Актуальность исследования специфики стиля саморегуляции подростков, имеющих опыт проектно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании обусловлена интересом не только научного сообщества, но и влиянием данного феномена на различные сферы общественной жизни. Современный мир и изменения, происходящие в нем с высокой скоростью, предъявляют к человеку высокие требования: современный человек должен обладать способностью к гибкому мышлению, умением приспосабливаться к новой ситуации. Вопросы развития стиля саморегуляции у подростков, его коррекции и влияние внешних факторов на его формирование важны как для психологов, так и для преподавателей, родителей и самих учащихся.
Данные особенности могут формироваться в системе образования, где помимо обучения реализуется и воспитательный процесс. Как отмечают Н. Н. Авдеева, М. А. Егорова и Ю. А. Кочетова «в рамках системы образования воспитание подразумевает направленные действия педагогов, посредством которых ребенку сознательно стараются привить желаемые черты и свойства» [1, с. 75]. При этом, как отмечают авторы, ядром воспитания является образование как процесс передачи знаний и культурных ценностей, накопленных предыдущими поколениями.
Наибольшую значимость данные процессы обретают в подростковом возрасте, когда к ведущей деятельности начинают относиться задачи, связанные с учебно-профессиональной деятельностью, направленной на предварительное самоопределение [7]. Данная деятельность, согласно результатам систематизации представлений, проведенной Н. В. Терехиной [6], может иметь следующие виды в зависимости от содержания:
– референтно-значимая, направленная на реализацию потребности в самоутверждении в референтной группе;
– проектная, направленная на совершение подростком «авторского действия», полноценное воплощение замысла в действительность;
– социально-психологическое экспериментирование как активность подростка в построении своей жизни в целом.
Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС является обязательным компонентом образовательного процесса и имеет направленность на личность учащихся. Благодаря последнему создается возможность сформировать субъектную позицию учащихся путем включения их в совместную деятельность и получения опыта саморегуляции [4].
Основными характеристиками проектной деятельности учащихся являются [5]:
– совместность учебной и познавательной деятельности;
– творческая направленность данной деятельности;
– наличие цели, методов и способов деятельности, которые позволяют достичь намеченного результата;
– наличие заранее выработанных представлений о конечном результате;
– осмысление, рефлексия результатов реализации проекта.
Одной из ключевых особенностей подросткового возраста является развитие способности к самостоятельной регуляции волевой сферы личности. Данный процесс может быть реализован благодаря выполняемой учащимися деятельности. Деятельность, способствующая развитию саморегуляции, должна соответствовать следующим требованиям [3]:
- Основу деятельности составляет личностно значимая цель.
- Цель деятельности должна приниматься субъектом.
- Деятельность должна быть инициирована и направлена самостоятельно.
Проектно-исследовательская деятельность соответствует данным требованиям и, кроме того, осуществляется под гибким руководством педагога, направлена на решение проблемы, актуальной для обучающегося. Результатом реализации проектно-исследовательской деятельности является реальный или идеальный продукт, который имеет субъективную или объективную новизну. Кроме того, средства, применяемые в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности, могут быть далее применены в целенаправленном обучении по основным дисциплинам [3].
Развитие стилей саморегуляции в подростковом возрасте характеризуется тем, что современная образовательная среда и образовательный контент предъявляют новые требования к личности подростка. Применение дистанционных технологий обучения, электронное обучение, ФГОС, учебная и внеурочная деятельность, открытость и вариативность образовательной среды способствуют тому, что подросток сталкивается с необходимостью понимать свои собственные образовательные интересы, проявлять осознанность и произвольность, активность и самостоятельность в поведении и деятельности.
Основными ресурсами для формирования и развития саморегуляции в подростковом возрасте являются [2]:
– интерес подростка к своему внутреннему миру;
– переосмысление ценностей;
– усложнение потребностно-мотивационной сферы;
– формирование общей направленности личности.
Кроме индивидуальных факторов развития стилей саморегуляции подростков, могут быть выделены и средовые факторы: образовательная среда для подростка выступает и как развивающий, и как контролирующий фактор. Последнее проявляется в том, что образовательная среда выстраивает цели перед подростком, а затем отмечает успешность их достижения [8].
Таким образом, мы можем заключить, что проектно-исследовательская деятельность может стать условием реализации воспитательного процесса со стороны образовательной организации, а также ресурсом развития личности подростка при сохранении им активности и самостоятельности. В связи с этим нами было реализовано исследование специфики стиля саморегуляции подростков, имеющих опыт проектно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании. Целью исследования стало выявление специфики стиля саморегуляции у подростков, участвующих и не участвующих в проектно-исследовательской деятельности.
В исследовании приняли участие 58 подростков (24 мальчика и 34 девочки) в возрасте от 15 до 18 лет. 29 подростков имеют опыт проектно-исследовательской деятельности (средний возраст составил 17,03 лет) и 29 подростков данного опыта не имеют (средний возраст составил 15,93 лет). Для реализации цели исследования были использованы опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой, методика исследования локуса контроля (Rotter's Internal-External Locus of Control Scale) Дж. Роттер, шкала социального самоконтроля (Self-Monitoring Scale, SM) автор — М. Снайдер (автор адаптации — Н. В. Амяга). В качестве метода математико-статистической обработки данных был использован непараметрический критерий анализа значимых различий Манна-Уитни.
