Дистанционное обучение в информационной образовательной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (196) март 2018 г.

Дата публикации: 10.03.2018

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Яковлева Е. В. Дистанционное обучение в информационной образовательной среде // Молодой ученый. — 2018. — №10. — С. 69-71. — URL https://moluch.ru/archive/196/48637/ (дата обращения: 17.07.2018).



Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении. В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из направлений развития этой среды.

Ключевые слова: информатизация образования, информационная образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, информационная культура, дистанционное обучение, ИКТ-компетентность.

В условиях вхождения общества в информационную эпоху, информационно-коммуникационные технологии постепенно охватывают все сферы жизни социума. Происходит ускоренный рост потока информации и знаний, их глобализация.

Для изменяющейся жизни требуются люди, способные к творчеству и активности, к принятию нестандартных решений. Требуется новая культура мышления, новые подходы к трудовой деятельности, соответствующий уровень владения знаниями и компетенциями.

Сфера образования меняется в условиях происходящих перемен. Этот процесс сопровождается изменением целей образования, переосмыслением его познавательных возможностей, характером познания и трансформацией места и роли образования в обществе. Происходят существенные изменения в педагогической теории и практике, связанные с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению учащегося в информационное общество.

Можно выделить основные виды жизнедеятельности человека, к которым система общего образования должна его подготовить: к непрерывному образованию, активной общественной деятельности, экономической грамотности и профессиональному самоопределению [1, с.36–44)].

Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды (ИОС), как одного из условий достижения нового качества образования.

Что такое информационная образовательная среда школы? На современном этапе общепринятым является формулировка данного понятия Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования: «это система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения» [5].

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования ИОС ОУ должна обеспечивать:

‒ информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

‒ планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

‒ мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

‒ мониторинг здоровья обучающихся;

‒ современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

‒ дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;

‒ дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Основная задача информационной образовательной среды — это адаптировать существующую образовательную среду к интересам и способностям учащихся, обеспечить сетевое взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса, между разными образовательными структурами, способствовать широкому применению информационно-коммуникационных технологий в разных образовательных контекстах. Ее главная отличительная черта — создание условий для появления новых образовательных практик, новых методов и организационных форм учебной работы, увеличение разнообразия, широты и интенсивности применения информационно-коммуникационных технологий.

Несомненным преимуществом внедрения ИОС, по моему мнению, является организация дистанционного обучения. Это особенно важно для учащихся, которые по тем или иным причинам не могут посещать школу. а также для организации дополнительного образования.

Дистанционное обучение — это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения [3].

В настоящее время наиболее активно используются такие виды дистанционного обучения, как обучение, основанное на возможностях применения телекоммуникационных сетей и сочетание технологий компакт-дисков и сети Интернет

При таком подходе дистанционное обучение отражает все присущие образовательному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения). Оно осуществляется в условиях применения информационно-коммуникационных технологий, что предоставляет возможность визуализации учебной информации, хранение больших объемов данных, их передача и обработка. Применение компьютерной техники активизирует информационно-поисковую деятельности, автоматизирует процесс обработки результатов учебного эксперимента. В этих условиях происходит автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала.

Такая форма обучения предлагает расширение возможности для получения образования, когда от ученика не требуется придерживаться регламента формального образования, способствует сохранению образа жизни и культуры учащихся, сохраняет семейную, национальную культуру, взаимоотношения внутри социума и субкультуры [2, с.13].

В этой связи необходимо планирование программ дистанционного обучения, основанных на детальной оценке условий жизни учащихся. Имеющиеся коммуникации должны быть использованы как основа учебного взаимодействия при дистанционном образовании в совокупности с имеющейся у учащихся компьютерной техникой.

Важной особенностью дистанционного обучения является его направленность на самостоятельную работу учащихся, что способствует развитию индивидуального стиля обучения, способности найти, обработать, оценить, выбрать и использовать информацию. Это отражает глобальную цель образования сегодняшнего дня — учащийся несет ответственность за своё образование, принимает активное участие в его организации и осуществлении обучения на протяжении всей жизни. Формируются такие компетенции через построение индивидуальной траектории обучения.

Стоит отметить, что описанное выше предполагает формирование учащимся своей индивидуальной образовательной среды, как среды получения и обмена знаниями и информацией. Это ведет к постоянному познанию окружающей действительности и проявлению личностью своего потенциала, интересов и склонностей. Поэтому необходимо научить школьника компетентностно организовывать свое образование, оценивать новые факты, идеи и мнения, быть готовым к самостоятельному добыванию и осмыслению новых знаний или отказу от них.

В этих условиях традиционная система педагогического общения «учитель — ученик» трансформируется. На первый план выдвигается коммуникативная деятельности педагога.

Первостепенной задачей учителя становится создание положительной мотивации школьников к общению в дистанционной среде, проведение работы по формированию информационной компетенции обучающихся.

Новые схемы понимания преимущественно связаны уже не со словом, а с визуальным образом. Поэтому педагогу необходимо тщательно определять наполнение, формы и способы подачи материала, отбирать источники информации и приемы работы с учебным материалом.

Возможности современного дистанционного обучения обеспечивают многосторонность коммуникативной деятельности, предполагающую не только возможность общения двух субъектов образовательного процесса, но и участие учебной группы, что позволяет значительно повысить эффективность процесса общения.

