Семинары, олимпиады и конференции как пути формирования исследовательской компетенции у бакалавров-историков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 24.04.2017

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Спесивцева, В. А. Семинары, олимпиады и конференции как пути формирования исследовательской компетенции у бакалавров-историков / В. А. Спесивцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 501-503. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42497/ (дата обращения: 18.11.2024).



Компетентностный подход, в рамках которого реализуется ФГОС, ориентирован, прежде всего, на результаты обучения. То есть на полученные студентом знания, умения, навыки и освоенные компетенции. Существует достаточно широкий круг дефиниций компетенции. В. И. Звонников считает, что компетенция отражает современные тенденции в понимании качества результатов образовательного процесса и выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных-практических ситуациях в процессе или после окончания обучения. По мнению И. А. Зимней компетентность — это интегрированная характеристика качеств личности, позволяющая осуществлять деятельность в соответствии с профессиональными и социальными требованиями, а также личностными ожиданиями. А. В. Хуторской дает определение компетенции как совокупности знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности после обучения. Следовательно, можно выделить три основные идеи компетентностного подхода — отсроченный характер проявления компетенций, базовый характер компетенций и причинный характер связей с эффективностью профессиональной деятельности [1, с. 135].

Компетенцию можно, таким образом, определить как способность квалифицированно и эффективно совершать определенные действия и выполнять специальные трудовые функции.

Исследовательская компетенция является одним из самых важных факторов формирования высокопрофессиональной подготовки бакалавров. Очевидно, что «необходимо создавать условия, при которых студенты: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщения; системное мышление» [2, c. 12]. Научно-исследовательская деятельность университета это совокупность научно-исследовательской деятельности ППС, бакалавров, магистрантов и аспирантов. Следовательно, необходимо активно вовлекать студентов в научную деятельность, начиная с первых курсов.

С переходом на стандарты нового поколения изменилось то количество часов, которое отводится на изучение дисциплины. Весьма значительная доля времени, отведенная на изучение учебных дисциплин, отводится на самостоятельную работу. В процессе выполнения самостоятельной работы (СРС) историки-бакалавры должны задействовать такие свои умения, как изыскивание, обработка, анализ и систематизация серьезных объемов информации.

Самостоятельность мы можем определить как «как многоаспектное личностно-деятельное качество, проявляющееся в потребностях, умениях, способностях бакалавра самому, независимо, инициативно выдвигать цели, формулировать значимые для себя проблемы, выбирать средства, проявлять настойчивость и доводить разрешение указанных проблем до положительных результатов, давать оценку своей учебно-профессиональной деятельности» [3, с. 42]. Исследовательская, познавательная самостоятельность и есть одна из самых приоритетных целей высшего образования.

Самостоятельная работа студентов может быть реализована через множество путей. Таких как семинарские занятия, индивидуальные проекты, участие в научно-исследовательской работе, проводимой на кафедре. Помимо этого это участие в конференциях разного уровня и предметных олимпиадах.

Одной из форм учебных занятий, наиболее оптимальных для формирования исследовательской компетенции, являются семинарские занятия. Семинар (лат. seminarium — теплица) это особая форма учебно-практических занятий, при которой студенты проводят обсуждения сообщений, выполненных ими самостоятельно по результатам собственных исследований под руководством преподавателя. Семинар — наиболее распространенная форма проведения практических занятий [4]. Способов проведения семинаров существует много — беседа, семинар-заслушивание, диспут, круглый стол, обсуждение, смешанная форма семинара. Самостоятельная подготовка студентов к семинарским занятиям способствует росту уровня обучения, подготавливают студентов-бакалавров к реализации собственной профессиональной деятельности. Разнообразие форм проведения семинарских занятий при преподавании исторических дисциплин способствует повышению интереса студентов к предмету, увеличивает долю самостоятельного исследования, умножает мотивацию и является одним из важных и эффективных факторов формирования исследовательских компетенций у бакалавров-историков. Существует следующая градация семинарских занятий:

1) семинары, связанные с лекционным курсом, являющиеся его органическим дополнением или продолжением;

2) семинары, не зависимые от лекционного курса, являющиеся одной из форм проведения спецкурсов;

3) практические семинары.

Цель их проведения — отработка конкретных навыков [5, с. 117]. Семинарские занятия способствуют активизации исследовательской деятельности у студентов, формированию способности анализировать сложные исторические, социальные, экономические процессы, вырабатывают опыт коллективной работы над конкретной проблемой.

Олимпиады традиционно проводятся с целью проверки степени усвоения студентами знаний, закрепления пройденного материала или остаточных знаний. Предметные олимпиады для студентов — это один из видов исследовательской деятельности, а так же состязание и возможность реально оценить свои собственные успехи. Для того чтобы у бакалавров появился самостоятельный устойчивый интерес к изучаемым историческим дисциплинам, нужна мотивация. Командные и индивидуальные достижения в олимпиадах — один из таких мотивов. Организация олимпиад должна стать одним из тех факторов, которые повышают интерес к изучению дисциплины.

Одним из эффективных методов формирования исследовательской компетенции является участие в разного уровня конференциях. Самая важная часть любой конференции — доклады, в ходе которых участники могут поделиться своим опытом, рассказать о новинках и познакомиться с наработками коллег. Высокая степень актуальности поставленной проблематики, самостоятельность исследования, творческий характер студенческих работ — вот основные предъявляемые требования к выступлениям участников конференций. Для того чтобы соответствовать таким требованиям студенты должны продемонстрировать высокий уровень сформированных компетенций.