При сравнении показателей, полученных при помощи методики исследования локуса контроля (Rotter's Internal-External Locus of Control Scale) Дж. Роттер, было установлено, что подростки, имеющие и не имеющие опыт проектно-исследовательской деятельности, не различаются по показателям интернальности и экстернальности. Отсутствие различий может быть связано с такими новообразованиями подросткового возраста как самостоятельность, чувство взрослости, целеполагание и самосознание.
На основании результатов сравнения показателей, полученных при помощи шкалы социального самоконтроля (Self-Monitoring Scale, SM), автор — М. Снайдер (автор адаптации — Н. В. Амяга), был сделан вывод о том, что подростки, имеющие и не имеющие опыт проектно-исследовательской деятельности, не различаются по уровню выраженности социального самоконтроля. Отсутствие различий мы объясняем тем, что образовательная среда выступает для подростка контролирующим фактором и отмечает успешность реализации учебной и социальной деятельности. В результате подростки, имеющие и не имеющие опыт проектно-исследовательской деятельности, получают схожую обратную связь, на основании которой и формируют социальный самоконтроль.
В то же время в результате сравнения показателей, полученных при помощи опросника «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой в группах подростков, было установлено, что в группе подростков, имеющих опыт проектно-исследовательской деятельности, более выражены такие показатели саморегуляции как «Планирование» (U=208,5, р≤0,05), «Моделирование» (U=255, р≤0,05), «Программирование» (U=254, р≤0,05), «Оценивание результатов» (U=179,5, р≤0,05), «Общий уровень саморегуляции» (U=177, р≤0,05). Выявленные различия в показателях саморегуляции подростков, имеющих и не имеющих опыт в проектно-исследовательской деятельности, могут быть связаны с такими аспектами проектно-исследовательской деятельности, как личностная значимость цели реализации проектно-исследовательской деятельности, самостоятельность в выборе направления проектно-исследовательской деятельности, принятие ценности обучения.
На основании полученных результатов нами были сделаны следующие выводы:
- В группе подростков, имеющих опыт проектно-исследовательской деятельности, в отличие от подростков, не имеющих опыта проектно-исследовательской деятельности, более выражены потребность в сознательном планировании деятельности, способность выделять условия, необходимые для достижения поставленных целей, потребность продумывать свои действия и поведение, сформированы критерии оценки результатов собственной деятельности. Кроме того, для подростков, имеющих опыт проектно-исследовательской деятельности, в целом характерен более высокий уровень саморегуляции.
- Подростки, имеющие и не имеющие опыт проектно-исследовательской деятельности, не различаются по показателям социального контроля, экстернальности и интернальности.
- Направлениями для развития саморегуляции подростков, имеющих опыт проектно-исследовательской деятельности, являются развитие способности выделять условия, необходимые для достижения поставленных целей, достижение меньшей зависимости от мнения окружающих, формирование интернальности.
Результаты, полученные в ходе данного исследования, могут быть использованы в работе педагогами СОО и педагогами-психологами с целью сформировать стили саморегуляции подростков при помощи проектно-исследовательской деятельности.
Литература:
- Авдеева, Н.Н., Егорова, М.А., Кочетова, Ю. А. Психологическое просвещение как воспитательный ресурс современной системы образования / Н. Н. Авдеева, М. А. Егорова, Ю. А. Кочетова. — Текст: непосредственный // Психолого-педагогические исследования. — 2021. — Т. 13. — № 4. — C. 73–93.
- Воробьев, С. М., Гапонова, С. А., Деветьярова, И. Н. Особенности компетенции саморегуляции подростков-мальчиков и девочек с нормативным и девиантным поведением / С. М. Воробьев, С. А. Гапонова, И. Н. Деветьярова. — Текст: непосредственный //Человек: преступление и наказание. — 2022. — Т. 30. — №. 3. — С. 425–434.
- Гущина, Ю. А. Динамика развития саморегуляции у младших подростков в проектной деятельности / Ю. А. Гущина. — Текст: непосредственный // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2022. — С. 38–42.
- Гущина, Ю. А. Проектная деятельность как средство развития саморегуляции младших подростков / Ю. А. Гущина. — Текст: непосредственный //Ярославский педагогический вестник. — 2022. — №. 2 (125). — С. 33–42.
- Леонтович, А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся / А. В. Леонтович. — Текст: непосредственный //Исследовательская работа школьников. — 2003. — Т. 4. — С. 12–17.
- Терехина, Н. В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития / Н. В. Терехина. — Текст: непосредственный //Психологическая наука и образование. — 2010. — Т. 15. — №. 5. — С. 43–51.
- Хачатурова, К. Р., Дружина, М. М. Особенности развития детей в подростковом возрасте / К. Р. Хачатурова, М. М. Дружина — Текст: непосредственный //Вопросы педагогики. — 2018. — №. 7. — С. 110–112.
- Dias, P. C., Cadime, I. Protective factors and resilience in adolescents: The mediating role of self-regulation / P. C. Dias, I. Cadime — Текст: непосредственный //Psicologia educativa. — 2017. — Т. 23. — №. 1. — Р. 37–43.