Библиографическое описание:

Данилов О. Е., Поздеева О. Г. Особенности дистанционного обучения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 34-37.

В статье приведены основные направления развития системы образования в контексте ее дальнейшей информатизации. Рассмотрены задачи системы открытого образования и современные технологии дистанционного обучения. Перечислены свойства учебных материалов, предназначенных для осуществления такого обучения. Кратко изложена стратегия проектирования интернет-курсов. Указаны некоторые проблемы, возникающие при реализации дистанционного обучения.

Ключевые слова: открытое образование, дистанционное обучение, информатизация образования, информационно-образовательная среда, кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология.

В информационном обществе интеллектуальное развитие его членов становится главным стратегическим ресурсом и важным фактором развития общества. Иными словами, главным ресурсом становится человек, способный приобретать и применять знания, а также участвовать в процессе их создания [8, с. 9]. Глобальная информатизация общества инициирует информатизацию образования. Информатизация образования, в свою очередь, подразумевает процесс создания информационно-образовательной среды (ИОС). Этот процесс связан с созданием необходимой материально-технической базы системы образования и предполагает подготовку учебно-методических материалов нового поколения, а также формирование принципиально новой культуры преподавания в условиях применения информационно-образовательной среды. Решению этих задач посвящены известные нам исследовательские и методические работы [1; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12].

Считается, что процесс информатизации системы образования развивается по четырем основным направлениям:

-          оснащение образовательных учреждений современными техническими средствами для широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и использование их в качестве инструмента педагогического воздействия, позволяющего существенно повысить эффективность образовательного процесса;

-          использование современных ИКТ для поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа преподавателей и обучающихся к научной и учебно-методической информации;

-          развитие и широкое распространение дистанционного обучения (нового метода реализации процессов образования и самообразования);

-          пересмотр и изменение содержания образования, обусловленные развитием процесса информатизации общества.

Как уже было сказано ранее, информатизация общества приводит к появлению новых технологий организации образования. Такими технологиями являются, например, технологии открытого образования [1, с. 407–429]. А одним из наиболее эффективных методов расширения и глобализации открытого образовательного пространства является развитие дистанционных образовательных технологий [3]. Открытое образование в конечном итоге должно представлять собой систему организационных, педагогических и информационных технологий, в которой обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности и других качеств образования.

Создаваемая система открытого образования (совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов, реализующих принципы открытого образования) должна способствовать:

-          изменению характера развития, приобретения и распространения знаний;

-          предоставлению возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания;

-          расширению доступа к общему и профессиональному образованию;

-          изменению роли преподавателя в учебном процессе;

-          повышению качества образования;

-          обеспечению доступности образования;

-          повышению экономического потенциала за счет повышения уровня образованности населения;

-          обеспечению непрерывности образования на протяжении всей жизни;

-          интеграции национальной системы образования в мировую.

-          Открытое образование подразумевает:

-          возможность открытого поступления в учебное заведение (как правило, без вступительных испытаний);

-          открытое планирование процесса обучения (составление индивидуальной образовательной траектории — последовательности модулей соответствующей учебной программы);

-          возможность выбора учащимся преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени соответствовал бы потребностям обучающихся);

-          выбор времени, ритма и темпа обучения (прием на обучение в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения);

-          выбор места обучения (самостоятельный выбор территории обучения).

Открытое образование, как уже отмечалось, предполагает применение технологий дистанционного обучения (дистанционных образовательных технологий). Под дистанционным обучением в данном случае подразумевается совокупность образовательных технологий, реализуемых в основном с применением ИКТ при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающихся и педагога. Одной из главных целей создания системы дистанционного обучения является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства. Основными дистанционными образовательными технологиямиявляются кейсовая технология, интернет-технология и телекоммуникационная технология [10, с. 60]. Возможно сочетание этих технологий. Кейсовая технология реализуется с помощью специального набора учебно-методических материалов, четко структурированных и соответствующим образом скомплектованных. Эти материалы пересылаются (или передаются) обучающимся для самостоятельного изучения. Периодические консультации с преподавателями проводятся в специально созданных для этих целей удаленных учебных центрах. Интернет-технология предполагает использование глобальной сети Интернет для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучающимися. Телекоммуникационная технология — это способ использования телевизионных лекций с консультациями преподавателей по месту жительства обучающихся.

