Особенности репрезентативных систем людей с проблемами опорно-двигательного аппарата | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 29.11.2021

Статья просмотрена: 325 раз

Библиографическое описание:

Котова, Е. В. Особенности репрезентативных систем людей с проблемами опорно-двигательного аппарата / Е. В. Котова, М. Г. Спирин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 330-333. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86101/ (дата обращения: 27.10.2024).



Изучение репрезентативных систем личности представляет собой попытку осмыслить одну из составляющих процесса общения, определяющую своеобразие коммуникаций конкретной личности, ее вклад в процесс понимания человека человеком. В статье рассказывается об особенностях репрезентативных систем людей с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: визуалы, аудиалы, репрезентативная система в психологии, кинестетики, проблемы опорно-двигательного аппарата, олфакторная репрезентативная система, дискретная репрезентативная система, густаторная репрезентативная система

The study of the representative systems of a person is an attempt to comprehend one of the components of the communication process, which determines the originality of communications of a particular person, its contribution to the process of understanding a person by a person. The article describes the features of the representative systems of people with problems of the musculoskeletal system.

Key words: visuals, audials, representational system in psychology, kinesthetics, problems of the musculoskeletal system, olfactory representational system, discrete representational system, gustatory representational system

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, человек признается инвалидом. Репрезентативная система этих людей определенно отличается, от репрезентативной системы здоровых людей. Эти отличия оказывают влияние на все сферы жизни человека, например, обучение, общение и другие. В этом и состоит актуальность курсовой работы в изучении особенностей репрезентативной системы людей, имеющих барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми.

Репрезентативная система в психологии — это система, с помощью которой человек воспринимает и использует информацию, полученную из внешнего мира.

У человека есть пять органов чувств, посредством которых он контактирует с окружающим миром: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Кроме того, у человека есть языковая система. Человек хранит свой опыт в репрезентативной системе, которая наиболее тесно связана с каналом, через который этот опыт был воспринят.

По особенностям восприятия и обработки информации людей условно можно разделить на шесть категорий:

Визуальная система опирается на зрительные образы. У визуалов хорошая память на лица, они замечают различные детали, на которые остальные могут не обратить особого внимания, не придать им значения. Многие визуалы часто запоминают, как пишутся слова, не запоминая при этом правила правописания, так как они помнят их целиком.

Аудиальная репрезентативная система опирается на слуховой канал информации. Людей, у которых преобладает аудиальная репрезентативная система, называют аудиалами. Они хорошо различают интонации, обладают хорошим музыкальным слухом, улавливают, в первую очередь, слова, хорошо понимают устные инструкции.

Кинестетическая репрезентативная система опирается на такой канал информации, как осязание. Кинестетики любят максимально удобную и приятную к телу одежду. Им часто трудно дотронуться до неприятного им предмета или же человека. Зато к приятным им людям они достаточно часто прикасаются: могут что-то поправить на собеседнике или стряхнуть пылинку в процессе общения.

Олфакторная репрезентативная система. Зачастую ее относят к кинестетической, поскольку она встречается реже, чем вышеперечисленные репрезентативные системы. Эта система опирается на обоняние. Люди, у которых преобладает данный тип системы, лучше воспринимают приятные и неприятные запахи, а резкий запах может отвлечь их от всего остального.

Существует еще одна редкая репрезентативная система — густаторная, которая опирается на вкусовые ощущения. Эту систему также относят к кинестетической. Обладатели этой репрезентативной системы запоминают, в первую очередь, вкусовые ощущения.

Дискретная репрезентативная система опирается на логическое понимание информации, полученной извне. Часто ее не рассматривают в качестве репрезентативной системы, поскольку она ориентирована не на конкретные сигналы из внешнего мира, а на собственные ментальные конструкции. Эти люди очень практичны, хорошо понимают свои потребности, любят алгоритмизировать, тем самым зачастую воспринимаются другими как немного «оторванными от реальности».

Так, каждая репрезентативная система рассчитана на восприятие определенных основных качеств переживаний.

Предпочитаемой репрезентативной системой считается та система, которая используется человеком чаще, чем другие. Она может использоваться как сознательно, так и бессознательно. Тем не менее, демонстрируя предпочтение одной репрезентативной системы, человек использует и другие.

Обычно человек более ориентирован на один из каналов и этот способ восприятия для него важнее других. Это не значит, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.

Существует связь между доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает мир, и словами, которыми он выражает это восприятие. В НЛП это называется речевыми предикатами.

