Дистанционное обучение как компонент системы современного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калинина, О. А. Дистанционное обучение как компонент системы современного образования / О. А. Калинина, Е. А. Фоменко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15814/ (дата обращения: 19.04.2024).



Современные тенденции демонстрируют нам, что в последние годы происходят глубокие изменения в сфере образования во многих странах. Это обусловлено новыми экономическими потребностями в условиях глобализации, развития информационных технологий. Дистанционное обучение является одним из характерных признаков развития систем образования. В данной статье рассматривается актуальность данного формата обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, система образования, дистанционное образование, обратная связь, электронная почта, традиционная форма обучения, процесс обучения.

Одной из особых, специфических форм, сочетающих новые информационные технологии, включающих в себя элементы очного и заочного видов обучения, является дистанционное образование. Современные цифровые технологии дают возможность применять разнообразные современные традиционные формы обучения, трансформируя их в более прогрессивные, увеличивают их эффективность. Дистанционное обучение интерпретирует все существующие методы обучения, в новых форматах, придавая учебному процессу качественно новый уровень. [1, с.4]. Конечно, в данном виде обучения превалирует самостоятельная работа учащихся, предусматривается большое количество заданий, направленных на индивидуальную работу, возможность проведения консультаций.

Понятие «дистанционное образование» имеет множество определений, «которые можно найти на сайте Евразийской Ассоциации дистанционного Образования (ЕАДО) — http://www. eado.ru» [1, с.2]. Все они демонстрируют вариативность определений данного понятия.

К. С. Буриев в статье «Роль дистанционного обучения в современном образовании» выделяет следующие средства обучения, которые применяются в процессе дистанционного образования:

– печатные издания;

– электронные издания;

– компьютерные обучающие системы;

– аудио информационные материалы;

– видео информационные материалы;

– программы-тренажеры;

– базы данных и знаний с удаленным доступом;

– электронные библиотеки с удаленным доступом;

– дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем;

– компьютерные сети;

– телевизионные передачи [3].

Хотелось бы отметить, что транспортная основа цифровых технологий выступает ключевым звеном системы дистанционного образования в целом. Международные информационные сети, доступ к ним, обмен управленческой информацией внутри системы, обратная связь между участниками учебного процесса, открытый доступ к учебным электронным ресурсам — всё это необходимо для реализации качественно-новых образовательных процессов.

Для обеспечения обратной связи участников образовательного процесса, распространения учебных ресурсов и материалов применяется электронная почта, выступающая как эффективная технология с точки зрения экономических и технологических подходов.

Обеспечить видеосвязь для участников дистанционного обучения с использованием компьютерных технологий позволяет такой вид связи как видеоконференция, при это затраты на неё минимальны и адекватны. Описанный тип видеосвязи эффективен для организации групповых работ, индивидуальных консультаций. Функции такого рода конференций обеспечивают возможность совместного управления изображением на компьютере, что применимо при передаче информации различного вида, создания презентаций и их демонстрации, чертежей и рисунков независимо от расстояния.

Преимуществами дистанционного обучения является его мобильность, возможность интерактивного общения между участниками образовательного процесса. Сам процесс обучения становится более разнообразным, наглядным, информативным, комплексным, творческим.

К. С. Буриев определил и сформулировал характерные черты дистанционного обучения:

– гибкость, повышенная интерактивность;

– модульность;

– экономическая эффективность;

– новая функциональная роль учителя;

– специализированный специфический контроль качества образования;

– использование специализированных цифровых информационных технологий как средств обучения [3].

Модульный принцип в основе программ дистанционного образования предполагает, что каждый учебный курс представлен в виде целостного систематизированного представления в рамках определенной предметной области. Такой подход позволяет сформировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям, исходя из набора независимых курсов-модулей [2, с.36–37].

Таким образом, если рассматривать аспект экономической эффективности системы дистанционного образования, то он будет значительно выше в сравнении с традиционным форматом обучения. По мнению К. С. Буриева, «средняя оценка мировых образовательных систем доказывает, что относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного и унифицированного содержания, ориентированности информационных цифровых технологий на большое количество обучающихся, за счет более эффективного использования существующих учебных площадок и технических средств обучения» [3].

Следовательно, у учителя формируется новая функциональная роль в учебном процессе соответственно. Исходя из вышеизложенного, выделим следующие основные функции:

– роль координатора учебно-познавательного процесса;

– с учетом применяемых технологических возможностей, корректировка и систематизация новых форм преподаваемого курса;

– онлайн-консультирование при формулировании и реализации индивидуального учебного плана;

– управление и организация работы над учебными проектами.

