Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Теоретические основы развития творческой активности младших школьников средствами уроков литературного чтения

Научный руководитель
Педагогика
09.12.2024
291
Поделиться
Библиографическое описание
Ортыкхолова, Д. Р. Теоретические основы развития творческой активности младших школьников средствами уроков литературного чтения / Д. Р. Ортыкхолова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — С. 546-549. — URL: https://moluch.ru/archive/549/120376/.

В данной статье обоснована актуальность проблемы в современной педагогической науке, связанной с необходимостью формирования творческого потенциала у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделено специфике развития творческой активности в данном возрастном периоде, с учётом психологических и педагогических особенностей. Анализируется роль уроков литературного чтения как ключевого инструмента, способствующего формированию творческого мышления, воображения и индивидуальности обучающихся. Сделан вывод о значимости системного и целенаправленного подхода к организации уроков с акцентом на развитие креативности, что способствует гармоничному личностному развитию детей.

Ключевые слова: творческая активность, младший школьный возраст, литературное чтение, развитие творческого потенциала, образовательные технологии, креативность обучающихся.

«Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее», — писал П. Торенс [2].

Креативность можно определить как способность генерировать широкий спектр идей, придумывать оригинальные, нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Исследования показывают, что творческие личности сохраняют высокую жизненную активность и энергию на протяжении всей жизни, тогда как люди, лишённые увлечённости и равнодушные к новому, чаще подвержены заболеваниям и преждевременному старению [2].

Формирование творческой личности в образовательной среде является одной из приоритетных задач современной школы. Современное образование всё больше направлено на развитие индивидуальных качеств ребёнка, что требует выявления ключевых характеристик личности, на которые возможно целенаправленно влиять с целью её гармоничного развития [4]. Одним из таких свойств выступает творческая активность, которая представляет собой центральное качество личности, организующее её стремление к саморазвитию и самореализации.

Актуальность изучения этой темы обусловлена тем, что проблема развития творческой активности младших школьников остаётся недостаточно исследованной в теории и практике педагогики. Сложность и многогранность данной проблемы требуют всестороннего анализа, особенно в контексте учебной деятельности. Одним из направлений решения этой задачи становится использование уроков литературного чтения как эффективного средства для стимулирования творческого потенциала младших школьников.

Для эффективного подхода к решению проблемы необходимо уточнить понятие «творческая активность» и его ключевые аспекты, а также разработать педагогические методы, направленные на развитие этого качества у младших школьников. Особое внимание следует уделить методике организации уроков литературного чтения, способной не только развивать креативное мышление, но и формировать у детей интерес к познанию и самостоятельному творчеству.

Исследование развития творческой активности личности нашло отражение в трудах таких видных психологов, как А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и другие. Творческая активность представляет собой сложное, многокомпонентное явление, которое охватывает разнообразные проявления и характеризуется единством внутреннего и внешнего аспектов, взаимосвязью мотивационных и операционных составляющих, а также взаимодействием продуктивного мышления и воображения, которые выступают основой творческого процесса [6]. Л. С. Выготский отмечал, что творческая активность включает элементы поисковой деятельности, поскольку конечный результат творчества не может быть заранее заданным [2]. Важным свойством творческой активности является способность переносить методы и особенности одной формы творчества в другую, что свидетельствует о наличии так называемых «универсальных» творческих способностей, о чём писал Б. М. Теплов [3].

Ряд исследователей, таких как М. А. Данилов, Т. И. Шамова и А. В. Петровский, рассматривают творческую активность через призму её проявления в деятельности. По их мнению, творческая активность представляет собой не только установку на поисковые и преобразующие способы работы, но и отражает качественные и количественные характеристики деятельности, а также выражается в интенсивности, оригинальности применяемых мыслительных операций, эстетической ценности и результативности усвоенных знаний [5].

Так, исходя из вышеизложенного, определим творческую активность как сложное интегративное качество, которое одновременно охватывает особенности личности и проявляется в её деятельности.

Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет) является важным этапом становления личности ребёнка, когда закладываются основы его когнитивных, эмоциональных и творческих способностей. Так, одной из ключевых психологических особенностей данного возраста является высокая восприимчивость к внешним воздействиям. У младших школьников активно формируется способность к подражанию, что позволяет эффективно использовать примеры творчества других для стимуляции собственной активности [3]. Однако их творческое мышление ещё находится на стадии формирования, поэтому важную роль играет обучение способам и приёмам генерации идей.

Воображение у детей этого возраста носит ярко выраженный образный характер. Оно становится не только способом восприятия, но и инструментом для создания новых идей. Дети легко фантазируют, комбинируют уже известные образы и факты, создавая собственные уникальные творческие продукты. Важно учитывать, что творческое воображение требует педагогической поддержки и целенаправленного развития через упражнения, стимулирующие креативность.

Когнитивные процессы в младшем школьном возрасте также претерпевают значительные изменения. Логическое мышление начинает активно развиваться, но остаётся тесно связанным с конкретными примерами и образами, что делает необходимым использование наглядных и доступных материалов при развитии творческих способностей. Кроме того, дети в этом возрасте обладают высокой любознательностью, что открывает широкие возможности для формирования творческой активности через познавательные задачи.

Эмоциональная сфера младших школьников играет ключевую роль в их творческом развитии. У детей наблюдается высокая эмоциональная отзывчивость, потребность в поддержке и признании. Поэтому важно создавать обстановку, в которой ребёнок чувствует себя свободным от осуждения, что стимулирует его стремление экспериментировать и пробовать новое.

Особенностью социальной сферы является переход от доминирования семейных контактов к расширению круга общения. Коллективные занятия и взаимодействие с одноклассниками становятся важным элементом их жизни, что позволяет эффективно использовать групповые формы работы для развития креативности. Важно, чтобы педагог создавал условия для сотрудничества, взаимопомощи и обмена идеями, так как это способствует раскрытию индивидуального творческого потенциала каждого ребёнка [3].

Уроки литературного чтения представляют собой уникальную возможность для развития творческого потенциала младших школьников. Особая ценность этого предмета заключается в его основе — художественной литературе, которая является мощным инструментом формирования личности. Литературные произведения обладают огромным образовательным и воспитательным потенциалом: они способствуют обогащению духовного опыта ребёнка, развивают его интеллектуальные способности и формируют высокие моральные качества. Чем глубже ребёнок воспринимает прочитанное произведение, тем сильнее оно влияет на его личностное становление.

Цели литературного чтения в младших классах направлены на формирование интереса к чтению и литературы в целом. Этот процесс включает помощь ребёнку в становлении как полноценного читателя, погружение в богатство отечественной и мировой литературы, а также освоение основ искусства художественного слова. Всё это способствует не только расширению кругозора, но и развитию способности к осмыслению, анализу и самостоятельному творческому выражению, обогащая как читательский, так и жизненный опыт младших школьников.

Особую актуальность приобретает мысль К. А. Москаленко о важности «нестеснённого слова», открытого диалога на уроках и свободы мысли, которые становятся основой для пробуждения и реализации творческого начала у детей [5]. Именно в условиях открытого общения и свободного выражения своего мнения ребёнок способен раскрывать свои способности, формировать критическое мышление и создавать что-то новое. Литературное чтение таким образом выступает не только как средство развития творческого мышления, но и как фундамент для всестороннего развития личности младшего школьника.

Уроки литературного чтения предоставляют обучающимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры (табл. 1).

