Управление организационной структурой малого бизнеса: проблемы и подходы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 04.12.2021

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Габидулла, Санжар Габидуллаулы. Управление организационной структурой малого бизнеса: проблемы и подходы / Санжар Габидуллаулы Габидулла, С. А. Кульмамиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86300/ (дата обращения: 20.04.2024).



Представлены результаты исследований по развитию и исследованию организационных структур малого предприятия (МП) с точки зрения его управления. Определен способ соответствия организационных структур управления малых предприятий факторам внешней среды. Предложен подход по организационному построению МП.

Ключевые слова: теория управления, структура управления, самоорганизация, индивидуальное предприятие, организационная схема.

Thе rеsults оf rеsеаrсh оn thе dеvеlорmеnt аnd rеsеаrсh оf оrgаnizаtiоnаl struсturеs оf а smаll еntеrрrisе (MР) frоm thе роint оf viеw оf its mаnаgеmеnt аrе рrеsеntеd. Thе mеthоd оf соmрliаnсе оf оrgаnizаtiоnаl mаnаgеmеnt struсturеs оf smаll еntеrрrisеs with еnvirоnmеntаl fасtоrs is dеtеrminеd. Аn аррrоасh tо thе оrgаnizаtiоnаl struсturе оf thе MР is рrороsеd.

K еу w о rds : mаnаgеmеnt thеоrу, mаnаgеmеnt struсturе, sеlf-оrgаnizаtiоn, individuаl еntеrрrisе, оrgаnizаtiоnаl sсhеmе.

Теоретические аспекты организации малого предприятия

Общая характеристика типового МП

Индивидуальное предпринимательство (ИП) — общество с ограниченной ответственностью, в рассматриваемом примере выполняет производство паркета на базе разработанных готовых производственных площадей деревообрабатывающего цеха с применением оборудования для выхода на рынок.

Руководит деятельностью ИП Директор. Директор самопроизвольно решает вопросы деятельности предприятия, он имеет право первой подписи, управляет имуществом предприятия, осуществляет набор и увольнение сотрудников. При этом Бухгалтер готовит документальные отчеты предприятия. Дизайнер руководит деятельностью участка по производству паркетных изделий.

Надо отметить, что основной формой регулирования полномочий трудового коллектива является общее собрание, на котором решаются вопросы заключения коллективного договора и порядка предоставления социальных льгот работникам единоличных собственников из средств трудового коллектива.

Миссия ИП заключается в удовлетворении потребностей строительных компаний и жителей в паркетной продукции высочайшего качества.

Название продукта — Дубовый и бамбуковый паркет. Основная область применения — благоустройство жилых и офисных помещений.

Паркетные изделия отличаются высоким качеством, долгим сроком службы, надежностью в эксплуатации, изготавливаются из экологически чистого сырья. Художники ИП предоставляют несколько вариантов рисунков паркета. На все паркетные изделия имеется патент № 13341 и сертификат качества. Имеются патент № 13341 и сертификат качества на всю паркетную продукцию.

Производственный процесс, управляемый ИП, имеет один тип производства, характеризующийся широким спектром выпускаемой продукции, небольшим объемом производства и небольшой повторяемостью. При этом производственный процесс осуществляется на различных универсальных устройствах. Технологический процесс управляется автоматизированной системой на базе персональных компьютеров и промышленных блоков управления. Функционирование ИП направлено на частного потребителя, кто занимается строительством новейшего и переустройство имеющего жилья (квартир, частных домов), устройством и благоустройством офисов и других офисных помещений, почитателей художественных продукций из нематериального производства паркета. На данный момент были заключены соглашения с 9 юридическими лицами на выпуск дубового и бамбукового паркета с магазином ИП «Азия Паркет» на выполнение дубового паркета, что позволяет заложить инициативу активности ИП. Требование к оплате: после отгрузки каждые три дня (общепринятый дебиторский долг — 3 дня). Резервы сырья планируется в объеме трех дней. Выплата поставщикам, в соответствии принятым договорам, выполняется по силе возможности поставки сырья и материалов всякие три дня (обычная кредиторская задолженность подрядчикам — 3 дня). Индексы повышения цен на импортируемое сырье, материалы, топливо, энергию составляют в 2005 г. — 1,02; в 2006 г. — 1,04, по сравнению с 2004 годом.

