Инновационная деятельность медицинской организации: состояние и перспективы развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 06.12.2021

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Акиньшина, К. Н. Инновационная деятельность медицинской организации: состояние и перспективы развития / К. Н. Акиньшина, Н. В. Чвырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86259/ (дата обращения: 20.01.2022).



В данной публикации рассматривается тема инновационного развития медицинских организаций. В статью включены рекомендации по внедрению инновационных программ в здравоохранение с целью оптимизации работы лечебных учреждений. Объясняется значимость рыночной конкуренции, как фактора развития инноваций в медицинской сфере.

Ключевые слова : инновационная деятельность в здравоохранении, внедрение новых технологий в медицину, инновационный процесс медицинских организаций, государственное регулирование инновационной деятельностью.

Инновационная деятельность и развитие инноваций имеют свои особенности управления. В любой сфере, в том числе и в здравоохранении, предприятия нуждаются в развитой инфраструктуре. В медицинских организациях под этим подразумеваются оснащение оборудованием, подготовленность медицинских кадров и условия внедрения инноваций, которые также являются приоритетными аспектами развития новых технологий. Инновации в сфере здравоохранения направлены на повышение эффективности деятельности первичного звена, эффективное использование фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий и развитие новых организационно-правовых форм медицинских организаций на фоне разработок научно обоснованных подходов к формированию стандартов ведения больных по различным видам медицинской помощи на всех уровнях ее оказания. Внедрение инноваций требуется не только на уровне самого медицинского учреждения, но и на уровне государства посредством реализации государственной инновационной политики.

Инвестиции в инновации в сфере здравоохранения, являются наиболее рискованными, причем с увеличением их размера экономика приближается к технологическому барьеру, когда лаг между знаниями и их практической реализацией уменьшается, в связи с чем уменьшаются возможности апробации альтернатив и возрастает общая неопределенность [1]. В качестве объективных предпосылок необходимости инновационного развития системы здравоохранения следует выделить:

  1. Высокий уровень общественного интереса к проблемам здравоохранения.
  2. Широкая общественная поддержка, увеличение объемов, проводимых НИР, увеличение объемов финансирования.
  3. Существенное увеличение частных инвестиций в сферу медицинских инноваций.
  4. Расстановка приоритетов государственной политики страны на увеличение продолжительности жизни и улучшение качества жизни.

Инновации — это не изменение имеющегося, а предложение иного, которое позволит иначе взглянуть на настоящие проблемы. Не может медицинское страхование в тех или иных формах решить проблемы здравоохранения, так как это — система финансирования, а не оказания медицинской помощи. А без оказания качественной, своевременной, полно-объёмной, достаточной медицинской помощи невозможно грамотно построить систему её финансирования [2]. Следует понимать, что результатом инновационной деятельности в здравоохранении является развитие медицинских технологий, научных достижений и передового опыта, направленных на получение качественно новой идеи оздоровления, лечения, управления процессами в медицинской отрасли, получение новых медицинских товаров, технологий или услуг, обладающих конкурентными преимуществами. Инновационное развитие здравоохранения — это наиболее оптимальный путь кардинального улучшения здоровья и качества жизни населения, борьбы с преждевременной смертностью и решения демографических проблем страны [3]. Инновация в здравоохранении является реализованным на рынке медицинских услуг результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Побудительным механизмом развития инноваций в сфере медицины, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка учреждения, оказывающие медицинские услуги, постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки реализации своих услуг.