Вполне логичным представляется поэтапное и комплексное использование всех этих форм. Начиная с первого курса студенты учатся самостоятельной работе с источниками и литературой. На семинарских занятиях разных видов они учатся четко и ясно в вербальной форме формулировать свои мысли. Выстраивать собственные предположения и концепции. Полемические навыки нарабатываются в результате обсуждения пройденного материала, заслушивания и обсуждения собственных сообщений и докладов. Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, сформированное на семинарских занятиях поможет в дальнейшей самостоятельной работе. Именно на семинарских занятиях создаются условия для того чтобы бакалавры-историки осознавали актуальность нового знания и были заинтересованы в дальнейшей разработке той или иной темы. Работа со студентами на семинарах, «разнообразие форм диалога и выявления знаний студентов, способствует повышению качества их подготовки, мотивирует обучающихся на постоянную аудиторную и внеаудиторную работу» [6, с. 311], повышает интерес к самостоятельной исследовательской работе.

Навыки, полученные в курсе семинарских занятий развиваются и закрепляются во время участия студентов в тематических олимпиадах факультетского, университетского и межвузовского уровня. Олимпиады можно рассматривать как следующий этап, как средство повышения качества знаний по историческим дисциплинам. Самостоятельная исследовательская работа играет важное значение при подготовке к олимпиаде. Для успешного обучения в вузе нужно сформировать высокую мотивацию к обучению. Успехи в олимпиадах — один из таких мотивов. Немаловажную роль олимпиады по истории играют и в процессе самоактуализации личности учащегося. Достигающий некоторых успехов ученик является развивающейся системой с постоянной возможностью раскрытия своего исследовательского потенциала.

Конференции это возможность продемонстрировать собственный исследовательский продукт, поучаствовать в научных и методологических дискуссиях. Возможность публикации способствует вдумчивой, серьезной исследовательской работе студента.

Таким образом, используя те или иные формы, или их комплекс, можно пытаться формировать исследовательскую компетенцию у бакалавров-историков, начиная с первого курса.

Литература:

  1. Исламгулов Д. Р. Компетенция — основа реализации цели ФГОС // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы. Материалы международной научно-методической конференции / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет, Факультет информационных технологий и управления; Редколлегия: Ф. Н. Зиатдинова, Р. М. Зиязетдинов, отв. ред. Ф. Н. Зиатдинова. 2014. 368 с.
  2. Семёнова В. Г. Самостоятельная работа студентов как важнейшая форма организации учебного процесса в рамках компетентностной модели образования // Организация самостоятельной работы студентов: материалы докладов II Всероссийской научно-практической интернет-конференции. — Саратов: Изд- во «Новый Проект», 2013. — С. 10–16.
  3. Шакирова Д. У. Формирование информационной познавательной самостоятельности будущих бакалавров // Инновации и современные технологии в системе образования. Материалы III международной научно-практической конференции / Под редакцией А. С. Берберян, С. В. Сидорова, И. Г. Дорошиной. 2013.
  4. Рякова Д. А., Максимов П. В., Товарищева Ф. Д. Семинарское занятие как условие обеспечения нового качества подготовки педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 19. — С. 166–170. — URL: http://e-koncept.ru/2015/95206.htm.
  5. Филатова Ю. В. Методика проведения семинарского занятия в системе современного образования / Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. 2007. № 10. С. 116–118.
  6. Андреев С. Ю., Киященко Е. А. К вопросу о повышении эффективности аудиторной работы со студентами на семинарском занятии / качество современных образовательных услуг — основа конкурентоспособности вуза сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции. Ответственный за выпуск М. В. Шаталова. 2016. С. 310–313.
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, исследовательская компетенция, олимпиада, самостоятельная работа, студент, изучение дисциплины, исследовательская деятельность, лекционный курс, пройденный материал, самостоятельная исследовательская работа.


Похожие статьи

Предпосылки формирования исследовательской компетенции у бакалавров-историков при изучении курса «Источниковедение»

Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции студентов на занятиях по информатике

Теоретические основы формирования исследовательских компетенций у младших школьников на уроках «Окружающий мир»

Формирование универсальных учебных действий посредством проектной и исследовательской деятельности в 5–9-х классах

В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением ФГОС ООО в систему воспитания суворовцев через метод проектов, обозначаются пути формирования УУД и особых компетенций ведения проектно-исследовательской работы, рассказывается практической о р...

Творчество как фактор профессиональной компетентности студентов и педагогические средства его активизации

Современные подходы к формированию компетенций студентов для обучения будущего специалиста

Педагогические методы в обучении студентов-менеджеров

Компоненты педагогической программы по формированию профессиональной самооценки у будущих преподавателей изобразительного искусства

Инновации и традиции в подготовке политологов

Специфика стиля саморегуляции подростков, имеющих опыт проектно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании

Похожие статьи

Предпосылки формирования исследовательской компетенции у бакалавров-историков при изучении курса «Источниковедение»

Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции студентов на занятиях по информатике

Теоретические основы формирования исследовательских компетенций у младших школьников на уроках «Окружающий мир»

Формирование универсальных учебных действий посредством проектной и исследовательской деятельности в 5–9-х классах

В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением ФГОС ООО в систему воспитания суворовцев через метод проектов, обозначаются пути формирования УУД и особых компетенций ведения проектно-исследовательской работы, рассказывается практической о р...

Творчество как фактор профессиональной компетентности студентов и педагогические средства его активизации

Современные подходы к формированию компетенций студентов для обучения будущего специалиста

Педагогические методы в обучении студентов-менеджеров

Компоненты педагогической программы по формированию профессиональной самооценки у будущих преподавателей изобразительного искусства

Инновации и традиции в подготовке политологов

Специфика стиля саморегуляции подростков, имеющих опыт проектно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании

Задать вопрос