Согласно договорам, принятыми с главными покупателями, на 2004 г. всего закупок составляет 40000 кв. м. дубового паркета и 10000 кв. м. бамбукового паркета. Повышение диапазона закупок рассматривается повысить в 2005 г. на 5 %, в 2006 г. — на 10 % сравнительно с 2004 г.

Приняты долговременные соглашения с снабженцами расходных материалов, сырья, в которых рассчитаны диапазон и периодичность привоза, стоимость покупки, формы расплаты.

Финансово-экономическая целесообразность проекта описывается следующими параметрами: доходность продаж — 14,65 %, доходность продукции—18,32 %; ИП с 2005 г. обретает мобильность и к 2006 г. — финансовую устойчивость.

Крайняя дата окупаемости проекта — 2,4 года. Для реализации активности выпуска рассчитывается обретение долговременного кредита размером 10 368 171 тг. под 26 % годовых. Время рентабельности кредита — 2,2 года.

Доводы выбора организационно-правовой формы

Утверждать вердикт о выборе организационно-правовой формы, кооператор рассчитывает необходимый диапазон и объем всевозможных привилегий и обязательств в соответствии профиля и плана будущей предпринимательской активности, всевозможного охвата партнеров, имеющего законодательства. В некоторых моментах предпринимательская мысль намерено осуществляться в той или иной степени отдельно от обязательных партнерских отношений, с отсутствием тесной активностью с партнерами в осуществлении выпуска (например, ИП инжиниринговой фирмы), в других — данная активность обязательна (к примеру, при выпуске конфет или устройств).

Взаимодействие участников хозяйственных товариществ и обществ

Рис. 1. Взаимодействие участников хозяйственных товариществ и обществ

Привилегированная структура ИП, его привилегий и обязанностей описываются в распорядке. Распорядок осуществляется (одобряется, утверждается) индивидуально учредителем. В случае, если в качестве этого функционирует группа лиц, то распорядок разбирается и утверждается каждым учредителем на главном собрании или конференции. Это дает результат в учредительном соглашении, который утверждается всеми его участники. Эти договоры (плюс протокол собрания или конференции учредителей) обязательны для государственной регистрации реализуемого предприятия и объединение его с государственным реестром.

– общий совет акционеров (наивысший аппарат);

– рассматривание собрания директоров (аппарат мониторинга);

– самостоятельный исполнительный аппарат (директор) или исполнительный аппарат коллегии (исполнительный совет);

Определенный процесс появления, осуществления, реорганизации и устранение АО полностью охарактеризован в Гражданском Кодексе и законе РК «Об акционерных обществах».

Реализация организационной структуры и системы контроля ИП

Форма ИП — это набор и пропорциональность его внутренних составных: цехов, отделов, лабораторий и множество других объектов, составляющих один хозяйственный объект. Форма ИП характеризуется следующими главными факторами: размерностью ИП; видом производства; классом технологии и направления ИП. Какой-либо постоянной классической структуры не бывает. Она долгое время дополняется под влиянием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического процесса открытия и социально-экономического развития.

В итоге, чтобы все работники в какой-либо промежуток времени делали только то, что нужно остальным и всему ИП в целом, нужны аппараты контроля, на которые возлагаются принятия долговременной стратегии, кооперация и управления активностью персонала, а также принятия, регистрация и распределение кадров. Все высоко-структурные части ИП, таким образом, расположены к друг другу при помощи системы контроля, которая обретает вид головного органа.

Согласно исследованиям, линейно-функциональная система контроля ИП наиболее рентабельна для ИП малого бизнеса. Таким образом для ИП она представляется как наиболее соответствующий.

Расходы на контроль, принятые на одного работника аппарата управления, = 828 202,90тг. [(1 793 947.83 тг. + 690 666.67 тг.): 3]; удельный вес числа работников контроля в общем числе– 0,167 (3:18); фондовая вооружённость(цена необходимых и оборотных ресурсов, определенных на сотрудника) — 1.222.608.70тг. [(8 217 408.70+10 121 739):(18–3)]; отдача от фонда (размер реализованной продукции, определенного как на единицу необходимых и оборотных фондов) — 1,39 [25 550 033/ (8 217 408+10 121 000)].