Таблица 1

Виды творческих заданий [6]

Задания для 1 класса Задания для 2–3 классов Задания для 4 класса
Иллюстрация к прочитанному произведению. План-схема, раздели и запиши или нарисуй. Умение составлять: модельный, картинный планы, сравнительные таблицы.
Участие в коллективном сочинительстве. Участие в сочинительстве по аналогии, дописывание, досказывание (как повел бы себя герой в другой ситуации), умение писать сочинения-миниатюры из 3–4 предложений по заданной теме и жизненным впечатлениям. Умение написать сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.
Разыгрывание небольших литературных произведений, участие в театрализованных играх. Участие в коллективной творческой работе (КВН «Там, на неведомых дорожках»), подготовка и проведение литературных игр, конкурсов, утренников, отчетов. Проектная деятельность.
Чтение текста по ролям, рассказывание сказок и историй от лица героев. Пересказ произведений от лица одного из персонажей, придумывание продолжения произведения, изменения начала или конца произведения, сочинение истории по данному началу.
Творческие задания в печатных тетрадях.
Иллюстрирование книг-самоделок, создание собственных страничек в коллективных книгах-самоделках, стремление работать со справочной литературой.

Игры-драматизации представляют собой один из наиболее эффективных методов обучения творческому чтению. Дети вовлекаются в увлекательный процесс, где им предлагается погрузиться в атмосферу сказки, представить её волшебные обстоятельства, оживить образы персонажей, передавая их характеры и эмоции с помощью мимики, жестов, походки и голоса. Такой подход позволяет ученикам не только воспроизводить знакомые сюжеты, но и развивать фантазию через изменение сюжетных линий, добавление новых персонажей, трансформацию их характеристик или придумывание альтернативных концовок известных историй. Подобные занятия не только способствуют углублению понимания произведений, но и учат правилам речевого этикета, развивают коммуникативные навыки и обогащают представления детей о мире.

Творческую активность и читательскую инициативу эффективно поддерживают литературные игры, которые помогают детям глубже проникнуть в детали произведения, обобщить и закрепить знания, а также проявить находчивость и креативность. На уроках литературного чтения детям предлагаются различные задания, которые стимулируют их творческую мысль: от головоломок, кроссвордов и ребусов до викторин, шарад, анаграмм и каламбуров. Эти формы деятельности не только делают уроки интересными и увлекательными, но и развивают сообразительность, расширяют словарный запас и учат нестандартно подходить к решению задач.

Анализ существующих методик позволил выделить ключевые показатели, которые отражают уровень сформированности творческой активности обучающихся в процессе литературного чтения (рис. 1):

Показатели сформированности творческой активности детей

Рис. 1. Показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению [5]

Таким образом, развитие творческой активности младших школьников средствами уроков литературного чтения представляет собой многогранный процесс, включающий педагогическую поддержку, учёт возрастных и психологических особенностей детей, а также использование литературных произведений как инструмента для раскрытия их творческого потенциала. Выявленные теоретические основы могут стать фундаментом для дальнейших научных исследований и практических разработок в области начального образования.

Литература:

  1. Апатова, Е. А. Использование творческих заданий на уроках литературного чтения как средство развития творческой активности младших школьников / Е. А. Апатова // Актуальные проблемы методики начального обучения и эстетического воспитания учащихся / под ред. С. П. Чумаковой, А. А. Папейко. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2022. — С. 101–104.
  2. Арюкова, Н. В. Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте / Н. В. Арюкова, В. Н. Попова, Я. Н. Вицкова. // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 289–292.
  3. Мамырова, А. Ю. Вопросы развития творческой деятельности учащихся младших классов на уроках литературного чтения / А. Ю. Мамырова, Г. Курбаналиева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2023. — № 2–1 (77). — С. 129–133.
  4. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www. pravo.gov.ru, 15.11.2024.
  5. Развитие творческой активности школьников / А. М. Матюшкин, И. С. Аверина, Г. Д. Чистякова и др.; под ред. А. М. Матюшкина; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. — Москва: Педагогика, 2019. — 155 с.
  6. Юскова, Е. А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения / Е. А. Юскова. // Молодой ученый. — 2019. — № 30 (268). — С. 133–136.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
творческая активность
младший школьный возраст
литературное чтение
развитие творческого потенциала
образовательные технологии
креативность обучающихся
Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 546-549):
Часть 8 (стр. 537-611)
Расположение в файле:
стр. 537стр. 546-549стр. 611

Молодой учёный