Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории (на примере проекта «Школа авторского телевидения») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 16.12.2016

Статья просмотрена: 788 раз

Библиографическое описание:

Богатко, А. В. Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории (на примере проекта «Школа авторского телевидения») / А. В. Богатко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 844-847. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36902/ (дата обращения: 16.12.2024).



Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода. Нами была предпринята попытка формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории, предполагавшей реализацию проекта «Школа авторского телевидения». Ценность и значимость представленного проекта заключается не только в формировании увлечённой творческой личности, но и в становлении мировоззренческой позиции учащихся, в овладении ими теоретическими знаниями и практическими навыками социального и личностного взаимодействия.

Ключевые слова: компетентностный подход, ценностно-смысловые компетенции, история, внеурочная деятельность, проект

Современное общество требует воспитания самостоятельных, инициативных, ответственных граждан, способных эффективно взаимодействовать в выполнении социальных, производственных и экономических задач. Выполнение этих задач требует развития личностных качеств и творческих способностей человека, умений самостоятельно приобретать новые знания и решать проблемы, ориентироваться в жизни общества. Именно эти приоритеты лежат в основе реформирования современной общеобразовательной школы, главная задача которой — подготовить компетентную личность, способную находить правильные решения в конкретных учебных, жизненных, а в будущем и профессиональных ситуациях. Поэтому актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в обучении, который предусматривает направленность образовательного процесса на формирование и развитие ключевых компетенций личности [3].

Ценностно-смысловые компетенции относятся к общему содержанию образования, конкретизируются на уровне учебных предметов для каждой ступени обучения. Данные компетенции основываются на главных целях общего образования, представления социального опыта и опыта личности для дальнейшего получения жизненных навыков и практической деятельности в современном обществе. Суть ценностно-смысловых компетенций — формировать мировоззрение и ценностные ориентиры ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в учебной и иной деятельности, от них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом [2].

Под формированием ценностно-смысловых компетенций имеется в виду создание педагогических условий, которые инициируют процессы осмысления, переосмысления гуманистических ценностей, и построение на их основе нравственной картины деятельности и поведения учащихся.Формирование ценностно-смысловых компетенций происходит с помощью творчески развивающих технологий и информационно-поисковых ситуаций.Таким образом, формирование ценностно-смысловых компетенций в содержании образования возможно при условии создания соответствующих задач, тестов, требующих оценочного аспекта каждым учеником.Особенно это касается предметов гуманитарного цикла, в частности истории, литературы, обществоведения.Целью гуманитарного образования является формирование целостной картины мира в совместной деятельности взрослых и сверстников, которая позволит не усваивать цикл предметов, а, прежде всего, привлекаться к общечеловеческой культуре, то есть овладевать способами мышления и способностями, с помощью которых люди в течение многих веков строили мировую цивилизацию.Система ценностных ориентаций выступает «свернутой» программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности.

Следует отметить, что в последнее время усилился интерес к методике внеурочной учебно-исследовательской деятельности учащихся по истории. Внеурочную работу можно определить как разнообразную образовательную и воспитательную работу, направленную на удовлетворение интересов и запросов учащихся, организованную во внеурочное время педагогическим коллективом школы с целью обогащения и углубления знаний школьников, полученных в процессе обучения, применение их на практике, расширение общеобразовательного кругозора учащихся, формирования в них научного мировоззрения, выработка умений и навыков самообразования, формирование интересов к различным отраслям науки, техники, искусства, выявления и развитие индивидуальных творческих способностей и наклонностей, организация досуга школьников, культурного отдыха и разумных развлечений; распространение воспитательного воздействия на учащихся в разных направлениях воспитания.

Ценность внеурочной работы по истории, прежде всего, в том, что она носит добровольный характер, соответственно, это дает возможность педагогическому коллективу и отдельному учителю организовать деятельность учащихся по интересам, создать благоприятные условия для развития индивидуальных способностей, инициативы и познавательной самостоятельности учащихся. Кроме того, учитель, исходя из конкретных условий и интересов учащихся или даже особенностей региона, может самостоятельно выбирать содержание занятий, время их проведения, учитывать конкретные психологические и возрастные особенности учащихся. Он может использовать различные формы работы, подходить к работе дифференцированно, более широко связывать исторический материал с современностью, с жизнью конкретного региона. И, что немаловажно, за счет использования элементов исследовательской работы во внеурочной работе по истории открываются широкие возможности для формирования интеллектуальных и практических умений учащихся.

