Творчество как фактор профессиональной компетентности студентов и педагогические средства его активизации
Автор: Каримова Назима Нурмухаммадовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 1221 раз
Библиографическое описание:
Каримова, Н. Н. Творчество как фактор профессиональной компетентности студентов и педагогические средства его активизации / Н. Н. Каримова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2389/ (дата обращения: 16.11.2024).
В «Национальной программе по подготовке кадров» Республики Узбекистан обоснованно подчеркивается, что качественные перемены в образовании находятся в прямой зависимости от кадрового обеспечения. Задача совершенствования подготовки педагогических кадров в условиях становления рыночной экономики заключается в коррекции и дополнении их профессионального образования, оснащенной современной методологией и реализующей гибкие формы обучения. Система подготовки квалифицированных педагогических кадров во многом определяется состоянием профессионально-методической подготовки будущих учителей в вузе. Тенденции развития современного общества обуславливают необходимость формирования педагога нового типа, обладающего творческим потенциалом, стремящегося к профессиональному самосовершенствованию. Сказанное ставит высшую школу перед задачей подготовить будущего учителя к профессионализму. Большая роль в этом, на наш взгляд, принадлежит компетентностному подходу.
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у будущего учителя компетенций обеспечивающих им возможность успешной социализации. Содержательная характеристика личностного развития, данная Б.Ф. Ломовым и Дж. Равен, позволяет заключить, что студенты должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности. Именно эти качества обуславливают формирование компетентной личности в современном мире [1, с. 19-27].
Профессиональная компетентность – интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыта, достаточного для достижения целей профессиональной деятельности и социально-нравственную позицию личности. Современные учёные дают характеристики разновидностей профессиональной компетентности:
социальная профессиональная компетентность – способность брать на себя ответственность и принимать решения, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, продуктивно взаимодействовать с представителями других культур и религий;
психологическая профессиональная компетентность – обусловленная пониманием того, что без культуры эмоциональной восприимчивости, без умения и навыков рефлексии, без опыта эмпатийного межличностного взаимодействия и самореализации профессионализм остаётся частичным, неполным;
информативная профессиональная компетентность – владение новыми информационными технологиями;
коммуникативная профессиональная компетентность – знание иностранных языков, высокий уровень культуры речи;
экологическая профессиональная компетентность – знание общих законов развития природы и общества, ответственность за профессиональную деятельность с точки зрения экологических последствий;
валеологическая профессиональная компетентность – знания и умения в области сохранения здоровья и в вопросах здорового образа жизни;
практическая профессиональная компетентность – высокий уровень знаний, техники и технологий, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, смену профиля работы, результативность творческой деятельности [3, с. 34 – 42].
На наш взгляд, формирование профессиональных качеств студентов напрямую связано с творческой деятельностью личности в процессе обучения. Сегодня, для успешного обучения студентов, особенно творческим специальностям и формирования их профессиональной компетентности, необходима такая организация образовательного процесса, которая способствует развитию творческого начала и собственной эстетической позиции личности. Для решения этой задачи, нами были изучены и проанализированы труды учёных в области творчества.
Активную форму творческой деятельности многие учёные связывают с её успешностью. Считается, что одним из мощных рычагов учебно-творческой деятельности является создание условий, обеспечивающих успех в учебной работе, ощущение радости на пути к продвижению от незнания к знанию, от неумения к умению, осознания смысла своих усилий. В.А. Сухомлинский писал, что напрасный безрезультатный труд становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а при наличии успеха – есть и желание учиться.
Педагоги утверждают, что огромное влияние на учебно-творческую деятельность оказывает успех и неуспех деятельности. Переживание обучаемым успеха или неуспеха, зависит не только от результата деятельности самой по себе, но и от уровня притязаний личности, то есть, насколько данная деятельность переживается как личностная. Исследования влияния успеха и неуспеха на деятельность привели к выводу о том, что успех вызывает у обычно пассивных детей значительное повышение активности, а неуспех – снижение активности даже у относительно активных детей.