Несмотря на различные врожденные и приобретенные заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата, большинство из этих людей имеют схожие проблемы: трудности в передвижении, общении, самообслуживании. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, то есть задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций, которые имеют различную степень выраженности:

— — при тяжелой степени люди не овладевают навыками передвижения и манипулятивной деятельности. Также у них не сформированы навыки самообслуживания;

— — при средней степени двигательных нарушений люди овладевают ходьбой, но при передвижении отмечается неуверенность, зачастую они используют специальные ортопедические приспособления. Навыки самообслуживания недостаточно развиты, в силу нарушений манипулятивных функций;

— — при легкой степени двигательных нарушений люди могут передвигаться самостоятельно, у них сформированы навыки самообслуживания, достаточно развита манипулятивная деятельность, при этом могут наблюдаться нарушения походки, а также патологические позы и пр. [3].

Среди нарушений опорно-двигательного аппарата основное место занимает детский церебральный паралич (ДЦП).

У людей с церебральным параличом также есть определенные отклонения в психическом развитии. Важно понимать, что все психические процессы при этом заболевании имеют ряд общих черт, таких как: нарушение активного произвольного внимания, что негативно сказывается на функционировании всей когнитивной системы; истощение всех психических процессов, повышенная инертность.

Отметим также особенности когнитивного развития познавательной сферы людей с церебральным параличом: нарушение формирования избирательности, устойчивости, концентрации внимания, его переключения и распределения. Человек застревает на отдельных элементах. Отмечаются трудности формирования произвольного внимания.

Нарушения пространственного восприятия: у людей с ДЦП есть трудности в пространственно-временной ориентировке.

Нарушения в формировании образной памяти (включающей в себя зрительную, слуховую, осязательную память) большей частью является следствием нарушений восприятия. Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у людей с данным видом патогенеза, как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении. Более полно люди с церебральным параличом запоминают яркие предметы и те, по которым можно создать больше ассоциативных связей.

Наглядно-действенное мышление также формируется с большим опозданием, поскольку человек лишен возможности двигаться, либо такая возможность ограничена. Так, он познает мир, основываясь лишь на наблюдениях и рассказах окружающих.

Патогенез нарушений восприятия у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата чрезвычайно сложен. Вместе с патологией двигательной системы существенную роль играет недоразвитие репрезентативной системы.

Так, у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечаются нарушения зрительного, слухового и кинестетического восприятия.

Таким образом нарушения опорно-двигательного аппарата затрудняют развитие репрезентативной системы.

Различают три основных вида репрезентативных систем:

— аудиалы, которые воспринимают информацию преимущественно с помощью слуховых анализаторов;

— визуалы — люди, которые лучше воспринимают информацию через зрительные анализаторы;

— кинестетики — те, которые лучше усваивают информацию через тактильные, осязательные и обонятельные органы чувств. Каждая система имеет индивидуальную характеристику.

С людьми, имеющими проблемы с опорно-двигательным аппаратом, следует проводить коррекционную работу, направленную на развитие репрезентативных систем.

Репрезентативная система является преобладающим способом для человека, чтобы получить информацию от внешнего мира. Дальнейший успех коммуникации и восприятия информации человеком с данным патогенезом зависит от того, учитывается ли его ведущая модальность или нет. Отметим, что репрезентативная система не всегда ярко выражена, может также быть, что у человека одинаково развиты и больше одной системы. Определить ведущую модальность человека можно таким признакам, которые использует человек в процессе общения: слова-предикаты, зрительные показатели, а также посредством различных методик и тестов [2].

Нарушения опорно-двигательного аппарата затрудняют развитие репрезентативной системы.

У людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нередко наблюдается своеобразие осязательного восприятия: тактильных, кожно-температурных, кожно-болевых и мышечно-суставных ощущений. Ведущий тип восприятия у данного контингента людей — зрительный, однако рекомендуется использовать и остальные виды чувствительности в процессе общения: слуховое и осязательное восприятие информации.

При общении с человеком, имеющим те или иные нарушения опорно-двигательного аппарата следует учитывать особенности его восприятия: при общении с человеком с ведущей визуальной системой: важно представлять информацию в виде картин, схем, таблиц, использовать вместо слов изображения. Для человека с ведущей аудиальной системой: нужно чаще использовать диалог. Для человека с ведущей кинестетической системой следует использовать динамические паузы [1].

Таким образом, учитывая ведущую репрезентативную систему человека с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе общения, мы говорим с ним «на его языке», следовательно, большая часть излагаемой информации будет им воспринята.

Любой человек в своей жизни использует разные каналы восприятия. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс общения.