В зависимости от используемых дистанционных технологий представление информации для обучающихся осуществляется в виде печатных (традиционных учебно-методических комплексов [2]) или электронных материалов (электронных учебно-методических комплексов, включающих в себя компьютерные образовательные среды, базы данных, электронные издания учебного назначения, аудио- и видеоматериалы).

Одной из основных составляющих дистанционного обучения являются базы данных учебно-методических и справочных материалов. При этом эффективность дистанционного обучения в значительной степени зависит от того, в какой форме представлены учебные материалы. Приведем в качестве примера некоторые, в том числе традиционные, формы таких материалов:

-          печатные материалы на базе традиционных учебников;

-          компьютерные электронные учебники;

-          учебные материалы на аудио- и видеодисках;

-          радио- и телевизионные курсы;

-          лекционные курсы на носителях электронной информации;

-          компьютерные обучающие программы.

Эффективность дистанционного обучения зависит от того, насколько оперативно осуществляется связь обучающихся с преподавателем. В системах дистанционного обучения применяют следующие формы взаимодействия обучающихся, преподавателей и организаторов обучения:

-          традиционная почта;

-          факсимильная связь;

-          компьютерные технологии;

-          видеоконференции с использованием одной из форм телевещания;

-          аудио- и видеоконференции на основе телефонных технологий;

-          интранет-системы;

-          глобальная сеть Интернет.

В настоящее время наиболее универсальной и перспективной для обучения технологией, обеспечивающей доступ к хранилищам информации как обучающимся, так и преподавателям, является интернет-технология.

Учебные материалы, предполагающие дистанционное сопровождение и поддержку самостоятельной работы обучающихся, характеризуются следующими свойствами [5, с. 70–71]:

-          предназначены непосредственно для обучающихся (дают полное представление о целях самостоятельной деятельности, концепции построения учебного материала);

-          обладают достаточной полнотой изложения (содержат такой объем информации, который позволяет самостоятельно или с минимальной помощью преподавателя овладеть компетенциями, основанными на необходимых для этого знаниях, умениях и навыках);

-          содержат систему опорных ориентиров (помогают оперативно составить общее представление об изучаемом материале, свободно ориентироваться в нем, быстро находить нужную информацию);

-          содержат систему заданий для самоконтроля (имеются образцы или возможные варианты решений задач, критерии для определения правильности выполнения заданий, учебные тесты и т. п.);

-          имеют систематизированную справочную информацию (ссылки на используемые источники, библиографические описания и т. д.);

-          организованы так, что позволяют обучающимся осуществлять их отбор для достижения индивидуальных целей (предоставляют возможность разноуровневого конструирования учебной структуры).

Дистанционное обучение осуществляется на основе общенаучных принципов, но ему также присущи и следующие специфические принципы [5, с. 97]:

-          принцип динамичности (предусмотрена возможность изменения и дополнения содержания обучения);

-          принцип осознанности перспективы (понимание системы перспектив как обучающимися, так и преподавателем);

-          принцип разносторонности методического консультирования;

-          принцип паритетности (субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и обучающихся).

Стратегия проектирования интернет-курса преподавателем включает в себя следующие компоненты [4, с. 69]:

-          определение целевой группы;

-          описание учебных целей;

-          планирование ресурсов;

-          составление структуры курса и рабочей программы;

-          определение содержания курса и форм контроля знаний;

-          разработка учебного материала;

-          подготовка инструкций для обучающихся;

-          оценка курса и коррекция учебных материалов;

-          планирование тьюторской поддержки;

-          публикация курса на сайте;

-          организация взаимодействия с администрацией учебного заведения.

Преподаватель должен четко представлять, для какой целевой группы обучающихся предназначен разрабатываемый им курс. Это даст возможность получить ориентировку на создание соответствующих учебных материалов и применение методических и дидактических принципов.

В работе [6] предлагается технология проектирования модульных программ, основанных на компетенциях. Эта технология может применяться и при создании программ дистанционного обучения. Общий пакет учебно-методической документации такой программы содержит [6, с. 67]:

-          структуру модульной программы;

-          описание каждого модуля по установленной форме;

-          документацию по оценке для каждого модуля;

-          учебно-методические материалы изучения модулей (алгоритм реализации, учебные задания, теоретические и справочные материалы).

