Особенности дистанционного и электронного обучения и прогнозы их применения в процессе школьного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 04.12.2021

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Оганнисян, Н. Ю. Особенности дистанционного и электронного обучения и прогнозы их применения в процессе школьного образования / Н. Ю. Оганнисян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 403-407. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86325/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье представлены особенности дистанционного и электронного обучения в сравнении с традиционным образованием. Изучены социальные особенности применения дистанционного образования и представлен опыт их применения в Республике Армения. Комбинированное обучение рассматривается как эффективный подход к существующей системе образования.

Научная новизна статьи — рассмотреть дистанционное образование как лучшее проявление реализации образовательной цели Устойчивого развития, и обособление представляемого образованию требования общества и обусловленное этим формирование личностных импульсов.

С появлением глобальной сети (интернета) в современном мире резко возросли и расширились возможности информационных и коммуникационных технологий. Он глубоко проник во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в образование. Использование средств электронного обучения оказывает значительное влияние на системы образования и создает благоприятные условия для развития инновационных методов обучения. В то же время внедрение информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучения формирует ряд вопросов, связанных с разработкой соответствующего программного обеспечения, насыщением содержания электронных средств и использованием в сфере образования. Расширение круга дистанционного обучения образовало досягаемость персональных компьютеров и доступность программных пакетов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, системы образования, комбинированное образование, устойчивое развитие.

Актуальность темы. Первые попытки применения дистанционной и электронной системы образовательной начались обсуждаться в 1990-х годах параллельно с развитием информационных технологий. Изначально циркулировали готовые видео уроки (на лазерных дисках), а наличие их интерактивной структуры быстро сделало их частью дополнительного образования. На первом этапе дистанционного обучения основное применение информационных технологий было продемонстрировано посредством демонстраций, тестов, цифровых учебников и других учебных пособий [1, стр. 4–5].

Дистанционное образование получило свое быстрое развитие из-за требований корпоративного образования и финансовых вложений.

Были выдвинуты учебные программы, близкие к реальным аудиторным условиям, а запуском видеоматериала на видеоплатформах (YouTube) и поисковых системах (Google и т. д.) видео урок быстро укоренилась, что сформировало системы управления знаниями, обучением и оцениванием (Learning Management Systems — LMS).

В начале XXI века дистанционное и электронное обучение начало активно проникать в сферу традиционного образования через различные организационные формы. В настоящее время в развитых странах мира система дистанционного образования (общее название систем дистанционного и электронного обучения) уже занимает свое особенное место в сфере образования [1, стр. 6]. Растущий общественный интерес к дистанционному образованию привел к включению онлайн уроков в качестве обязательного компонента в процесс обучения в классических учебных учреждениях.

Целью исследования является реализация тенденций развития процесса дистанционного обучения в школе в целом и в Республике Армения в частности.

Радикальное изменение жизни под влиянием информационных и коммуникационных технологий создает новый тип личности. Коренное изменение жизни под влиянием информационных и коммуникационных технологий создает новый тип личности, а социокультурное развитие информационного общества определяет новые пути, связанные с формированием новой идеологии, социальной системы, развитием культуры и технологий. Переход к обществу знаний как новый этап в развитии современного высокотехнологичного общества требует изменений в различных сферах современного общества, прежде всего в сфере образования. Под влиянием информационных и коммуникационных технологий радикальное изменение образа жизни связано с появлением новой личности, который усваивает культурные нормы, правила, закономерности, адаптируясь как к ограничениям, так и к преимуществам текущей культуры. Программы социокультурного развития информационного общества очерчивают два пути, которые тесно связаны с процессами глобализации и индивидуализации и становятся решающими в формировании среды межкультурного глобального диалога и творческой личности в его развитии. Таким образом, мир культуры меняется под давлением индивидуальных коллективистских программ, основанных на проектах информационного общества [2, с. 66–71].

Новые подходы требований к культуре формируются путем изменения структурных форм и сущности образования. Основная образовательная цель не столько в накоплении знаний, сколько в создании условий для индивидуального самоопределения и самореализации. В новой образовательной парадигме учащийся превращается из объекта прежнего педагогического воздействия в носителя познавательной деятельности. Диалог между учащим и учащимся определяет основные способы организации учебного процесса, что обеспечивает их активное творческое сотрудничество. Современный человек должен не только обладать полнотой определенных знаний, но и уметь учиться, искать и находить необходимую новую цель, использовать различные источники информации для решения стоящих перед ним проблем, постоянно расширяя свои возможности, чтобы противостоять быстро меняющимся событиям.

Ведущей мировой тенденцией в образовании является помощь в разрешении противоречий между зарождающейся культурой и традиционной формой человеческого образования, переход к непрерывному открытому образованию, составляющему основу информационного общества. В 21 веке грамотность рассматривается как способность к непрерывному образованию или переквалификации.

