Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В статье рассматривается применения круглых столов в процессе обучения студентов института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета (ИИГСО НГПУ). Рассматривается, как круглые столы в процессе обучения позволяют формировать коммуникативные компетенции, которые содействуют социальной адаптации будущего специалиста на рабочем месте, и группу компетенций, связанных с работой с информацией и определяющих умения и навыки научной (исследовательской) деятельности.
Ключевые слова: компетентностный подход, круглый стол, самостоятельная работа студентов.
Одной из основных целей современного высшего образования является создание условий для развития профессионального потенциала, самореализации личности в профессии, свободной адаптации в профессиональной сфере. Фиксация внимания преподавателей высшей школы на формировании конкурентоспособной, всесторонне развитой личности будущего педагога стала одним из наиболее эффективных способов переориентирования образования на компетентностный подход. Важнейшей задачей преподавателя на современном этапе становится изменение при оценке результатов высшего образования с понятий «обученность», «умение» и «знание» на ключевые понятия «компетенция» и «компетентность» [1, 2].
Образовательную компетенцию можно определить как «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности» [2]. Это не просто система знаний, умений и навыков, а способность применить знания, умения, навыки в конкретной ситуации для эффективного решения задач. Основой понятия «компетенция» является способность к практическому применению знаний, умений. Образовательная компетенция предполагает, что студент не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.
Образовательные компетенции можно условно разбить на три уровня, каждый из которых соответствует содержанию образования: предметные, общепредметные и метапредметные (ключевые), относящиеся к общему содержанию образования [2].
Весьма наглядным примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция. Исследовательская компетенция может быть определена как совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности [2]. Формирование исследовательской компетенции невозможно средствами одной педагогической технологии.
Для полноценного формирования исследовательских компетенций необходимо использовать как базовые технологии развивающего, проблемного, разноуровнего и коллективного способов обучения, так иисследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления (например, РКМЧП) [3]. Хотя ФГОС разных направлений и профилей имеет различные формулировки компетенций, суть одна — формирование навыков исследовательской деятельности, которая имеет дело с несколько иным содержанием образования — под ним понимается не определенный объем предметной информации, а функциональные навыки мышления, развиваемые средствами учебного исследования [4, с. 144].
Исследовательская компетенция включает в себя исследовательские способности учащихся, состоящих из универсальных учебных действий:
– личностных, и к ним мы относим саморазвитие, саморегуляцию, самоконтроль и самооценку;
– регулятивных, и к ним мы относим все компоненты, которые связаны с организацией исследовательской деятельности учащихся;
– познавательных, и к ним относятся моделирование, выбор учащимися наиболее эффективных способов решения задач, работу с информацией;
– коммуникативных, и к ним относятся, правила общения, реализацию речевой деятельности как в устной, так и в письменной формах [5].
Таким образом, мы видим, что совершенно необходимо применять различные методы в процессе обучения бакалавров [6, 7, 8, 9, 10]. Круглый стол это один из интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, имеющей своей целью создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует и осознает свою интеллектуальную состоятельность. Это делает процесс обучения более продуктивным. В процессе интерактивного обучения идет диалог как между студентами и преподавателем, так и между самими студентами.
Стоит отметить, что не следует ставить знак равенства между дефенициями «круглый стол» и «дискуссия». У каждого из этих терминов существует свое содержание, лишь частично совпадающее с другим. «Круглый стол» — это форма организации обмена мнениями, форма познавательной деятельности, которая позволяет закрепить полученные ранее знания, а также сформировать умения решать проблемы, сформировать культуру ведения дискуссии.
Одной из важных составляющих круглого стола является модерация. Под модерацией понимается техника организации коммуникации, при которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Модератор должен уметь чётко формулировать проблему, не давать обсуждению уходить в сторону, не позволять участникам круглого стола переходить на личности и выделять основную мысль выступающего, следить за регламентом и предоставлять слово следующему участнику и частично принимать участие в обсуждении. В силу столь жестких требований к ведущему, целесообразно (хотя бы на первых порах) роль модератора предложить преподавателю.
Этапы подготовки и проведения круглого стола:
- Выбор темы. Он осуществляется с ориентацией на направления научной работы кафедры. Тема должна быть интересна для студентов и четко сформулирована. Совместно преподавателем и студентами составляются вопросы, обсуждение которых позволит всесторонне рассмотреть проблему. Вопросы распределяются между студентами-участникам для подготовки. Для освещения специфических вопросов заранее могут быть приглашены специалисты, в лице ППС кафедры.
- Проведение круглого стола. Круглый стол открывает модератор (преподаватель). Он представляет участников, направляет ход обсуждения, следит за регламентом, обобщает итоги. Студенты выступают с докладами по подготовленным вопросам. Выступления обсуждаются и дополняются. Задаются вопросы, студенты высказывают свои мнения, дискутируют, аргументируют свои точки зрения.
- Подведение итогов (рефлексия). На этом этапе коллегиально решается достигнута ли цель проведения круглого стола — предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, сформулировать общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.
Таким образом, круглый стол формирует:
– умение обосновывать и отстаивать свою авторскую позицию;
– самостоятельность научной мысли у студента;
– развитие критического мышления;
– навыки публичного выступления;
– умение выделить главное в учебном материале;
– умение вести диалог;
– командный дух;
– лидерские качества.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 декабря 2015 г. N 1426 [электронный ресурс] // Консультант плюс URL: http://nvsu.ru/svedenfiles/standarts/24–44.03.01.pdf (дата обращения 09.12.2017).
- Хуторской А. В. Ключевые и предметные компетенции: технология проектирования http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения 19.11.2017).
- Мжельская Т. В. Приёмы технологии РКМЧП в процессе обучения студентов ИИГСО НГПУ// Сибирский педагогический журнал 2013. — № 5. — С. 118–121.
- Ширяева Н. А. Специфика реализации исследовательской деятельности в организации образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 7. — С. 144–148.
- Пустовит Е. А. Теоретические основы формирования учебно-исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы/Е. А. Пустовит//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2013. — № 1 (23). — С. 365–369.
- Спесивцева В. А. Предпосылки формирования исследовательской компетенции у бакалавров-историков при изучении курса «Источниковедение» // Молодой ученый. — 2017. — № 34. — С. 118–120. — URL https://moluch.ru/archive/168/45446/ (дата обращения: 03.01.2018).
- Спесивцева В. А. Формирование исследовательской компетенции у бакалавров-историков в ходе семинарских занятий // Молодой ученый. — 2017. — № 20. — С. 467–469. — URL https://moluch.ru/archive/154/43533/ (дата обращения: 03.01.2018).
- Спесивцева В. А. Семинары, олимпиады и конференции как пути формирования исследовательской компетенции у бакалавров-историков // Молодой ученый. –2017. — № 16. –С. 501–503. –URL https://moluch.ru/archive/150/42497/ (дата обращения: 03.01.2018).
- Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — 15 января. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115–2.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru. (дата обращения 03.01.2018).
- Чапля Т. В. Коммуникативные стратегии в образовании // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 1. — С. 132–137.