, осмотрев экспозиции залов первого этажа Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова. |
План музейной квест-игры
Этап квест-игры, место проведения |
Краткое описание этапа, примерное время на прохождение этапа (мин.) |
Объекты (музейные предметы) |
Необходимый реквизит / вспомогательный материал (если применимо) |
Краткое описание задания, действий ведущего и участников, примерное время на выполнение задания (мин.) |
Результат выполнения задания, «ключи» (правильные ответы) |
Организационный этап |
Ведущий приглашает участников принять участие в тематической игре-путешествии, которая построена на прохождении увлекательного маршрута по музею и позволит познакомиться с его экспонатами. Объясняет правила квест-игры и его время, правила поведения в музее и правила работы в команде, выдается план первого этажа музея, шариковые ручки и бумага формата А4. Время 2 мин. |
- |
План первого этажа музея, шариковые ручки и бумага формата А4 |
- |
- |
Проведение квест-игры Задание 1. |
Участникам предлагается пазлы с изображением дома М. А. Шолохова. Время 1 мин. |
- |
Пазлы с изображением дома М. А. Шолохова Государственного музея-заповедника. |
Ведущий выдает участникам конверт с 6 пазлами и предлагает собрать изображение дома писателя. Время 1 мин. |
Приложение 1 |
Задание 2. |
Участникам предлагается найти и зафиксировать на листе дарственную надпись декоративной книжной полки, на которой расположены зарубежные издания М. А. Шолохова. Время 2 мин. |
Декоративная книжная полка в прихожей |
- |
Многие произведения М. А. Шолохова вышли за рубежом. Предлагаем вам найти и зафиксировать на листе дарственную надпись декоративной книжной полки, на которой расположены зарубежные издания писателя. Время 2 мин. |
Приложение 2 |
Задание 3. |
Участникам предлагается найти печатную машинку писателя и записать ее марку. Время 2 мин. |
Печатная машинка Rheinmetall из секретарской |
- |
Все рукописи М. А. Шолохова были подготовлены к изданию на печатной машинке, марку которой вам нужно написать, осмотрев экспозицию секретарской Время 2 мин. |
Приложение 3 |
Задание 4. |
Участникам предлагается найти и записать названия топографических карт, расположенные на стенах секретарской. Время 2 мин. |
Топографические карты, расположен-ные на стенах секретарской |
- |
Описывая события, происходившие на Дону, М. А. Шолохов с достоверной точностью описывал те места. В этом ему помогали топографические карты, которые висели в его кабинете. Напишите названия этих карт Время 2 мин. |
Карта Ростовской области, карта Вешинского района |
Задание 5. |
Участникам предлагается назвать шахматные фигуры, которые представлены на письменном приборе рабочего стола писателя. Время 2 мин. |
Письменный прибор, расположенный на рабочем столе писателя в секретарской |
- |
Рассмотрите письменные приборы на рабочем столе писателя и назовите, в форме каких шахматных фигур выполнен один из них. Время 23 мин. |
Приложение 4 |
Задание 6. |
Участникам предлагается найти картину, имеющая созвучное название с рассказом «Лазоревая степь» (1926 г.) Время 3 мин. |
Картина «Лазоревый букет» в гостиной |
- |
М. А. Шолохов очень любил родные места и их природу. Поэтому в экспозиции вы можете увидеть множество картин с природными мотивами. Отыщите среди них картину, которая имеет созвучное название с рассказом «Лазоревая степь» (1926 г.) Время 3 мин. |
Приложение 5 |
Задание 7. |
Участникам предлагается посчитать количество фигурок богатырей и матрешек на рояле в столовой. Время 2 мин. |
Фигурки богатырей и матрешек на рояле в столовой |
- |
Все произведения М. А. Шолохова о России. А русской национальной игрушкой является матрешка. Однако она была создана лишь в 1890г. Первый мастер Василий Петрович Звездочкин. В доме Шолохова на рояле представлены два вида этой игрушки. Сколько фигурок в форме богатырей и сколько в форме красных девиц? Время 2 мин. |
Приложение 6 7 богатырей, 6 матрешек |
Задание 8. |
Участникам предлагается определить, чей бюст представлен в столовой. Время 2 мин. |
Бюст казака А. А. Горбушина |
- |
В доме писателя было всегда много гостей. Среди них были казаки, которые рассказывали М. А. Шолохову о своей жизни, делились воспоминаниями. Судьбы и характеры этих людей Шолохов отразил в своих произведениях. Найдите бюст одного из казаков и определите фамилию этого казака. Время 2 мин. |
Приложение 7. Бюст казака А. А. Горбушина |
Задание 9. |
Участникам предлагается найти картину, название которой совпадает с названием известного романа М. А. Шолохова, за который он получил Нобелевскую премию Время 2 мин. |
Картина «Тихий Дон» в столовой |
- |
Название какой картины совпадает с названием известного романа М. А. Шолохова, за который он получил Нобелевскую премию. Время 2 мин. |
Приложение 8. |
Задание 10. |
Участникам предлагается найти скульптурную композицию символизирующую любовь. Время 2 мин. |
Скульптурная композиция «Прощание казака с казачкой» в столовой |
- |
Роман «Тихий Дон» — это произведение о жизни казаков, об их чувствах. Какая скульптурная композиция говорит нам о любви? Время 2 мин. |
Приложение 9. |
Задание 11. |
Участникам предлагается определить, сколько вечерних платьев и фраков представлено в экспозиции «Нобелевский триумф»? Время 2 мин. |
Экспозиция «Нобелевский триумф» |
- |
Сколько вечерних платьев и фраков представлено в экспозиции «Нобелевский триумф»? И почему? Время 2 мин. |
Приложение 10. 3 платья и 1 фрак, поскольку на вручении премии присутствовали М. А. Шолохов, его жена и две дочери. |
Задание 12 |
Участникам предлагается определить, в каком году и в каком городе М. А. Шолохову была вручена Нобелевская премия и соответствующая медаль. Время 1 мин. |
Экспозиция «Нобелевский триумф» |
- |
В каком году и в каком городе М. А. Шолохову была вручена Нобелевская премия и соответствующая медаль? Время 1 мин. |
Приложение 11. 1965г., Стокгольм |
Итоговая часть игры |
Участникам предлагается собрать из 12 пазлов изображение медали лауреата Нобелевской премии по литературе. Время 4 мин. За правильно выполненное задание команде вручается мешочек с 12 монетами. Время 5 мин. |
- |
Пазлы с изображением медали лауреата Нобелевской премии по литературе. Мешочек с монетами |