В развитии современной системы образования прослеживается тенденция, согласно которой преподаватель уже не является только источником информации, а в первую очередь должен быть координатором развития обучающихся [7, с. 13]. Обучать критическому мышлению, решению проблем и развивать компетенции предлагается с помощью практики и активно-деятельностного обучения. Для того чтобы реализовать такое обучение с помощью электронных образовательных ресурсов (а именно им отводится ведущая роль в системе образования), необходимо внедрять в них интерактивную составляющую. При этом акцент переносится на самостоятельную работу обучающихся. Выделяют три типа электронных образовательных ресурсов [7, с. 13–16]:

-          текстографические;

-          аудиовизуальные;

-          мультимедийные.

Текстографические материалы эффективны тогда, когда существует необходимость привлечения сведений из различных источников. Также их применение оправдано в случае, когда содержимое ресурса нужно оперативно обновлять. Аудиовизуальные материалы (те, которые содержат фотографии, видеозапись, музыку и т. п.) чаще играют роль, которую выполняли раньше так называемые наглядные пособия. Мультимедийные ресурсы (способные одновременно воспроизводить согласованную совокупность двух вышеупомянутых ресурсов) имеют более широкую область применения и являются наиболее сложными в плане изготовления.

Сложившаяся на данный момент ситуация в системе образования позволяет говорить о том, что существует ряд проблем, которые возникли во время перехода от традиционной системы образования к новой, еще не до конца сформировавшейся. Одна их них — это отсутствие ИКТ-компетентности у значительной части преподавателей, что является существенным препятствием для создания новой школы, в которой «не обучающийся должен находить знания, а знания должны находить его». На наш взгляд, необходимо создание некоего универсального инструментария для изготовления современных учебных материалов, доступного среднестатистическому преподавателю. Попытки создать такие системы ведутся [7], однако говорить о том, что данная проблема решена, пока преждевременно. Другой (очень важной, на наш взгляд) проблемой является отсутствие необходимой мотивации у обучающихся дистанционно. Решение ее используемыми ранее традиционными методами невозможно в силу специфики процесса обучения (удаленности преподавателя от обучающихся).

Литература:

1.         Андреев В. И. Современное образование как открытая система: коллективная монография / В. И. Андреев, Г. А. Адрианова, В. П. Андрущенко и др.; Под ред. Н. Г. Ничкало, Г. Н. Филонова, О. В. Суходольской-Кулешовой. — Институт научной и педагогической информации РАО, издательство «ЮНИТА-ДАНА», издательство «ЮРКОМПАНИ», 2012. — 576 с.

2.         Данилов О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 552–555.

3.         Данилов О. Е. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 448–451.

4.         Журавлева О. Б. Управление интернет-обучением в высшей школе / О. Б. Журавлева, Б. И. Крук, Е. Г. Соломина; Под ред. Б. И. Крука. — М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 224 с.

5.         Лебедева М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М. Б. Лебедева, С. В. Агапонов, М. А. Горюнова и др.; Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с.

6.         Олейникова О. Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Ю. Н. Коновалов, Е. В. Сартакова. — М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. — 256 с.

7.         Осин А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы / А. В. Осин. — М.: Агенство «Издательский сервис», 2010. — 328 с.

8.         Роберт И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцов; Под ред. И. В. Роберт. — М.: Дрофа, 2008. — 312 с.

9.         Смирнов А. В. Методика применения информационных технологий в обучении физике: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Смирнов. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.

10.     Трайнев В. А. Дистанционное обучение и его развитие (Обобщение методологии и практики использования) / В. А. Трайнев, В. Ф. Гуркин, О. В. Трайнев; Под общ. ред. В. А. Трайнева. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 294 с.

11.     Трайнев В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 320 с.

12.     Федоров В. А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Федоров, Е. Д. Колегова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 208 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционного обучения, системы образования, открытого образования, дистанционных образовательных технологий, учебных материалов, в системе образования, технологий дистанционного обучения, технологии дистанционного обучения, системы открытого образования, реализации дистанционного обучения, информатизации системы образования, технологии открытого образования, системы дистанционного обучения, электронных образовательных ресурсов, Особенности дистанционного обучения, системы образования в контексте, дистанционного обучения в значительной, учебно-методических материалов, кейсовая технология, технологий организации образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос