Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода. Нами была предпринята попытка формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории, предполагавшей реализацию проекта «Школа авторского телевидения». Ценность и значимость представленного проекта заключается не только в формировании увлечённой творческой личности, но и в становлении мировоззренческой позиции учащихся, в овладении ими теоретическими знаниями и практическими навыками социального и личностного взаимодействия.
Ключевые слова: компетентностный подход, ценностно-смысловые компетенции, история, внеурочная деятельность, проект
Современное общество требует воспитания самостоятельных, инициативных, ответственных граждан, способных эффективно взаимодействовать в выполнении социальных, производственных и экономических задач. Выполнение этих задач требует развития личностных качеств и творческих способностей человека, умений самостоятельно приобретать новые знания и решать проблемы, ориентироваться в жизни общества. Именно эти приоритеты лежат в основе реформирования современной общеобразовательной школы, главная задача которой — подготовить компетентную личность, способную находить правильные решения в конкретных учебных, жизненных, а в будущем и профессиональных ситуациях. Поэтому актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в обучении, который предусматривает направленность образовательного процесса на формирование и развитие ключевых компетенций личности [3].
Ценностно-смысловые компетенции относятся к общему содержанию образования, конкретизируются на уровне учебных предметов для каждой ступени обучения. Данные компетенции основываются на главных целях общего образования, представления социального опыта и опыта личности для дальнейшего получения жизненных навыков и практической деятельности в современном обществе. Суть ценностно-смысловых компетенций — формировать мировоззрение и ценностные ориентиры ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в учебной и иной деятельности, от них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом [2].
Под формированием ценностно-смысловых компетенций имеется в виду создание педагогических условий, которые инициируют процессы осмысления, переосмысления гуманистических ценностей, и построение на их основе нравственной картины деятельности и поведения учащихся.Формирование ценностно-смысловых компетенций происходит с помощью творчески развивающих технологий и информационно-поисковых ситуаций.Таким образом, формирование ценностно-смысловых компетенций в содержании образования возможно при условии создания соответствующих задач, тестов, требующих оценочного аспекта каждым учеником.Особенно это касается предметов гуманитарного цикла, в частности истории, литературы, обществоведения.Целью гуманитарного образования является формирование целостной картины мира в совместной деятельности взрослых и сверстников, которая позволит не усваивать цикл предметов, а, прежде всего, привлекаться к общечеловеческой культуре, то есть овладевать способами мышления и способностями, с помощью которых люди в течение многих веков строили мировую цивилизацию.Система ценностных ориентаций выступает «свернутой» программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности.
Следует отметить, что в последнее время усилился интерес к методике внеурочной учебно-исследовательской деятельности учащихся по истории. Внеурочную работу можно определить как разнообразную образовательную и воспитательную работу, направленную на удовлетворение интересов и запросов учащихся, организованную во внеурочное время педагогическим коллективом школы с целью обогащения и углубления знаний школьников, полученных в процессе обучения, применение их на практике, расширение общеобразовательного кругозора учащихся, формирования в них научного мировоззрения, выработка умений и навыков самообразования, формирование интересов к различным отраслям науки, техники, искусства, выявления и развитие индивидуальных творческих способностей и наклонностей, организация досуга школьников, культурного отдыха и разумных развлечений; распространение воспитательного воздействия на учащихся в разных направлениях воспитания.
Ценность внеурочной работы по истории, прежде всего, в том, что она носит добровольный характер, соответственно, это дает возможность педагогическому коллективу и отдельному учителю организовать деятельность учащихся по интересам, создать благоприятные условия для развития индивидуальных способностей, инициативы и познавательной самостоятельности учащихся. Кроме того, учитель, исходя из конкретных условий и интересов учащихся или даже особенностей региона, может самостоятельно выбирать содержание занятий, время их проведения, учитывать конкретные психологические и возрастные особенности учащихся. Он может использовать различные формы работы, подходить к работе дифференцированно, более широко связывать исторический материал с современностью, с жизнью конкретного региона. И, что немаловажно, за счет использования элементов исследовательской работы во внеурочной работе по истории открываются широкие возможности для формирования интеллектуальных и практических умений учащихся.
Организация исследовательской деятельности по истории во внеурочное время создает более широкие возможности для развития у учащихся интереса к истории как предмету, помогает углубить и расширить знания, полученные учащимися на уроках, способствует более глубокому раскрытию исторических фактов, явлений, понятий и закономерностей. Кроме того, в процессе указанной работы возрастает интерес учащихся к историческим источникам и их исследования. Внеурочная работа по истории способствует воспитание у учащихся уважения к общечеловеческим ценностям, любви к своему краю и народу. Таким образом, при организации внеурочной работы учащихся по истории педагогу следует обратить особое внимание на то, что она должна предусматривать личностную профессиональную ориентацию и основываться на принципах дифференцированного подхода. Внеурочная работа по истории требует применения различных методов, в том числе инновационных (интерактивные методы, ученические дискуссии, метод проектов). Учет этих особенностей значительно повышает эффективность внеурочной работы.
Нами была предпринята попытка формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории, предполагавшей реализацию проекта «Школа авторского телевидения». Целью проекта стало создание условий для формирования «полей авторского действия» для учащихся шестых классов. К основным задачам относились:
1) организация работы «Школы авторского телевидения» как центра дополнительного образования в рамках реализации ФГОС;
2) создание системы освоения социального опыта учащимися шестого класса;
3) формирование социальных и метапредметных компетенций подростков;
4) развитие творческих способностей учащихся. При реализации проекта «Школа авторского телевидения» учитывалась смена позиции учителя на тьютора для создания учащимся индивидуальных «полей авторского действия» [1].
Проект предполагал четыре этапа реализации:
1) «Пуск»: диагностика личностной направленности учащихся шестых классов (сентябрь 2013 г.);
2) «Погружение»: формирование групп по сфере направленности интересов, проведение мастер-классов (октябрь — декабрь 2013 г.);
3) «TV-команды»: формирование рабочих TV-команд (январь — апрель 2014 г.);
4) «Итоги»: проведение командно-личностного зачёта (май 2014 г.).
В рамках этапа «Пуск» была осуществлена диагностика творческих способностей при помощи следующих методик: «Диагностика невербальной креативности» (Е. Торренс, адаптация А. Н. Воронина), «Диагностика вербальной креативности» (С. Медник, адаптация А. Н. Воронина), «Определение творческих способностей учащихся» (Г. Дэвис). Также в рамках данного этапа было проведено стартовое мероприятие, на котором были представлены основные направления и этапы работы «Школы авторского телевидения». На основании результатов диагностики, с учётом личных склонностей и интересов, учащиеся были распределены на группы.
В рамках этапа «Погружение» были проведены мастер-классы по различным направлениям:
1) тренинговые занятия (получение практических навыков работы в команде);
2) видеомонтаж (работа с видеоматериалом с использованием программы Sony Vegas);
3) журналистика (теоретические и практические основы журналистики, результатом чего стал подготовленный текст репортажа);
4) работа с видеоаппаратурой (практический мастер-класс);
5) PR-технологии (теоретический и практический мастер-класс, по итогам которого каждый участник предоставил рекламу самого себя);
6) web-дизайн (практический мастер-класс по работе в программе Adobe Photoshop);
7) риторика (теоретический и практический курс по подготовке публичного выступления).
Все мастер-классы проходили по субботам в соответствии с нелинейным расписанием, поэтому каждая группа посетила все направления. В течение недели учащиеся могли задавать тематические вопросы на школьном сайте и получать консультации специалиста. Занятия продолжались в течение семи недель.
По итогам второго этапа учащиеся были распределены по телевизионным командам для реализации третьего этапа — «TV-команды». Работа проводилась по следующим направлениям:
1) новостные программы;
2) развлекательные программы;
3) социальные ролики;
4) документальное кино;
5) аналитические программы;
6) учебные программы по техническим и инженерным наукам;
7) учебные программы по гуманитарным и естественным наукам.
За период работы каждая команда должна была подготовить не менее 3 программ. Все они транслировались в школе на информационных панелях, а лучшие из них были размещены на школьном сайте и представлены на конкурсных мероприятиях различного уровня.
Четвёртый, заключительный этап «Итоги» заключался в определении победителей по номинациям: «Лучшая программа», «Лучший режиссёр», «Лучший журналист», «Лучший видеооператор», «Лучший монтаж», «Лучший репортёр» и т. д. Также была осуществлена повторная диагностика творческих способностей учащихся при помощи обозначенных ранее методик.
Исследование ценностно-смысловой сферы учащихся шестых классов проводилось на основе выявления уровней сформированности её компонентов. Формирование когнитивного компонента ценностно-смысловой сферы предполагает достижение определенного уровня развития ценностных представлений и идеалов, которые в дальнейшем будут определять направленность поведения и деятельности личности, — так называемых «ценностей-знаний». Для изучения соответствующих составляющих применены следующие методики:
1) авторская анкета, направленная на выявление особенностей понимания респондентами понятий «ценности» и «смыслы», их знаний о видах ценностей, а также ценностных представлений;
2) «Опросник ценностей» Ш. Шварца, а именно первая его часть, позволяющая выявить приоритетные ценности на уровне нормативных идеалов.
Динамику эмотивного компонента ценностно-смысловой сферы составляют изменения отношения личности к себе, другим, социуму в целом, то есть процессы ценностно-смыслового самоопределения и, как следствие, образование совокупности «ценностей-смыслов». Для их определения использованы:
1) ассоциативный эксперимент, в котором слова-стимулы представляют общечеловеческие, профессиональные и индивидуальные ценности;
2) методика «Система жизненных смыслов» В. Котлякова, позволяющая обнаружить некоторые конкретные типы жизненных смыслов испытуемых.
Регулятивный компонент и его формирование отражены в нашем случае выбором и реализацией совокупности стратегий и тактик поведения ученика как носителя общечеловеческих и индивидуальных ценностей, то есть в апробации «ценностей-стимулов». Для их выявления применены следующие методики:
1) «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. Бубновой;
2) «Опросник ценностей» Ш. Шварца, а именно вторая его часть, обнаруживающая ценности на уровне личностных приоритетов;
3) «Must-тест» П. Иванова и А. Колобовой для определения ключевых жизненных ценностей.
Полученные нами эмпирические результаты показали, что после участия в рамках проекта «Школа авторского телевидения» у учащихся существенно повысился уровень сформированности ценностно-смысловых компетенций по всем анализируемым компонентам — когнитивному, эмотивному и регулятивному. Таким образом, ценность и значимость представленного проекта заключается не только в формировании увлечённой творческой личности, но и в становлении мировоззренческой позиции учащихся, в овладении ими теоретическими знаниями и практическими навыками социального и личностного взаимодействия.
Литература:
- Ермилин А. И. Культурные и педагогические ресурсы тьюторство в дополнительном научном образовании школьников / А. И. Ермилин, Е. В. Ермилина / Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. — С. 228–240.
- Логутова Е. В. Ценностно-смысловая ориентация младших подростков в условиях внедрения новых образовательных стандартов / Е. В. Логутова // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 3. — С. 306–314.
- Шмигирилова И. Б. Школьное образование в контексте компетентностного подхода / И. Б. Шмигирилова // Педагогика. — 2013. — № 1. — С. 49–53.