Развитие воображения дошкольников средствами сказки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 04.12.2021

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Юрченко, Н. В. Развитие воображения дошкольников средствами сказки / Н. В. Юрченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 443-446. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86247/ (дата обращения: 22.01.2022).



В статье рассмотрена роль сказки в творческом развитии воображения детей дошкольного возраста. Определено понятие «творческого воображения» с точки зрения разных психологов, описаны особенности развития творческого воображения детей дошкольного возраста, рассмотрены методы работы со сказкой для развития воображения.

Ключевые слова: сказка, воображение, творчество, развитие, дошкольный возраст.

The article considers the role of fairy tales in the creative development of the imagination of preschool children. The concept of «creative imagination» is defined from the point of view of various psychologists, the features of the development of the creative imagination of preschool children are described, methods of working with a fairy tale for the creative development of imagination are considered.

Keyword: fairy tale, imagination, creativity, development, preschool age.

Сегодня перед дошкольными образовательными организациями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Основой развития творческой и уникальной личности уже с ранних этапов онтогенеза является воображение. Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не принимавшиеся человеком в реальности. Главная задача воображения заключается в преобразовании мира. Оно играет огромную роль в развитии личности ребенка, воздействует на чувства и эмоции.

Если развивать воображение у детей с раннего возраста, то дальше ребенку будет проще учиться в школе и в институте. Использование сказки в творческом развитии воображения дошкольников играет немаловажную роль, так как сказки являются богатейшим источником развития фантазии ребенка. Хорошо развитое воображение улучшает психологическое состояние дошкольника, предотвращает состояние депрессии и стресса, что на сегодняшний день является большой проблемой.

Изучением творческого воображения занимались многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги.

С точки зрения С. Л. Рубинштейна, воображение — это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее [4].

Л. С. Выготский заметил, что творческое воображение, как форма деятельности не сливается с памятью. Оно рассматривается как особая деятельность, представляющая своеобразный вид деятельности памяти. Из этого Л. С. Выготский заключает, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии [1].

У детей дошкольного возраста воображение развивается достаточно быстро, оно представлено в двух формах:

— произвольное порождение идеи;

— стратегия ее реализации.

Первые образы, то есть идеи произвольного воображения создаются ребенком под влиянием словесных воздействий взрослого и в сюжетно-ролевой игре. В дальнейшем ребенок с взрослым составляют план реализации идеи, рассматривают ее с разных сторон пытаясь воплотить в реальность [2].

Воображение дошкольников выполняет две основных функции:

— познавательно-интеллектуальную функцию, которая помогает решать поставленные задачи, лучше узнавать мир и умение взаимодействовать с ним;

— аффективно-защитную функцию, которая выражается в защите слабой личности ребенка от слишком тяжелых душевных переживаний.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. К использованию сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А самое главное, сказка является своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, который познает окружающий мир.

Существует много различных приемов работы со сказкой, которые могут использовать педагоги для творческого развития воображения дошкольников. Среди них: «перевирание» сказки, то есть придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

Сказка для ребенка — это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это — жизнь, это — приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

Сказка является удивительным по силе психологического воздействия средством работы с внутренним миром ребенка, мощным инструментом развития [5].

Принято разделять все сказки на три категории:

— сказки, в которых главными героями являются животные;

— волшебные сказки;

— сказки о быте.

Народная сказка будет полезна, только если она на самом деле старинная, а не переписанная современниками. Сюжеты сказок разных народов очень часто одинаковы, а имеют лишь отличия в мелочах.

Сказка — чудо зачастую повествует о волшебных существах и их чудесных приключениях. Хорошо воспринимаются в любом возрасте, не стоит уверять детей в реальности происходящего.

Сказки — метафоры передают историю в иносказательном ключе. Если ребенок отождествляет себя с героем такой сказки, то можно дать ребенку уверенности в себе.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

— потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы;

— потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха;

— потребность в активности. Герой всегда находится в действии [5].

Каждая сказка нацелена на социально-педагогический эффект она учит, вдохновляет к действию и вылечивает. По-другому говоря, потенциал сказки значительно богаче ее идейно художественной значимости.

С социально-педагогической точки зрения для сказки актуальны следующие функции:

— социализирующая функция (при общении новых поколений к общечеловеческому и народному опыту, аккумулированному в мире сказок);

— креативная функция (способность обнаруживать, создавать, развивать и продавать креативный потенциал личности, его образное и абстрактное мышление);

— голографическая функция (способность сказки в небольшом выявлять большое; возможность представлять мироздание в трехмерном пространственном и временном измерениях — небо-земля-подземный мир; прошлое-настоящее-будущее; возможность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть почвой для сотворения всех видов, жанров, типов эстетического творчества);

— валеолого-терапевтическая (воспитание здорового образа жизни, охрана человека от неблагоприятных увлечений, пристрастий);

— культурно-этническая (формирования языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи);

— вербально-образная функции сказки [6].

Сказки являются богатейшим источником развития фантазии ребенка. Они учат ребенка сопереживать персонажам. Формируют основы морали и нравственности. Сказочный мир близок ребенку, с помощью сказки ребенок понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира, в ней они впервые испытывают на себе добро и зло, смелость и храбрость. Сказка привлекает ребенка красочность и яркостью своего мира, увлекательными приключениями, фантастическими образами. Все это служит для малыша первым толчком для развития мышления, фантазии, творчества, воображения. Дети, погружаясь в воображаемый мир, с радостью и активно действуют в нем, творчески преобразуя его. Они воспринимают все происходящее, как реальность [3].

Таким образом, развитие творческого воображение играет огромную роль в жизни каждого дошкольника. Вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством. Богатейшим источником развития фантазии, творческого воображения дошкольника является сказка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает его речь, мышление. Использование сказки эффективно развивает творческое воображение, расширяет сознание ребенка, помогает правильно взаимодействовать с окружающим миром.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2015. — 292 c.
  2. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольника / И. Зимина // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 8. — С. 26–31.
  3. Лунгу О. Ю. Использование сказки в творческом развитии дошкольников / О. Ю. Лунгу // Известия института педагогики и психологии образования. — 2020. — № 4. — С. 167–172.
  4. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. — М., 2006. — 526 с.
  5. Шалаева Н. А. Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста средствами сказки / Н. А. Шалаева // Юность Большой Волги: Сборник статей лауреатов XIХ Межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодежи. — Чебоксары: Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики дополнительного образования «Центр молодежных инициатив» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, 2017. — С. 391–394.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, дошкольный возраст, воображение, творческое воображение, богатейший источник развития фантазии ребенка, использование сказки, огромная роль, сказочный мир, творческое развитие воображения дошкольников.


Задать вопрос