Продуктивность коммуникативной деятельности требует от педагога способности организовать эффективную обратную связь, которая позволяет обеспечить оперативность коммуникативной деятельности, т. е. возможность своевременного получения ответа на поставленные вопросы, получения необходимой информации.

Вместе с этим значительно усложняется деятельность педагога по разработке курсов дистанционного обучения. От учителя требуется наличие специальных навыков, приемов педагогической работы в такой системе.

Используемые информационные технологии выдвигают дополнительные требования к ИКТ-компетенции учителя. В этих условиях недостаточно овладеть основами работы на компьютере и в сети Интернет. Необходимо знание возможностей информационных систем, установленных в школе, владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, умение создавать собственные информационные ресурсы учебного назначения с использованием различных программных средств и давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ.

Дистанционное обучение обладает рядом преимуществ над традиционными формами обучения. Особенно оно важно для старшеклассников, готовящихся к поступлению в ВУЗ, занимающихся в системе дополнительного образования, заинтересованных в углубленном изучении отдельных программ, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и часто болеющими. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.

Кроме того, дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя информационную образовательную среду школы.

Литература:

  1. Баранников А. В. Образование нового поколения.-М.: УЦ «Перспектива», 2013. — 223 с.

2. Открытое и дистанционное обучение: Тенденции, политика и стратегия/ Под ред. Майкла Г. Мура (Университет шт. Пенсильвания, США), Алана Тейта (Открытый университет в г. Милтон Кейнс, Великобритания), Алексея Семенова (МИОО, Россия).— ЮНЕСКО/М.: ИНТ, 2004.— 139 с..

  1. Полат Е. С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образования. [Электронный ресурс] http://gigabaza.ru/doc/101024.html (Дата обращения 17.02.18)
  2. Управление образовательным процессом: учебное пособие/ Под ред. П. И. Третьякова и Н. А. Шарай. — УЦ «Перспектива», 2018. — 280 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897. [Электронный ресурс] http://window.edu.ru/resource/768/72768 (Дата обращения 20.09.17).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, образовательный процесс, коммуникативная деятельность, информационная образовательная среда, образовательное учреждение, учебный материал, компьютерная техника, дополнительное образование, дистанционное образование, дистанционное взаимодействие.


Похожие статьи

Электронное обучение как средство реализации...

электронное обучение, дистанционное обучение, образовательная деятельность, обучение, электронное дистанционное обучение, образовательное учреждение, информационно-образовательная среда, Российская...

Внедрение дистанционного обучения в образовательный...

Это позволяет внедрять в образовательный процесс методы дистанционного обучения, широкий комплекс информационно-коммуникационных услуг для учащейся молодежи». Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

Роль дистанционного обучения в современном образовании

дистанционное обучение, система, дистанционное Образование, обратная связь, электронная почта, традиционная форма обучения, процесс обучения, баз данных, средство обучения, возможность.

Применение дистанционных образовательных технологий...

- организована информационно-образовательная среда каждого региона, посредством которой происходит дистанционное взаимодействие (в большинстве регионов используется обучающая среда Moodle...

Дистанционные технологии в образовании как средство...

Дистанционное обучение — совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя...

Внедрение в образовательный процесс дистанционных...

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний обучаемым, который может быть применен для любой формы образования (очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната).

Актуальность дистанционного образования | Статья в журнале...

дистанционное обучение, дистанционное образование, информационное общество, учебный процесс, знание, преподаватель, дистанционная форма обучения, очное обучение, образовательный центр, работа.

Взаимодействие участников образовательного процесса...

Ключевые слова: взаимодействие, информатизация, информационно-образовательная среда, образовательный комплекс. Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования...

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети. В настоящее время во всем мире быстро распространяется дистанционное обучение с использованием сети Интернет...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Электронное обучение как средство реализации...

электронное обучение, дистанционное обучение, образовательная деятельность, обучение, электронное дистанционное обучение, образовательное учреждение, информационно-образовательная среда, Российская...

Внедрение дистанционного обучения в образовательный...

Это позволяет внедрять в образовательный процесс методы дистанционного обучения, широкий комплекс информационно-коммуникационных услуг для учащейся молодежи». Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

Роль дистанционного обучения в современном образовании

дистанционное обучение, система, дистанционное Образование, обратная связь, электронная почта, традиционная форма обучения, процесс обучения, баз данных, средство обучения, возможность.

Применение дистанционных образовательных технологий...

- организована информационно-образовательная среда каждого региона, посредством которой происходит дистанционное взаимодействие (в большинстве регионов используется обучающая среда Moodle...

Дистанционные технологии в образовании как средство...

Дистанционное обучение — совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя...

Внедрение в образовательный процесс дистанционных...

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний обучаемым, который может быть применен для любой формы образования (очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната).

Актуальность дистанционного образования | Статья в журнале...

дистанционное обучение, дистанционное образование, информационное общество, учебный процесс, знание, преподаватель, дистанционная форма обучения, очное обучение, образовательный центр, работа.

Взаимодействие участников образовательного процесса...

Ключевые слова: взаимодействие, информатизация, информационно-образовательная среда, образовательный комплекс. Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования...

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети. В настоящее время во всем мире быстро распространяется дистанционное обучение с использованием сети Интернет...

Задать вопрос