В условиях стремительно изменяющейся системы высшего образования одной из наиболее важных задач для педагогов вузов должна стать проблема целеполагания. Серьезные исследователи полагают, что «исходить нужно из того, чтобы готовить молодежь к универсальной деятельности, которая ее ожидает в быстро меняющемся практическом мире. И прежде всего надо научить умению работать с постоянно меняющейся, далеко не всегда доброкачественной информацией. Решение данного вопроса заостряет проблему гуманитаризации высшего образования. [1,с. 13]». Значит, наиболее актуальными становятся вопросы разработки таких методик, которые были бы ориентированы на повышение мотивации к обучению. [2]
Для историков-бакалавров один из базисов научного исторического познания заключается в том, что историк изучает прошлое на основе разнообразных исторических источников. Студенты учатся работать с различными видами исторических источников, что «обеспечивает достижение и надпредметного (метапредметного) результата. Изучая источники, ученики усваивают различия методов научного и вненаучного (художественного, обыденного) познания истории, осознают факт существования разноречивых трактовок и интерпретаций событий прошлого и современности как норму, обретают опыт историко-исследовательской деятельности». [3, с. 163].
Одно из самых современных определений источниковедения гласит, что «Источниковедение [...] — гуманитарная дисциплина, объект которой — вся совокупность произведений человека / продуктов культуры (эмпирическая реальность исторического мира [...]), а предмет — изучение исторического источника как культурного феномена и на этой основе поиск, извлечение, оценка и использование информации о человеке и обществе в их исторической составляющей» [4, с. 102]. Отмечается, что в настоящее время меняется статус источниковедения в системе гуманитарных наук. Оно становится как бы интегрирующей дисциплиной исторического познания. Представители различных гуманитарных и даже естественных наук обращаются к историческим источникам, находя в них ресурсы новой информации. [5, С. 155]. Сам же термин «источниковедение» впервые в русской исторической науке прозвучал в 1841, заимствованный из немецкой историографии А. А. Куником [4, С. 103]. С тех пор источниковедение прошло большой путь и сейчас можно выделить три дефиниции — раздел науки, комплексная вспомогательная дисциплина, одна из вспомогательных исторических дисциплин. Источниковедение имеет свой собственный объект изучения — эмпирическую реальность исторического мира. Одной из важных современных проблем является понимание источниковедения как метода научного исторического познания, базирующегося на осмыслении того, что система типов и видов исторических источников есть репрезентация соответствующей культуры. Это положение лежит в основе метода компаративного источниковедения. [4, С. 104]. Для профессионального историка, как неоднократно подчеркивает О. М. Медушевская, источник — реальный объект, реализованный продукт творческой активности человека, и именно это его свойство позволяет обеспечить точность и доказательность профессионального исторического знания. [6, С. 40–41].
Учебная дисциплина «Источниковедение» преподается в ИИГСО студентам 1-го курса. Содержательно и методологически она ориентирована на увеличение объема знаний, повышения профессиональных навыков, освоение умений работать с различными историческими источниками. В условиях сокращения часов по многим специальным историческим дисциплинам это приобретает особое значение и делает роль дисциплины еще более важной. Знакомясь с различными видами исторических источников, студенты первого курса неизбежно затрагивают разные временные и культурные отрезки, учатся понимать методологические отличия в изучении разнотипных источников, делают выводы о целостности и взаимосвязи исторического процесса. Как отмечает М. Ф. Румянцева «видовая классификация исторических источников вполне отвечает пониманию исторического источника как продукта культуры и — еще раз подчеркнем — выводит нас на структуры социокультурной целостности, дающей необходимый контекст для все более тонкого и глубокого понимания исторического источника, его автора и породившей данный исторический источник культуры в целом». [6, С. 45].
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего профессионального образования перевели подготовку студентов на основу формирования компетенции. Так, выпускники исторического факультета должны знать современные подходы к изучению исторических процессов; умело использовать фундаментальные и прикладные знания в своей профессиональной деятельности; владеть навыками междисциплинарного исторического анализа при решении исследовательских и образовательных задач [7, C. 144]. Для формирования прописанных в стандарте компетенций у студентов-историков огромное значение имеет курс источниковедения. Как отмечают многие исследователи — «Фундаментальное образование на уровне бакалавриата должно включать концептуальные курсы и семинарские занятия исследовательского уровня (для студентов, выполняющих конкретные самостоятельные задания) по вспомогательным историческим дисциплинам и источниковедению» [8, C. 254].
Но помимо всего этого существуют и определенные трудности. Так, например, специалисты выделяют проблему соответствия времени: «Мы должны признать, что современный студент как минимум не соответствует тем нормам, которые были привычны для нас 10–20 лет назад. Он по своему психическому, социальному развитию иной не только на уровне становления психических процессов» [1, C. 14]. И следующее — «Во-первых, историческое знание ныне развивается в обществе, которое вошло в информационное пространство и в прямом смысле слова ощущает воздействие информационной революции. Мы как работники вуза это прекрасно знаем по тем студентам, с которыми мы работаем сейчас. Последнее двадцатилетие произвело огромное воздействие на структуру исторического знания, потому что формы и методы подачи информации и формирования представлений в историческом знании существенно изменились. Во-вторых, составные части исторического знания тоже меняются очень активно. Например, художественное представление о прошлом или религиозное представление о прошлом. Совершенно ясно — если сравнивать с 1991 г. — сейчас уже другой общественный контекст, в котором существуют представления о прошлом, присущие разным религиозным традициям. Эти представления активно изучаются в школе и в вузах в курсах истории мировых религий или основ религиозной культуры разных традиций. И этот процесс будет нарастать». [9, C. 68–69].