Обучение — это целенаправленный, систематический, организованный процесс приобретения знаний , навыков и образования, а образование — результат обучения, воспитания и индивидуального развития.

В этом отношении незаменима роль дистанционного обучения (ДО) и электронного обучения (ЭО). Эти формы образования являются важным подспорьем в преодолении растущего глобального спроса на образование как в университетских, так и в школьных системах образования, становясь неотъемлемой частью образовательного процесса во всех формах образования.

Общие черты этих двух форм обучения представлены следующим описанием.

Электронное обучение определяется как «Организация образовательного процесса, основанная на реализации образовательных программ с использованием информации, информационных технологий, технических средств, информационных и телекоммуникационных сетей, имеющихся в базах данных, и взаимодействия участников образовательного процесса».

Дистанционное обучение определяется как «Образовательные технологии, которые реализуются с использованием информационных и телекоммуникационных сетей для обеспечения полного усвоения образовательных программ учащимися посредством непрямого взаимодействия между учащимися и преподавателями, независимо от местонахождения сторон».

Для реализации электронного обучения требуется создание виртуальной среды электронного обучения — платформы электронного обучения, которая позволит достичь всех целей участников образовательного процесса. Платформы электронного обучения, в свою очередь, ориентированы на индивидуумов, с единым окном входа, обеспечивающим доступ к учебным материалам и общению на индивидуальном или групповом уровне. Развитие электронного обучения требует современного оборудования, новых образовательных программ, сложных цифровых образовательных ресурсов, квалифицированных специалистов, предоставляющих информационные и телекоммуникационные технологии.

Развитие электронного обучения предполагает постоянное консультирование, методологическую и организационную поддержку, новые образовательные программы и учебно-методическую поддержку, обеспечивающую их внедрение в образовательных учреждениях. Чтобы разработать индивидуальную траекторию студентов и сформулировать индивидуальную учебную программу, необходимо иметь четкое представление об образовательных ресурсах (список учебных программ, электронные учебники, электронные источники информации, электронные библиотеки и т. д.) для всех академических предметов, составляющих учебную программу.

Дистанционное обучение — это форма обучения, при которой в учебном процессе используются компьютерные и телекоммуникационные технологии, основанные на инновационных методах, инструментах и средствах обучения. Учебный процесс основан на целенаправленной контролируемой самостоятельной работе обучающегося в специальной педагогической системе. Дистанционное обучение в системе образования соответствует Цели устойчивого развития (Цель 4, Качественное образование), согласно которой никто не должен быть лишен возможности учиться из-за бедности, географической или временной изоляции, социальной незащищенности и невозможности посещать учебное заведение из-за физической инвалидности или занятости. Дистанционное обучение является наиболее многообещающей, синтетической, гуманистической и целостной формой образования в 21 веке, направленной на реализацию прав человека на образование и информацию. Электронное и дистанционное обучение, как правило, осуществляется через системы (Google classroom, Skipe, Zoom и т. д.), контролирующие учебный процесс, доступ к информации, системы видеосвязи, программы методического обеспечения.

Использование социальных услуг и технологий позволяет реализовать ряд тенденций, которые необходимы для современной образовательной парадигмы, связанной с передачей знаний, когда учитель становится одним из соавторов учебной программы, созданной командой разработчиков или с участием самих учащихся.

Опираясь преимущественно на самостоятельную работу, личную деятельность, построение собственной образовательной траектории, Система дистанционного образования требует серьезной мотивации и академической дисциплины, умения работать самостоятельно, что ставит под сомнение предположение замены традиционного образования дистанционным обучением. Современные технологии пока не могут полностью заменить живое общение, выполнять ряд практических занятий, требующих полноценного присутствия участников образовательного процесса на занятиях. Наиболее эффективным и перспективным является так называемое комбинированное обучение , основанное на сочетании принципов и технологий дистанционного обучения и традиционного обучения. Комбинированное обучение, в свою очередь, становится все более разнообразным, предполагая одновременные занятия, когда одни учащиеся находятся в классе с учителем, а другие — дистанционно. Онлайн-видеоурок записывается, размещается на образовательной платформе и те, кто по разным причинам не смогли принять участие в онлайн-уроке, имеют возможность изучить материал с помощью видео офлайн технологий, практических заданий и т. д. Смешанное обучение предполагает организацию студентов для самостоятельной работы в различных средах посредством массового использования электронного обучения, разработанного в виртуальных и удаленных лабораторных комплексах.

Оценка результатов электронного обучения обычно основывается на тесте, но могут использоваться и другие механизмы оценивания.

Процесс дистанционного обучения подразумевает тесное общение учащегося и учителя с помощью компьютерных технологий, взаимную адаптацию, основанную на принципе адаптивности, т. е. овладение особенностями использования компьютерной техники учеником и учителем. Этот метод обучения носит диалогический характер: օн, несмотря на свою гибкость и системность, требует инструкций от учителя каждую секунду, и поэтому им можно управлять.