Творческую деятельность обучаемого оказывает успех его деятельности, характер отношений между действующим субъектом и оценивающим его окружением, а так же доброжелательная обстановка в ходе проведения учебно-творческого процесса. Мы согласны с положениями учёных, что творческая деятельность и, в том числе, учебно-творческая деятельность студентов, должна вестись с эмоциональным содержанием. Мы считаем, что для повышения творческой активности студентов в процессе обучения, необходимо систематически осуществлять обращение студента к собственным эмоциональным переживаниям, целенаправленно трансформировать интеллектуальную проблему в проблему эмоциональную. В соответствии с выдвинутым принципом трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, проблемой становится не выполнение студентом данного задания, а его эмоциональное отношение к этому заданию. В ходе исследований было замечено, что в критической ситуации студент начинает думать – искать причины происходящего, возможные выходы из положения. Довольно часто, это не приводит к решению проблемы. Учёные полагают, что создавшуюся проблему затруднений можно решить, поняв своё отношение к происходящему, то есть какие чувства, а не мысли возникают у него по этому поводу.
Педагоги замечают, что стремления к повышению самооценки, если студент имеет возможность выбора трудности задания, порождает конфликт: с одной стороны – стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех (в случае удачного завершения работы над сложным заданием), с другой – снизить притязания, выполняя более простое, заведомо лёгкое задание, чтобы избежать неудачи. В сложившихся противоречиях задача преподавателя, на наш взгляд, состоит в том, чтобы, не задевая самолюбие студентов, осуществлять направленное воздействие, формирующее качества личности. В данной ситуации, работа должна вестись индивидуально: в одних случаях необходимо повышать уровень притязаний, в других – восстанавливать снизившуюся самооценку. Таким образом, бережное отношение к личности студента и стратегия индивидуальной работы даёт возможность педагогу вселить веру студентов в свои возможности и создать условия для активной творческой деятельности [2, с. 19-25].
Считается, что способности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, влияют на его достижения.
Сегодня основная задача педагога в ходе его деятельности заключается в создании благоприятных условий для развития способностей студентов, поддержании заинтересованности студентов в овладении знаниями и умениями в процессе обучения, организации деятельности для закрепления ими полученных знаний. Эта задача педагога находится в прямой зависимости от конкретных приёмов (методики) формирования соответствующих знаний и умений.
Таким образом, в ходе изучения вопроса творческой активности личности в процессе формирования её профессиональной компетентности, нами были исследованы и проанализированы литературные источники. Многие авторы определяют творчество как высшую форму деятельности человека, требующую длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Мы согласны с мнением авторов, что творчество – целеустремлённый, упорный, напряжённый труд, лежащий в основе человеческой жизни, источник всех материальных и духовных благ. Мы считаем, что ценным является не только сам процесс творческой работы, но и процесс подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Этот процесс требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей и высокой работоспособности. Для достижения высокого уровня творчества в процессе деятельности, необходимо наличие собственного профессионального интереса, устойчивого положительного эмоционального отношения к деятельности. Мы согласны с мнением педагогов, занимающихся изучением активизации деятельности студентов, которые считают, что процесс творческой деятельности можно формировать применением новаторских педагогических технологий, прогрессивных методик обучения, развивающих творческую активность личности студентов.
Одним из наиболее действенных способов повышения активности и формирования профессиональной компетентности студентов в ходе учебно-творческого процесса, мы считаем, является применение в процессе обучения личностно-ориентированных технологий, методы которых направлены на развитие уникальной целостной личности.
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личности студента, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Личностно-ориентированные технологии характеризуются:
антропоцентричностью;
гуманистической сущностью;
психотерапевтической направленностью;
ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
гуманно-личностные технологии;
технологии сотрудничества;
технологии свободного воспитания;
эзотерические технологии.
Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей.
Сегодня перед системой образования стоит очень важная задача, подготовка таких специалистов которые смогут в быстроменяющемся мире обновлять свои знания, быть с первых дней профессионально компетентным, но ведь эта задача возложена не только на студентов, но и на преподавателей которым необходимо применять такие технологии, чтобы вышесказанные требования времени были выполнены. Думаю, что в данном материале мы показали, насколько важна профессиональная компетентность и с помощью, каких технологий этого возможно достигнуть.
Литература:
Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 19-27.
Вербицкий А. Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции. // Вестник высшей школы. – 2006. – № 5. – С. 19-25.
Зимняя И.Н. Ключевые компетенции – новая ключевая парадигма результата образования. / Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С. 34-42.