Необходимые показатели, имеющие отношения к численности сотрудников и расходами на содержание показаны в таблице 1.

Таблица 1

Число сотрудников и степень расходов на ежемесячную плату

Специальность

Численность сотрудников

Тарифная ставка, тг./ч

Фонд рабочего периода, ч

Расходы на з/пл., тг.

2004

2005

2006

Кадры и служащие

Директор

1

307.25

2016

625 252

637 756

650 260

Бухгалтер

1

300

2016

584 347

596 034

605 721

Дизайнер-стилист

1

300

2016

584 347

596 034

605 721

В результате

3

1 739 947

1 829 826

1 865 704

Сотрудники главного производства

Оформители

4

214,49

2016

1 729 669

1 764 260

1798857

Слесарь-наладчик

1

115,94

2016

243 089

247 947

252 811.59

Технолог

2

179,71

2016

724 591

739 084

753 576.81

Контролер

2

115,94

2016

486 179

495901

505 623.19

В результате

9

3 183 530

3 247 194

3 310 869.57

Сотрудники дополнительного производства

Разнорабочий

2

115.94

2016

467 478.26

476 828.99

486 179.71

Шофер

1

133.33

2016

278 144.93

476 828.99

289 269.57

Уборщица

1

63.77

2016

139 072.46

141 855.07

144 637.68

Охрана

2

133.33

2016

556 301.45

567 420.29

578 550.72

В результате

6

1 440 997.10

1 469 814.49

1 498 637.68

Всего

18

6 418 475.36

6 546 834.78

6 675 211.59

На ИП разработка выполняется в два этапа, каждая из них по 8 часов (1-ая смена с 7 до 15 часов, 2-ая смена — с 15 до 23 часов) 5 рабочих дней в неделю. Кадры, сотрудники, водитель и уборщица выполняют работу в смену с 9 до 18 ч.

Общее собрание, также принимает заключения коллективного соглашений и порядка обеспечения социальных льгот сотрудникам ИП из фондов трудового общества.

Управление активностью ИП ведёт директор. Он единолично принимает нынешние проблемы активности ИП, вправе первой росписи, выполняет приём и увольнение сотрудников.

Директор несёт административную и материальную ответственность за подлинность информации бухгалтерских и статистических отчётов, решает вопросы сбыта, маркетинга и рекламы изделий. Бухгалтер занимается составлением документальных отчётов ИП. Дизайнер ответственен за управление активностью участка по разработке керамической продукции, занимается дизайном продукции. Оформители занимаются рисунками на керамические изделия. Технолог проводит наблюдение за технологическим процессом.

Литература:

  1. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2007. 495 с.
  2. Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса. 2009. 304 с.
  3. Свечникова Н. Ю. Методы многомерного статистического исследования малого предпринимательства на региональном уровне: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.12 / Свечникова Н. Ю.- Самара, 2010. 263 с.
  4. Брагин В. В. Процессы управления организацией. М.: ИНФРА — М. 2004.
  5. Веснин В. Р. Менеджмент 3-е издание, издательство «Проспект», Санкт — Петербург, 2007. 504 с.
  6. Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. 2006. 108 с.
  7. Огвоздин В. Ю. «Управление качеством. Основы теории и практики»: Учебное пособие, 6-е издание, М., Изд. «Дело и Сервис», 2009. 304 с.
  8. Планирование деятельности предприятия: Уч. пособие. Киев: КНЕУ, 2002. 252 с.
  9. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. 2-е изд., перераб.и доп. — М.: ИНФРА-М, 2012. 669 с.
Основные термины (генерируются автоматически): бамбуковый паркет, управление активностью, день, директор, дубовый паркет, общее собрание, организационно-правовая форма, паркетная продукция, производственный процесс, сертификат качества, сотрудник, технологический процесс, трудовой коллектив, увольнение сотрудников, численность сотрудников.


Ключевые слова

самоорганизация, структура управления, теория управления, индивидуальное предприятие, организационная схема

Похожие статьи

Адаптация персонала в современной компании | Статья в журнале...

Процесс адаптации может включать несколько этапов: Первый этап — «Ознакомление» — сотрудник изучает принцип работы, знакомится с задачами и целями компании, уставом компании. Для того, чтобы новичок удачно прошел первый этап, ему нужно изучить

Стратегическое управление персоналом как комплекс мер по...

Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе реализации их профессиональной деятельности и даются практические рекомендации по профилактики и устранению этих проблем методами стратегического управления персоналом.

Трудовой коллектив как социальный механизм

Отношения, в которые вступают люди в процессе трудовой деятельности, образуют социальную трудовую среду.

Ранее политика управления трудовыми коллективами сводилась в основном к приему и увольнению работников.

Кадровое делопроизводство обществ с ограниченной...

 Общество с ограниченной ответственностью — одна из самых распространенных организационно-правовых форм юридического лица. Обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное...

Стейкхолдер-менеджмент современной образовательной...

Процесс управления образовательной организацией на основе концепции стейхолдеров, предполагает реализацию следующих управленческих функций: планирование, организацию, мотивацию, координацию и контроль ресурсов, используемых для работы со стратегиями...

Лексические и композиционные особенности документного текста...

В процессе осуществления деятельности в образовательной организации (далее ОО) возникают вопросы управления трудовыми отношениями, организации труда и регламентации этих процессов.

- организационно-правовая кадровая документация

Разработка производственного процесса (на примере...)

Процесс «Планирование выпуска продукции», который осуществляет планово-экономический отдел, является поставщиком планового задания для производственного процесса. Процесс «Дробление и сортировка» горного цеха, является поставщиком сырья...

Построение и оценка организационной структуры предприятия

 Организационная структура управления — это способ выражения разделения и кооперации

В условиях рыночной экономики к числу производственных следует относить и научные, и

Производственная структура является частью организационной структуры.

Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий...

Качество подготовки молодых специалистов, востребованность выпускников является основными критериями оценки деятельности колледжа. Ситуация на рынке труда характеризуется высокими требованиями, которые предъявляет работодатель работнику.

Похожие статьи

Адаптация персонала в современной компании | Статья в журнале...

Процесс адаптации может включать несколько этапов: Первый этап — «Ознакомление» — сотрудник изучает принцип работы, знакомится с задачами и целями компании, уставом компании. Для того, чтобы новичок удачно прошел первый этап, ему нужно изучить

Стратегическое управление персоналом как комплекс мер по...

Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе реализации их профессиональной деятельности и даются практические рекомендации по профилактики и устранению этих проблем методами стратегического управления персоналом.

Трудовой коллектив как социальный механизм

Отношения, в которые вступают люди в процессе трудовой деятельности, образуют социальную трудовую среду.

Ранее политика управления трудовыми коллективами сводилась в основном к приему и увольнению работников.

Кадровое делопроизводство обществ с ограниченной...

 Общество с ограниченной ответственностью — одна из самых распространенных организационно-правовых форм юридического лица. Обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное...

Стейкхолдер-менеджмент современной образовательной...

Процесс управления образовательной организацией на основе концепции стейхолдеров, предполагает реализацию следующих управленческих функций: планирование, организацию, мотивацию, координацию и контроль ресурсов, используемых для работы со стратегиями...

Лексические и композиционные особенности документного текста...

В процессе осуществления деятельности в образовательной организации (далее ОО) возникают вопросы управления трудовыми отношениями, организации труда и регламентации этих процессов.

- организационно-правовая кадровая документация

Разработка производственного процесса (на примере...)

Процесс «Планирование выпуска продукции», который осуществляет планово-экономический отдел, является поставщиком планового задания для производственного процесса. Процесс «Дробление и сортировка» горного цеха, является поставщиком сырья...

Построение и оценка организационной структуры предприятия

 Организационная структура управления — это способ выражения разделения и кооперации

В условиях рыночной экономики к числу производственных следует относить и научные, и

Производственная структура является частью организационной структуры.

Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий...

Качество подготовки молодых специалистов, востребованность выпускников является основными критериями оценки деятельности колледжа. Ситуация на рынке труда характеризуется высокими требованиями, которые предъявляет работодатель работнику.

Задать вопрос