Особенности дистанционного обучения:

— в основе модульный принцип,

— обучение с сочетанием профессиональной деятельности,

— географическое положение обучающегося не мешает процессу обучения,

— в процессе обучения учитель и учащийся могут работать в разное время в течение дня,

— количество учеников не ограничено,

— экономическая эффективность обучения,

— Равные возможности для получения образования независимо от места жительства и финансовых средств

Эти особенности определяют преимущества дистанционного обучения, предъявляя определенные требования, как к учителю, так и к учащемуся.

В настоящее время структурными компонентами системы дистанционного управления являются:

— среда распространения информации

— системы программного обеспечения.

Дистанционное обучение снижает стоимость целевых учебных мероприятий. Урок можно организовать через СМИ, например, в прямом эфире.

Материалы урока и задания загружаются в виртуальный ящик программного пакета, предоставляемый преподавателю, онлайн-тесты и процесс экзамена можно автоматизировать. Материалы курса всегда доступны и легко обновляются. Таким образом, мы можем констатировать общественное требование и личностные импульсы дистанционного образования.

Личностные импульсы общественного требования

— формирование информационного общества и информационной культуры,

— укоренение информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизни,

— необходимость найти новое направление в педагогике.

Личностные импульсы

— постоянный рост учебных материалов и их объемов,

— разнообразие учебных материалов по одной дисциплине,

— развивается эгоцентричное обучение,

— ппредоставление профессионального образования,

— укоренение девиза — образование — на всю жизнь.

Эти факторы будут определять дальнейшее развитие системы дистанционного образования.

В горных странах, где климатические условия, непроходимые дороги в высокогорных деревнях и условия жизни отдаленных деревень с небольшой численностью населения создают особые трудности для беспрепятственного осуществления образовательного процесса в школах. Лучший способ преодолеть образовательные трудности студентов из-за этих обстоятельств — внедрить систему дистанционного обучения. Первые шаги дистанционного обучения в Армении были сделаны в 2011 году и действует армяноязычная система «Дистанционное обучение», которая является одним из подразделов «Армянской образовательной среды» и была основана в 2010 году — на основе свободной сетевой среды коллективного обучения Moodle в Национальном центре образовательных технологий [5]

В программе Правительства РА на 2017 год особое место отведено проведению курсов дистанционного обучения, особенно в связи с обеспечением качества знаний учащихся сельских школ.

Во время эксплуатации системы Национальный центр образовательных технологий в целях узнать о возможностях дистанционного обучения и эффективно использовать их в образовательных целях для учителей информатики регионов и специалистов, обслуживающих школьные сети, регулярно организовывал дистанционные уроки по повышению квалификации на тему «Обучение навыкам эксплуатации местной сети школы».

Образовательный комплекс «Мхитара Себастаци» имеет некоторый опыт в области дистанционного обучения со своей «Дистанционной школой молодых исследователей и созидателей» и, организуя существующее образование в виде блога, организовывает недели дистанционного обучения в течение учебного года. Дистанционное обучение осуществляется учебным комплексом для студентов, которые по разным причинам не имеют возможности посещать существующее обучение. Первые шаги по внедрению системы дистанционного обучения были предприняты в Армянском государственном педагогическом университете им. Абовяна, где была внедрена электронная платформа Classroom, которая позволяет студентам онлайн общаться с преподавателями, загружать электронные материалы по каждому предмету, получать задания, размещать задания и, почему нет, оценивать.

При разработке государственных общеобразовательных стандартов Республики Армения государственные органы руководствуются видением развития коллективных способностей и навыков учащихся, развития эффективных средств их дальнейшей образовательной деятельности.

Все это предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и расширение дистанционного обучения.

Заключение

Система дистанционного образования не может в настоящее время полностью заменить традиционную, она только расширит образовательные возможности общества, создаст дополнительные комфортные условия для личностного, профессионального развития и реализации принципа «Образование на протяжении жизни», составляя основу нового методы непрерывного образования, передачи знаний и технологий.

Литература:

  1. Казанская О. В. От дистанционного обучения к электронному // Информ. технологии в образовании. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. № 1 (17).
  2. Лоскутникова В. М. Антропологические аспекты информатизации образования//Открытое и дистанционное образование. Изд-во НГТУ, 2003. Выпуск 1(9).
  3. Абакумова Н. Н. Педагогические условия подготовки преподавателей к реализации дистанционного обучения // Успехи современного естествознания. — 2005. — № 3. — С. 74–77;
  4. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высшем учебном заведении. Москва, 1999. С. 4–5, с. 42.
  5. [электронный ресурс] — Режим доступа http://learning.armedu.am/.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, электронное обучение, дистанционное образование, образовательный процесс, информационное общество, процесс обучения, учебный процесс, Армения, традиционное образование, устойчивое развитие.


Задать вопрос