Вы выполнили все 12 заданий и за это получили 12 пазлов. Из них вам необходимо сложить изображение медали лауреата Нобелевской премии по литературе. За правильно выполненное задание вы получите мешочек с монетами, которыми по казачьей традиции вы сможете одарить реку Дон на счастье. Время 5 мин. |
Приложение 12. |
Приложение 1
|
Приложение 2
|
Приложение 3
|
Приложение 4
|
Приложение 5
|
Приложение 6
|
Приложение 7
|
Приложение 8
|
Приложение 9
|
Приложение 10
|
Приложение 11
|
Приложение 12
|
В квест-играх герои сталкиваются с заданиями, для выполнения которых нужно включить не только логику, но и свои знания и навыки. Поэтому для разработки квест-игры, конкурсанту нужны знания из множества предметных областей и опыт прохождения разнообразных квестовых заданий. При создании квест-игр конкурсанты должны учесть следующие дидактические компоненты [8]: определение цели квест-игры;
придумывание сюжета; количество и возраст участников квест-игры; территория проведения квеста; наличие поисковой деятельности; подсказки, позволяющие участникам дойти до финиша; продумывание прохождения процесса; наличие дополнительных заданий; тестирование созданного квеста.
Таким образом, построенная работа в виде квеста в музее позволяет путём добывания самостоятельных знаний развить у участников игры навыки, связанные с поиском информации. При разработке подобных заданий необходимо учитывать возраст посетителей музея, корректно формулировать цели и задачи данной игры.
Литература:
- Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pro.firpo.ru/
- Абдулаева Т. С., Романенко И. А., Чащина Т. И. Музей как центр духовно-нравственного и патриотического воспитания в начальной школе // Ямальский вестник. — Новый Уренгой, 2017. –№ 4(10).– С.60–62.
- Борисов В. Ю. Чему учит музей, или что такое музейная педагогика // Педагогика. — М., 2018 — № 1. — С. 61–67.
- Даурбеков Х. С. Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников // Мир науки, культуры, образования. — М.,2023. –№ 5(102). — С.65–67.
- Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Кружкова Т. И., Синько В. Н., Чупина И. П. Опыт формирования патриотического сознания студенческой молодежи средствами музейной педагогики // Образование и право. — М., 2020 — № 8. — С.297–302.
- Полонский В. М. Об эволюции понятийного аппарата педагогики и образования // Педагогика. — М., 2020. -№ 4. — С.125–127.
- Столяров Б. А. К вопросу об истории развития и определениях в музейной педагогике // Художественный музей в образовательном процессе: сб. статей под ред. Б. А. Столярова. — СПБ.: РГПУ им А. И. Герцена, 1998. — 319 с.
- Меркурьева А. С. Квест как форма культурно-просветительской деятельности музея.// Молодёжный вестник Петербургский государственный университет культуры. — СПБ. 2017. — № 2(8). — С. 99–102
Похожие статьи
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Круглый стол как средство формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков
Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...
Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории (на примере проекта «Школа авторского телевидения»)
Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода. Нами была предпринята попытка формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории, предполагавшей реализацию пр...
Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах
В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развит...
Непрерывное повышение квалификации и профессиональной компетентности педагога малокомплектной школы в рамках обновления содержания образования
Статья посвящена развитию профессионального мастерства педагога МКШ в условиях обновления содержания образования. Раскрываются проблемы малокомплектных школ. Акцентируется внимание на системе повышения квалификации, которой принадлежит ведущая роль р...
Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе
Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...
Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...
Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся
В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...
Об опыте выполнения проекта на тему «Архитектурное совершенство как изменение творческой жизни школы»
В статье авторы представляют опыт поэтапного выполнения проекта как особой формы организации деятельности обучающихся в рамках концепции формирования современной образовательной среды, в которой условия обучения способствуют гармоничному развитию лич...
Похожие статьи
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Круглый стол как средство формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков
Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...
Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории (на примере проекта «Школа авторского телевидения»)
Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода. Нами была предпринята попытка формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории, предполагавшей реализацию пр...
Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах
В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развит...
Непрерывное повышение квалификации и профессиональной компетентности педагога малокомплектной школы в рамках обновления содержания образования
Статья посвящена развитию профессионального мастерства педагога МКШ в условиях обновления содержания образования. Раскрываются проблемы малокомплектных школ. Акцентируется внимание на системе повышения квалификации, которой принадлежит ведущая роль р...
Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе
Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...
Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...
Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся
В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...
Об опыте выполнения проекта на тему «Архитектурное совершенство как изменение творческой жизни школы»
В статье авторы представляют опыт поэтапного выполнения проекта как особой формы организации деятельности обучающихся в рамках концепции формирования современной образовательной среды, в которой условия обучения способствуют гармоничному развитию лич...