Таким образом, перед преподавателем вуза встает задача сформировать необходимые компетенции, учитывая те трудности, о которых говорят педагоги, психологи и методисты.
Одной из наиболее значимых компетенций является исследовательская. Мы не откроем большой тайны, если скажем, что именно она лежит в основе профессиональной деятельности историка-педагога. Каким же образом дисциплина «Источниковедение» может способствовать ее успешному формированию? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Здесь должен быть задействован целый комплекс подходов, методик и проектов. И источниковедение как учебная дисциплина очень перспективно в этом отношении.
На кафедре отечественной и всеобщей истории ИИГСО ФГБОУ ВО «НГПУ» работе с источниками уделяется большое внимание. Сотрудниками кафедры ведется постоянная исследовательская и методическая работа. Вот только некоторые среди опубликованных работ, посвященных этому вопросу: Хлытина О. М. Произведения искусства как визуальные исторические источники и историографические тексты на уроках истории Преподавание истории в школе. 2011. № 4. С. 37–44; Исторические источники в преподавании истории в школе и вузе. Бехтенова Е. Ф., Горьковская З. П., Зверев В. А., Зверев В. А., Катионова А. О., Кузнецова Т. А., Лейбова Е. К., Родигина Н. Н., Сидорчук О. Н., Тихомирова Е. Е., Хлытина О. М., Хлытина О. М. современные исследовательские подходы / под редакцией В. А. Зверева, О. М. Хлытиной; Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2013; Хлытина О. М., Лейбова Е. К. Устные исторические источники на уроках в старших классах. Преподавание истории в школе. 2008. № 5. С. 59–67; Исторические источники в исследовательской и образовательной практике. Бехтенова Е. Ф., Хлытина О. М., Зверев В. А., Зверева К. Е., Кузнецова Т. А., Лейбова Е. К., Родигина Н. Н., Сидорчук О. Н., Татарникова А. И., Хлытина О. М., Худяков В. Н. Под редакцией: О. М. Хлытиной, В. А. Зверева; Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2011; Хлытина О. М. Исторические источники в учебном историческом познании: традиции и инновации Омский научный вестник. 2008. № 6 (74). С. 163–167; Хлытина О. М. Организация работы старшеклассников с историческими источниками: от овладения умениями к познанию прошлого. Вестник Омского университета. 2011. № 3. С. 367–373; Умбрашко К. Б. Классификация исторических источников в профессиональной подготовке бакалавров (культурологические аспекты). Сибирский педагогический журнал. 2012. № 4. С. 95–101; Умбрашко К.Б Каноническое право как исторический источник // История и современность / Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2014; Спесивцева В. А. Самостоятельная работа с историческими источниками как фактор формирования исследовательских компетенций у бакалавров-историков// Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы материалы пятой международной научно-практической конференции. 2016. С. 75–77.
Помимо публикаций в ИИГСО, работает секция, посвященная вопросам источниковедения, проводящаяся в рамках ежегодной апрельской конференции. Кроме того студенты ИИГСО участвуют во Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием «Молодежь XXI века: образование, наука, инновации» в соответствующих секциях. Также ведется активная работа на семинарских занятиях по курсу «Источниковедение».
Литература:
- Ромм Т. А. Высшее образование в России в условиях трансформации. Вестник педагогических инноваций. 2016. № 1 (41). С. 11–17.
- Педагогический профессионализм в меняющемся образовательном пространстве. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. — 244 с.
- Хлытина О. М. Исторические источники в учебном историческом познании: традиции и инновации. Омский научный вестник. 2008. № 6 (74). С. 163–167.
- Румянцева М. Ф. Источниковедение и историография в структуре исторической науки: опыт сравнительного анализа становления дисциплинарности. Харківський історіографічний збірник. 2014. Т. 13. С. 97–107.
- Андреева О. «Источниковедение» в подготовке книговедов Высшее образование в России. 2005. № 6. С. 155–156.
- Румянцева М. Ф. Источниковедение в системе актуального гуманитарного знания. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2008. № 4. С. 31–46.
- Аникеев А. А. Магистерская подготовка гуманитариев в университетах Северного Кавказа. Гуманитарий Юга России. 2014. № 4. С. 142–149.
- Система «вспомогательные исторические дисциплины — источниковедение — методология истории» — основа профессионального образования гуманитария (концепция развития кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин историко-архивного института РГГУ) Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2009. № 4. С. 251–284.
- Пивовар Е. И. Совершенствование исторического знания. Из опыта работы РГГУ. Новая и новейшая история. 2011. № 4. С. 68–72.