Поэтому лечебно-профилактические учреждения, первыми освоившие эффективные новации, получают весомое преимущество перед конкурентами. В научной литературе существует множество определений понятия «инновационный процесс», отличающихся по смыслу и содержанию. Общепризнанной трактовкой на сегодняшний день признается определение инновационного процесса как «процесса преобразования научного знания в инновацию» [4]. Инновационный процесс в здравоохранении представляет собой последовательную цепь событий, в результате которых инновация превращается из идеи в конкретный продукт, технологию или услугу и распространяется в практическом использовании для достижения общемедицинских целей. Инновационный процесс является частью научно-технического прогресса и заключается в выходе нового продукта (услуги, технологии) на рынок вплоть до полной окупаемости вложенных инвестиций. Инновационная деятельность происходит и на последующих фазах жизненного цикла товара (услуги, технологии) при его частичном совершенствовании на базе улучшающих инноваций или при создании новой модели. Инновационный процесс, как было отмечено ранее, включает в себя 6–8 стадий, в зависимости от отрасли и специфики предприятия. Для медицинских организаций обычно выделяют 8 основных его стадий:

  1. Инициация инноваций — данный процесс является входом для всего инновационного процесса, однако включает в себя наибольшее количество важных работ и взаимосвязанных процессов.
  2. Непосредственно процесс НИОКР, процесс создания собственно интеллектуального продукта и, главное, создание концепции оздоровления, которое включает в себя предмет и объект исследования.
  3. Маркетинг — по существу данный процесс является определяющим для проектирования следующих стадий цикла инноваций. Однако работы и инструменты данного процесса функционируют в ходе всего цикла инновационной деятельности.
  4. Стадия становления будущего производства — на данной стадии реализуются ОКР и создаются опытные образцы медицинских технологий.
  5. Производство инновационного продукта (оказание услуги) — мелкосерийное, серийное и массовое производство.
  6. Коммерциализация инноваций — реализация инноваций, основанная на продаже инновационных медицинских продуктов и технологий.
  7. Продвижение инноваций — распространение новых медицинских продуктов и услуг среди партнеров (поликлиник и других медицинских организаций) и населения.
  8. Оценка эффективности — предполагает формирование постоянного мониторинга на базе сформировавшихся инноваций, целью которого является создание или усовершенствование функционирующей технологии или продукта.

Рассматривая инновационные процессы и инновационную модель в системе здравоохранения, можно определенно обозначить, что их движущей силой является государственное управление. Основным объектом государственного регулирования инновационной политики является потенциал территории (страны, области и т. д.). Центральным механизмом инновационной политики является создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов в эту сферу.

Среди факторов, влияющих на инновационное развитие здравоохранения, следует выделить:

— поиск и внедрение прогрессивных технологий в практику здравоохранения;

— развитие новых экономических отношений, направленных на формирование рынка в здравоохранении;

— проведение ресурсосберегающей политики, рациональное использование имеющихся кадровых и материальных ресурсов;

— создание стимулов к заинтересованности работников здравоохранения в конечных результатах труда;

— создание системы рациональных, взаимовыгодных с экономической точки зрения взаимоотношений между организациями здравоохранения, предприятиями и гражданами;

— проведение политики, направленной на поощрение и равные возможности различных форм собственности в здравоохранении, расширение рынка медицинских технологий и медицинских услуг;

— формирование бизнес-климата, способствующего инвестиционной привлекательности здравоохранения для частных партнеров.

Для успешной реализации и достижения намеченных целей программные мероприятия должны быть целенаправленными, взаимосвязанными, ориентированными во времени и пространстве, обеспечены ресурсами и согласованы по исполнителям и срокам осуществления. Исходя из вышеприведенного, можно выделить несколько основных принципов, которым необходимо следовать при разработке и реализации на практике целевых программ по инновациям в сфере здравоохранения:

— сбалансированность цели и задач программы;

— целевая направленность программных мероприятий;

— учет вероятностного характера программы (разработка альтернативных программных мероприятий с учетом возможных вариантов развития медико-социальной ситуации в стране, регионе);

— учет взаимосвязи данной целевой программы с другими целевыми программами (совместное влияние на параметры ситуации);

— адресный характер мероприятий программы;

— централизация необходимых ресурсов;

— обеспечение управляемости процесса реализации программы.

Механизм эффективной реализации инновационного проекта в здравоохранении предполагает специальные методы управления: не только разработку стратегии, но и создание специальной организационной структуры, поиск новых способов финансирования, контроля и результатов инновационной деятельности.

Системный подход к реализации таких проектов предполагает их наличие в инвестиционном портфеле разнообразных государственных и частных источников финансирования. Значительное влияние на выбор источника финансирования проекта оказывает его направленность и сфера, а также стадия развития самого проекта или коммерциализации результатов исследований медицинских организаций. Объем вложений в инновационный проект увеличивается, а риски вложений уменьшаются по мере перехода на новые стадии развития.

Таким образом, исходя из всего вышеприведенного, можно выделить ключевые особенности инновационной деятельности в сфере медицины.

Прежде всего, это самый оптимальный, но в то же время весьма затратный путь кардинального улучшения показателей здоровья и качества жизни населения, требующий наличия развитой инфраструктуры в виде доступности передового оборудования и технологий, знаний и навыков специалистов-инноваторов. В этой связи особую значимость для оптимального функционирования инновационных процессов в системе здравоохранения стран приобретает эффективное государственное регулирование и государственная инновационная политика, подразумевающих создание и внедрение инновационных проектов на основе программно-целевых моделей. Без постановки национальных стратегических целей и бюджетной поддержки внедрение и развитие передовых технологий в медицине обречены на неуспешность. Инновационный процесс в здравоохранении является последовательной цепью определенных шагов, которые должны привести новаторов от создания идеи к разработке инновационного продукта или услуги. Это, в свою очередь, объединяет систему здравоохранения с бизнесом, у которых появляются общие интересы в достижении поставленных целей. Исходя из этого, стоит отметить, что инновационная деятельность в медицине подразумевает активное развитие государственно- частного партнерства, как главного инструмента снижения затратной нагрузки на государственный бюджет и одновременно канала создания новых «ниш» для предпринимателей.

В целом эффективная инновационная деятельность в медицине посредством качественного улучшения показателей здоровья и комфорта жизни населения, увеличения продолжительности жизни, решения демографических проблем, позволяет странам быть успешными в общемировом масштабе и является одним из главных показателей в глобальном индексе конкурентоспособности.

Литература:

  1. Шлафман, А. И. Инновационная деятельность предприятия и особенности конкуренции на кластерном уровне / А. И. Шлафман // Известия ИГЭА. — 2019. — № 1 (63). — С. 86–91.
  2. Назарова Е. А. Пространственная поляризация инновационного развития муниципальных образований Новосибирской области [Текст] / Е.А. Назарова // Креативная экономика. — 2018. — № 1 (61). — С. 119–127.
  3. Павленко, О. В. Российские инновации в медицинской технике [Текст] /О. В. Павленко // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, Российские инновации в медицинской технике. — 2018. — № 4(390). — С.64–73.
  4. Жариков, В. В. Управление инновационными процессами [Текст]: учебное пособие / В. В. Жариков, И. А. Жариков, В. Г. Однолько, А.И. Евсейчев. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2019. — 180 с.
  5. Филин, С. А. Страхование инвестиционных рисков [Текст]: учеб. пособие / С. А. Филин. — М.: Благовест-В, 2015. — 216 с.
  6. Сюсюра, Д. А. Программно-целевое управление социальным развитием села [Текст]: монография / Д. А. Сюсюра.– М.: Издательский дом «Финансы и Кредит», 2015. — 160 с.
  7. Резниченко, Н. В. Проблемы становления государственно-частного партнерства в здравоохранении в России / Н. В. Резниченко // Менеджер здравоохранения. — 2018 — № 6 — С. 19–28.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, инновационный процесс, здравоохранение, инновация, процесс, сфера здравоохранения, услуга, государственная инновационная политика, государственное регулирование, инновационная политика.


Ключевые слова

инновационная деятельность в здравоохранении, внедрение новых технологий в медицину, инновационный процесс медицинских организаций, государственное регулирование инновационной деятельностью
Задать вопрос