Организация исследовательской деятельности по истории во внеурочное время создает более широкие возможности для развития у учащихся интереса к истории как предмету, помогает углубить и расширить знания, полученные учащимися на уроках, способствует более глубокому раскрытию исторических фактов, явлений, понятий и закономерностей. Кроме того, в процессе указанной работы возрастает интерес учащихся к историческим источникам и их исследования. Внеурочная работа по истории способствует воспитание у учащихся уважения к общечеловеческим ценностям, любви к своему краю и народу. Таким образом, при организации внеурочной работы учащихся по истории педагогу следует обратить особое внимание на то, что она должна предусматривать личностную профессиональную ориентацию и основываться на принципах дифференцированного подхода. Внеурочная работа по истории требует применения различных методов, в том числе инновационных (интерактивные методы, ученические дискуссии, метод проектов). Учет этих особенностей значительно повышает эффективность внеурочной работы.

Нами была предпринята попытка формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории, предполагавшей реализацию проекта «Школа авторского телевидения». Целью проекта стало создание условий для формирования «полей авторского действия» для учащихся шестых классов. К основным задачам относились:

1) организация работы «Школы авторского телевидения» как центра дополнительного образования в рамках реализации ФГОС;

2) создание системы освоения социального опыта учащимися шестого класса;

3) формирование социальных и метапредметных компетенций подростков;

4) развитие творческих способностей учащихся. При реализации проекта «Школа авторского телевидения» учитывалась смена позиции учителя на тьютора для создания учащимся индивидуальных «полей авторского действия» [1].

Проект предполагал четыре этапа реализации:

1) «Пуск»: диагностика личностной направленности учащихся шестых классов (сентябрь 2013 г.);

2) «Погружение»: формирование групп по сфере направленности интересов, проведение мастер-классов (октябрь — декабрь 2013 г.);

3) «TV-команды»: формирование рабочих TV-команд (январь — апрель 2014 г.);

4) «Итоги»: проведение командно-личностного зачёта (май 2014 г.).

В рамках этапа «Пуск» была осуществлена диагностика творческих способностей при помощи следующих методик: «Диагностика невербальной креативности» (Е. Торренс, адаптация А. Н. Воронина), «Диагностика вербальной креативности» (С. Медник, адаптация А. Н. Воронина), «Определение творческих способностей учащихся» (Г. Дэвис). Также в рамках данного этапа было проведено стартовое мероприятие, на котором были представлены основные направления и этапы работы «Школы авторского телевидения». На основании результатов диагностики, с учётом личных склонностей и интересов, учащиеся были распределены на группы.

В рамках этапа «Погружение» были проведены мастер-классы по различным направлениям:

1) тренинговые занятия (получение практических навыков работы в команде);

2) видеомонтаж (работа с видеоматериалом с использованием программы Sony Vegas);

3) журналистика (теоретические и практические основы журналистики, результатом чего стал подготовленный текст репортажа);

4) работа с видеоаппаратурой (практический мастер-класс);

5) PR-технологии (теоретический и практический мастер-класс, по итогам которого каждый участник предоставил рекламу самого себя);

6) web-дизайн (практический мастер-класс по работе в программе Adobe Photoshop);

7) риторика (теоретический и практический курс по подготовке публичного выступления).

Все мастер-классы проходили по субботам в соответствии с нелинейным расписанием, поэтому каждая группа посетила все направления. В течение недели учащиеся могли задавать тематические вопросы на школьном сайте и получать консультации специалиста. Занятия продолжались в течение семи недель.

По итогам второго этапа учащиеся были распределены по телевизионным командам для реализации третьего этапа — «TV-команды». Работа проводилась по следующим направлениям:

1) новостные программы;

2) развлекательные программы;

3) социальные ролики;

4) документальное кино;

5) аналитические программы;

6) учебные программы по техническим и инженерным наукам;

7) учебные программы по гуманитарным и естественным наукам.

За период работы каждая команда должна была подготовить не менее 3 программ. Все они транслировались в школе на информационных панелях, а лучшие из них были размещены на школьном сайте и представлены на конкурсных мероприятиях различного уровня.

Четвёртый, заключительный этап «Итоги» заключался в определении победителей по номинациям: «Лучшая программа», «Лучший режиссёр», «Лучший журналист», «Лучший видеооператор», «Лучший монтаж», «Лучший репортёр» и т. д. Также была осуществлена повторная диагностика творческих способностей учащихся при помощи обозначенных ранее методик.

Исследование ценностно-смысловой сферы учащихся шестых классов проводилось на основе выявления уровней сформированности её компонентов. Формирование когнитивного компонента ценностно-смысловой сферы предполагает достижение определенного уровня развития ценностных представлений и идеалов, которые в дальнейшем будут определять направленность поведения и деятельности личности, — так называемых «ценностей-знаний». Для изучения соответствующих составляющих применены следующие методики:

1) авторская анкета, направленная на выявление особенностей понимания респондентами понятий «ценности» и «смыслы», их знаний о видах ценностей, а также ценностных представлений;

2) «Опросник ценностей» Ш. Шварца, а именно первая его часть, позволяющая выявить приоритетные ценности на уровне нормативных идеалов.