В системе дистанционного обучения предполагается асинхронное взаимодействие его участников (учащихся и учителя), обмен информацией посредством электронной почты, что позволяет полноценно и объективно анализировать поступающую информацию, отвечать на нее в комфортное время, что создает комфортные условия для участников учебного процесса, возможность продуктивно работать. Электронная голосовая почта, компьютерные сети выступают средствами асинхронного взаимодействия участников дистанционного обучения.

Следует особо подчеркнуть, что для повышения эффективности учебного процесса имеет принципиальное значение решение проблемы контроля качества в системе дистанционного образования, его соответствия образовательным стандартам последнего поколения.

Отметим, что совокупность средств при взаимодействии участников образовательного процесса, находящихся удаленно друг от друга, методов, форм, применяемых при образовательном процессе составляют технологию дистанционного образования.

Таким образом, любая дистанционная технология обучения должна соответствовать определенным нормативным требованиям федерального образовательного стандарта, сочетаться с системой общего образования, базироваться на информационных материалах соответствующего содержания. Реализация и изучение учебного материала предполагается в виде специальных курсов и модулей, направленных на дистанционное образование, основанное на федеральных государственных образовательных стандартах.

Литература:

  1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение.- М, 2017.
  2. Дистанционное обучение: Учебное пособие // Под редакцией Е. С. Полат–М.:Гуман.изд.центр,«Владос»,2019.
  3. Буриев, К. С. Роль дистанционного обучения в современном образовании / К. С. Буриев. — Текст: непосредственный, электронный // Образование и воспитание. — 2019. — № 4 (9). — С. 4–6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1045/.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное образование, дистанционное обучение, учебный процесс, образовательный процесс, электронная почта, возможность, материал, обратная связь, средство обучения, традиционная форма обучения.

Похожие статьи

Роль дистанционного обучения в современном образовании

Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому большей части учебного материала и основная часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием современных информационных технологий: интернета...

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами...

Особенности дистанционного обучения | Статья в сборнике...

дистанционное обучение, система, дистанционное Образование, обратная связь, электронная почта, традиционная форма обучения, процесс

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний обучаемым, который может быть...

Принципы формирования и развития учебных курсов...

- появление новых образовательных потребностей, оперативно удовлетворить которые традиционные образовательные структуры зачастую не успевают. Дистанционная форма обучения – более гибкая и позволяет оперативно реагировать на новые потребности общества.

Дистанционные технологии обучения в традиционном...

Дистанционное обучение – одно из относительно новых и перспективных направлений информационных технологий в образовании, позволяющее осуществлять обучение независимо от расстояния [2]. За рубежом технологии дистанционного обучения стали применяться...

Дистанционные образовательные технологии — ключ...

Дистанционное обучение– взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами...

Применение дистанционных образовательных технологий при...

В настоящее время дистанционное обучение находит всё более широкое применение на различных уровнях образования. Это связано с тем, что дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных...

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Дистанционное обучение — это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности...

Методика дистанционного образования: причины и методы...

Дистанционное образование – это возможность получения знаний "на расстоянии", когда преподаватель и студент разделены пространством. Условием для развития данной формы образования явился рост достижений в области технологий обучения...

Дистанционное образование как инновационная форма обучения

Дистанционное обучение — совокупность информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, а также контроль за...

Похожие статьи

Роль дистанционного обучения в современном образовании

Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому большей части учебного материала и основная часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием современных информационных технологий: интернета...

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами...

Особенности дистанционного обучения | Статья в сборнике...

дистанционное обучение, система, дистанционное Образование, обратная связь, электронная почта, традиционная форма обучения, процесс

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний обучаемым, который может быть...

Принципы формирования и развития учебных курсов...

- появление новых образовательных потребностей, оперативно удовлетворить которые традиционные образовательные структуры зачастую не успевают. Дистанционная форма обучения – более гибкая и позволяет оперативно реагировать на новые потребности общества.

Дистанционные технологии обучения в традиционном...

Дистанционное обучение – одно из относительно новых и перспективных направлений информационных технологий в образовании, позволяющее осуществлять обучение независимо от расстояния [2]. За рубежом технологии дистанционного обучения стали применяться...

Дистанционные образовательные технологии — ключ...

Дистанционное обучение– взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами...

Применение дистанционных образовательных технологий при...

В настоящее время дистанционное обучение находит всё более широкое применение на различных уровнях образования. Это связано с тем, что дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных...

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Дистанционное обучение — это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности...

Методика дистанционного образования: причины и методы...

Дистанционное образование – это возможность получения знаний "на расстоянии", когда преподаватель и студент разделены пространством. Условием для развития данной формы образования явился рост достижений в области технологий обучения...

Дистанционное образование как инновационная форма обучения

Дистанционное обучение — совокупность информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, а также контроль за...