Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 09.02.2015

Статья просмотрена: 1618 раз

Библиографическое описание:

Жаманкарин М. М., Иманбаева Д. Н. Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 173-175. — URL https://moluch.ru/archive/84/15516/ (дата обращения: 18.10.2018).

В статье рассматриваются виды дистанционных технологий обучения, применяемые в вузах Казахстана.

Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет-технология, кейсовая технология.

 

Дистанционное обучение — совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя, осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций и телевидения. Основными дистанционными образовательными технологиями являются: кейсовая (портфельная) технология, интернет-технология, телевизионно-спутниковая технология. Допускается сочетание технологий [1].

Объективность появления дистанционного обучения (ДО) вызвана необходимостью обеспечения качественного, массового индивидуализированного образования.

С экономической и организационной точки зрения известные существующие формы обучения не позволяют реализовать это на практике, однако ДО, которое базируется на широком использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), решает эту проблему.

Обучение по интернет-технологии [2].

Дистанционное обучение — это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе дистанционного обучения.

Качественно и наглядно такое явление как ДО, его существо и особенности можно представить себе, если описать это явление на повествовательном языке на примере одной из моделей ДО, а именно интернет-обучении. Действительно, если пять-семь лет назад получение знаний с доставкой на дом — через Интернет казалось многим студентам привилегией иностранцев, то сегодня практически каждый отечественный вуз готов предоставить своим учащимся такую возможность.

Возможности дистанционного обучения [3].

В настоящее время развитие Интернет и быстрое снижение стоимости предоставляемых ими услуг создают в этих странах условия, когда дистанционное образование становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой получения образования для все большей части их граждан, поскольку позволяет людям получать необходимый им уровень общей и профессиональной подготовки в достаточно престижных образовательных учреждениях, не прекращая других видов своей деятельности.

Дистанционное обучение открывает широкие возможности для образования и повышения квалификации инвалидов, женщин, воспитывающих маленьких детей, лиц, не имеющих возможности прервать свою основную работу, а также для жителей, проживающих в удаленных от образовательных центров районах. Таким образом, развитие системы дистанционного образования представляет для нашей страны важную и актуальную социально-технологическую проблему, которая тесно связана с проблемой информатизации сферы образования [4].

Типы дистанционных технологий

Можно выделить следующие типы дистанционных технологий, внедренных в процессе действия эксперимента:

Кейсовая технология (портфельная) — технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения (от английского case, suitcase — портфель).

Кейсовая технология (тренинговая) — технология, основанная на применении ситуационно-тренинговых методов обучения (от английского case — случай, ситуация).

Телевизионная технология — технология обучения с использованием телевизионных средств [5].

Интернет-сетевая технология — технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.

Локально-сетевая технология — технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.

Информационно-спутниковая сетевая технология — технология, реализующая телевизионное обучение, а также пополнение и обновление информации в локальных сетях через спутниковые каналы связи.

Учебно-вахтовая технология — технология, предусматривающая выезд преподавателей в учебные центры для проведения занятий.

Аттестационно-вахтовая технология — технология, предусматривающая выезд аттестационных комиссий в учебные центры для проведения аттестации студентов.

Могли бы также рассматриваться такие технологии как: корреспондентская (письма), радиофицированная (радиопередачи), но участники эксперимента этих технологий не применяют ввиду их малой эффективности [6].

Все представленные типы технологий применяются в вузах-участниках эксперимента полностью или частично в чистом виде или в смешанном.

Таблица 1

Представлен анализ используемых технологий в вузах-участниках эксперимента

Наименование вуза участника

ТИПЫ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Традиционная технология

Кейсовая /портфельная

Кейсовая/тренинговая

Телевизионная

Сетевая/интернет

Сетевая/локальная

Сетевая/информацинно- спутниковая

Учебно-вахтовая

Аттестационно-вахтовая

1

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Карагандинский государственный университет им. Букетова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Казахский национальный технический университет им. К. И. Сатпаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Казахский университет экономики, финансов и международной торговли им.Т.Рыскулова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Казахский агротехнический Университет им.С.Сейфуллина;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме указанных типов дистанционных технологий в таблице приведена традиционная технология, поскольку многие вузы-участники применяют для обучения дистанционных студентов традиционную технологию заочной формы с добавлением дистанционных методов [7]. В таблице по горизонтали указаны вузы-участники, а по вертикали — типы применяемых технологий. Серым цветом отмечено наличие в вузе указанной технологии обучения.

 

Литература:

 

1.                  Лобачев С. Л. «Корпоративная информационная среда сетевого дистанционного образования — основа образовательной среды вуза в условиях рынка» — «Дистанционное Образование» 2007.- 89 с.

2.                  Шевчук Е. В., Шпак А. В., Краснолуцкая А. Г. «Образовательный портал как виртуальный учебный центр вуза» материалы международной конференции «Дистанционное обучение: проблемы и перспективы развития». — Алматы: КазРЕНА, Алматинская Академия экономики и статистики, 2005.- C.14–16

3.                  Стандарт Республики Казахстан СТ РК 34.016–2004 «Технические и программные средства дистанционного обучения» 2006.-255 с.

4.                  Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения.- Академия, 2007.- 336 с.

5.                  Солдаткин В. И. Информатика в системе дистанционного образования на рубеже XXI в. Дистанционное Образование.- М.: МЭСИ, 2008.- 167 с.

6.                  Нуждин В. Н., Коровкин С. Д., Кадамцева Г. Г. «Тотальное управление качеством образования и новые информационные технологии» — «Проблемы информатизации высшей школы», N 1–2 (11–12).- Москва, 2008.- 92 с.

7.                  Тихомиров В. П. «Основные принципы построения Системы дистанционного образования» — «Дистанционное образование», N1.- Москва, 2008.- 99 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, традиционная технология, вузах-участник эксперимента, дистанционное образование, обеспечение студентов.


Ключевые слова

дистанционное обучение, интернет-технология, кейсовая технология.

Похожие статьи

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Дистанционное обучение в Казахстане в режиме эксперимента начали внедрять с 2002 года. В настоящее время в эксперименте участвуют 42 вуза.

Для студентов заочной формы, обучающихся дистанционно по сетевой технологии, устанавливается два рубежных...

Дистанционные технологии обучения в традиционном...

Дистанционные технологии обучения в традиционном образовательном процессе. Автор: Кутузов Михаил Николаевич.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционное образование, высшее образование, технология...

Дистанционное обучение как современная форма обучения...

дистанционное обучение, студент, онлайн курс, вуз, онлайн обучение, муниципальное управление, московский государственный университет, курс повышения квалификации, высшее образование, университет.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

− сохранение высокого качества образования при обеспечении его доступности

− проблема эквивалентности курса. Каждый курс дистанционного обучения должен быть эквивалентен курсам традиционного обучения.

К вопросу о реализации возможностей дистанционного обучения...

Представляется описание форм дистанционного обучения иностранному языку в техническом вузе. Ключевые слова: дистанционное обучение и образование, иностранный язык, информационные технологии.

Актуальность практического использования дистанционных...

Обоснованы преимущества использования дистанционного обучения в вузах с целью повышения качества образовательных услуг. Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательные услуги. Традиционная система высшего образования удовлетворяла...

Электронное обучение как средство реализации образовательной...

Так, Центр образования «Технологии обучения» предоставляет доступ к своей информационной среде всем участникам мероприятия «Развитие дистанционного образования для...

Методика дистанционного образования: причины и методы...

Дистанционное образование – это возможность получения знаний "на расстоянии", когда преподаватель и студент разделены пространством. Условием для развития данной формы образования явился рост достижений в области технологий обучения...

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

Дистанционное обучение способствует [2]: – получению качественного образования в ведущих вузах у лучших преподавателей

Среди студентов университета промышленных технологий и дизайна нами проводился опрос на тему “Какое образование лучше: традиционное или...

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Дистанционное обучение в Казахстане в режиме эксперимента начали внедрять с 2002 года. В настоящее время в эксперименте участвуют 42 вуза.

Для студентов заочной формы, обучающихся дистанционно по сетевой технологии, устанавливается два рубежных...

Дистанционные технологии обучения в традиционном...

Дистанционные технологии обучения в традиционном образовательном процессе. Автор: Кутузов Михаил Николаевич.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционное образование, высшее образование, технология...

Дистанционное обучение как современная форма обучения...

дистанционное обучение, студент, онлайн курс, вуз, онлайн обучение, муниципальное управление, московский государственный университет, курс повышения квалификации, высшее образование, университет.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

− сохранение высокого качества образования при обеспечении его доступности

− проблема эквивалентности курса. Каждый курс дистанционного обучения должен быть эквивалентен курсам традиционного обучения.

К вопросу о реализации возможностей дистанционного обучения...

Представляется описание форм дистанционного обучения иностранному языку в техническом вузе. Ключевые слова: дистанционное обучение и образование, иностранный язык, информационные технологии.

Актуальность практического использования дистанционных...

Обоснованы преимущества использования дистанционного обучения в вузах с целью повышения качества образовательных услуг. Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательные услуги. Традиционная система высшего образования удовлетворяла...

Электронное обучение как средство реализации образовательной...

Так, Центр образования «Технологии обучения» предоставляет доступ к своей информационной среде всем участникам мероприятия «Развитие дистанционного образования для...

Методика дистанционного образования: причины и методы...

Дистанционное образование – это возможность получения знаний "на расстоянии", когда преподаватель и студент разделены пространством. Условием для развития данной формы образования явился рост достижений в области технологий обучения...

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

Дистанционное обучение способствует [2]: – получению качественного образования в ведущих вузах у лучших преподавателей

Среди студентов университета промышленных технологий и дизайна нами проводился опрос на тему “Какое образование лучше: традиционное или...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Дистанционное обучение в Казахстане в режиме эксперимента начали внедрять с 2002 года. В настоящее время в эксперименте участвуют 42 вуза.

Для студентов заочной формы, обучающихся дистанционно по сетевой технологии, устанавливается два рубежных...

Дистанционные технологии обучения в традиционном...

Дистанционные технологии обучения в традиционном образовательном процессе. Автор: Кутузов Михаил Николаевич.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционное образование, высшее образование, технология...

Дистанционное обучение как современная форма обучения...

дистанционное обучение, студент, онлайн курс, вуз, онлайн обучение, муниципальное управление, московский государственный университет, курс повышения квалификации, высшее образование, университет.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

− сохранение высокого качества образования при обеспечении его доступности

− проблема эквивалентности курса. Каждый курс дистанционного обучения должен быть эквивалентен курсам традиционного обучения.

К вопросу о реализации возможностей дистанционного обучения...

Представляется описание форм дистанционного обучения иностранному языку в техническом вузе. Ключевые слова: дистанционное обучение и образование, иностранный язык, информационные технологии.

Актуальность практического использования дистанционных...

Обоснованы преимущества использования дистанционного обучения в вузах с целью повышения качества образовательных услуг. Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательные услуги. Традиционная система высшего образования удовлетворяла...

Электронное обучение как средство реализации образовательной...

Так, Центр образования «Технологии обучения» предоставляет доступ к своей информационной среде всем участникам мероприятия «Развитие дистанционного образования для...

Методика дистанционного образования: причины и методы...

Дистанционное образование – это возможность получения знаний "на расстоянии", когда преподаватель и студент разделены пространством. Условием для развития данной формы образования явился рост достижений в области технологий обучения...

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

Дистанционное обучение способствует [2]: – получению качественного образования в ведущих вузах у лучших преподавателей

Среди студентов университета промышленных технологий и дизайна нами проводился опрос на тему “Какое образование лучше: традиционное или...

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Дистанционное обучение в Казахстане в режиме эксперимента начали внедрять с 2002 года. В настоящее время в эксперименте участвуют 42 вуза.

Для студентов заочной формы, обучающихся дистанционно по сетевой технологии, устанавливается два рубежных...

Дистанционные технологии обучения в традиционном...

Дистанционные технологии обучения в традиционном образовательном процессе. Автор: Кутузов Михаил Николаевич.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционное образование, высшее образование, технология...

Дистанционное обучение как современная форма обучения...

дистанционное обучение, студент, онлайн курс, вуз, онлайн обучение, муниципальное управление, московский государственный университет, курс повышения квалификации, высшее образование, университет.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

− сохранение высокого качества образования при обеспечении его доступности

− проблема эквивалентности курса. Каждый курс дистанционного обучения должен быть эквивалентен курсам традиционного обучения.

К вопросу о реализации возможностей дистанционного обучения...

Представляется описание форм дистанционного обучения иностранному языку в техническом вузе. Ключевые слова: дистанционное обучение и образование, иностранный язык, информационные технологии.

Актуальность практического использования дистанционных...

Обоснованы преимущества использования дистанционного обучения в вузах с целью повышения качества образовательных услуг. Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательные услуги. Традиционная система высшего образования удовлетворяла...

Электронное обучение как средство реализации образовательной...

Так, Центр образования «Технологии обучения» предоставляет доступ к своей информационной среде всем участникам мероприятия «Развитие дистанционного образования для...

Методика дистанционного образования: причины и методы...

Дистанционное образование – это возможность получения знаний "на расстоянии", когда преподаватель и студент разделены пространством. Условием для развития данной формы образования явился рост достижений в области технологий обучения...

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

Дистанционное обучение способствует [2]: – получению качественного образования в ведущих вузах у лучших преподавателей

Среди студентов университета промышленных технологий и дизайна нами проводился опрос на тему “Какое образование лучше: традиционное или...

Задать вопрос