Динамику эмотивного компонента ценностно-смысловой сферы составляют изменения отношения личности к себе, другим, социуму в целом, то есть процессы ценностно-смыслового самоопределения и, как следствие, образование совокупности «ценностей-смыслов». Для их определения использованы:

1) ассоциативный эксперимент, в котором слова-стимулы представляют общечеловеческие, профессиональные и индивидуальные ценности;

2) методика «Система жизненных смыслов» В. Котлякова, позволяющая обнаружить некоторые конкретные типы жизненных смыслов испытуемых.

Регулятивный компонент и его формирование отражены в нашем случае выбором и реализацией совокупности стратегий и тактик поведения ученика как носителя общечеловеческих и индивидуальных ценностей, то есть в апробации «ценностей-стимулов». Для их выявления применены следующие методики:

1) «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. Бубновой;

2) «Опросник ценностей» Ш. Шварца, а именно вторая его часть, обнаруживающая ценности на уровне личностных приоритетов;

3) «Must-тест» П. Иванова и А. Колобовой для определения ключевых жизненных ценностей.

Полученные нами эмпирические результаты показали, что после участия в рамках проекта «Школа авторского телевидения» у учащихся существенно повысился уровень сформированности ценностно-смысловых компетенций по всем анализируемым компонентам — когнитивному, эмотивному и регулятивному. Таким образом, ценность и значимость представленного проекта заключается не только в формировании увлечённой творческой личности, но и в становлении мировоззренческой позиции учащихся, в овладении ими теоретическими знаниями и практическими навыками социального и личностного взаимодействия.

Литература:

  1. Ермилин А. И. Культурные и педагогические ресурсы тьюторство в дополнительном научном образовании школьников / А. И. Ермилин, Е. В. Ермилина / Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. — С. 228–240.
  2. Логутова Е. В. Ценностно-смысловая ориентация младших подростков в условиях внедрения новых образовательных стандартов / Е. В. Логутова // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 3. — С. 306–314.
  3. Шмигирилова И. Б. Школьное образование в контексте компетентностного подхода / И. Б. Шмигирилова // Педагогика. — 2013. — № 1. — С. 49–53.
Основные термины (генерируются автоматически): авторское телевидение, внеурочная работа, история, формирование, ценность, внеурочная деятельность, практический мастер-класс, реализация проекта, учащаяся шестая классов, ценностно-смысловая сфера.


Похожие статьи

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Содержание коммуникативной потребности подростков в условиях общения с учителем технологии

Автором раскрываются потребности подростков в общении с учителем технологии в урочное время. Анализируется научная литература по вопросам развития коммуникативной сферы подростков. На основе проведенного исследования обсуждается специфика коммуникати...

Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Проблемы формирования педагогической культуры учителя музыки в СПО и ВПО в процессе профессиональной подготовки. Теоретико-методологические аспекты интеграции профессиональной и педагогической культуры учителя музыки в СПО и ВПО

Статья посвящена изучению теоретико-методологических аспектов интеграции профессиональной и педагогической культуры учителя музыки в СПО и ВПО. В настоящее время требования к качеству педагогической работы должны побуждать каждого преподавателя интер...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Реализация технологии педагогической мастерской творческого письма на уроках внеклассного чтения по книге «Сутра мгновений»

Педагогическая мастерская творческого письма рассматривается автором как уникальная педагогическая технология, которая создает на уроках внеклассного чтения условия, ситуации, образовательные события для профессионально-личностного становления путем ...

Похожие статьи

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Содержание коммуникативной потребности подростков в условиях общения с учителем технологии

Автором раскрываются потребности подростков в общении с учителем технологии в урочное время. Анализируется научная литература по вопросам развития коммуникативной сферы подростков. На основе проведенного исследования обсуждается специфика коммуникати...

Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Проблемы формирования педагогической культуры учителя музыки в СПО и ВПО в процессе профессиональной подготовки. Теоретико-методологические аспекты интеграции профессиональной и педагогической культуры учителя музыки в СПО и ВПО

Статья посвящена изучению теоретико-методологических аспектов интеграции профессиональной и педагогической культуры учителя музыки в СПО и ВПО. В настоящее время требования к качеству педагогической работы должны побуждать каждого преподавателя интер...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Реализация технологии педагогической мастерской творческого письма на уроках внеклассного чтения по книге «Сутра мгновений»

Педагогическая мастерская творческого письма рассматривается автором как уникальная педагогическая технология, которая создает на уроках внеклассного чтения условия, ситуации, образовательные события для профессионально-личностного становления путем ...

Задать вопрос