Литература:

  1. Заболевания опорно-двигательного аппарата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://medkom62.ru/uslugi/fizicheskim-licam/priem-specialistov/travmatolog-ortoped/zabolevaniya-oporno-dvigatelnogo-apparata.html (Дата обращения 15.04.2021).
  2. Ксендзюк Т. Репрезентативные системы и их языковое выражение.[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://nlp-institute.ru/library/s55/nlp/ksenzuk.html (Дата обращения 15.04.2021).
  3. Особенности и схемы профилактики опорно-двигательного аппарата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://peptidspb.ru/blog/health/osobennosti-i-profilaktika-oda.html (Дата обращения 15.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): репрезентативная система, опорно-двигательный аппарат, процесс общения, нарушение, внешний мир, навык самообслуживания, система, церебральный паралич, дискретная репрезентативная система, репрезентативная система людей.


Ключевые слова

визуалы, аудиалы, кинестетики, репрезентативная система в психологии, проблемы опорно-двигательного аппарата, олфакторная репрезентативная система, дискретная репрезентативная система, густаторная репрезентативная система

Похожие статьи

Психолого-педагогическая характеристика детей с кохлеарным имплантом

В статье автор анализирует результаты отечественных и зарубежных исследований по изучению психолого-педагогических особенностей детей с кохлеарным имплантом. Рассмотрены особенности моторики и таких психических функций как восприятие, внимание, памят...

Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема развития фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Определяется важность и значимость этой проблемы для развития детей: их когнитивных функций, познавательной деятельности и, самое важное, д...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как эффективное средство математического развития учащихся

В статье рассматривается одна из важных проблем в теории и методике обучения математике, связанная с учетом психофизиологических особенностей обучающихся при выборе технологии обучения, представлены примеры и приемы работы с учебным материалом, раскр...

Отправные пункты формирования ресентимента

Настоящая статья посвящена изучению отправных пунктов формирования ресентимента, в особенности, условий и факторов, влияющих на его генезис. В ходе исследования мы рассматриваем различные позиции классиков и современных социологов в отношении концепц...

Глаголы зрительного восприятия в повестях А. С. Пушкина: семантика и функционирование

В работе рассматриваются глаголы зрительного восприятия, представленные в повестях А. С. Пушкина. Определен состав изучаемой подгруппы перцептивных глаголов. Выявлены функционально обусловленные изменения в их значениях, отражающие связь восприятия с...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Роль речевых ситуаций в обучении иноязычной речи

В статье речь идет об учебных речевых ситуациях, о роли ситуации в процессе обучения русскому языку как иностранному. Проанализированы психологические, лингвистические и методологические особенности речевых ситуаций. В статье дается определение речев...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Формирование философской культуры учителя (элементы, противоречия, движущие силы, эволюция)

В данной статье представлены условия формирования философской культуры как сложного социального и духовного феномена: элементы, противоречия, движущие силы, эволюция Основной целью исследования являются направления формирования философской культуры, ...

Похожие статьи

Психолого-педагогическая характеристика детей с кохлеарным имплантом

В статье автор анализирует результаты отечественных и зарубежных исследований по изучению психолого-педагогических особенностей детей с кохлеарным имплантом. Рассмотрены особенности моторики и таких психических функций как восприятие, внимание, памят...

Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема развития фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Определяется важность и значимость этой проблемы для развития детей: их когнитивных функций, познавательной деятельности и, самое важное, д...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как эффективное средство математического развития учащихся

В статье рассматривается одна из важных проблем в теории и методике обучения математике, связанная с учетом психофизиологических особенностей обучающихся при выборе технологии обучения, представлены примеры и приемы работы с учебным материалом, раскр...

Отправные пункты формирования ресентимента

Настоящая статья посвящена изучению отправных пунктов формирования ресентимента, в особенности, условий и факторов, влияющих на его генезис. В ходе исследования мы рассматриваем различные позиции классиков и современных социологов в отношении концепц...

Глаголы зрительного восприятия в повестях А. С. Пушкина: семантика и функционирование

В работе рассматриваются глаголы зрительного восприятия, представленные в повестях А. С. Пушкина. Определен состав изучаемой подгруппы перцептивных глаголов. Выявлены функционально обусловленные изменения в их значениях, отражающие связь восприятия с...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Роль речевых ситуаций в обучении иноязычной речи

В статье речь идет об учебных речевых ситуациях, о роли ситуации в процессе обучения русскому языку как иностранному. Проанализированы психологические, лингвистические и методологические особенности речевых ситуаций. В статье дается определение речев...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Формирование философской культуры учителя (элементы, противоречия, движущие силы, эволюция)

В данной статье представлены условия формирования философской культуры как сложного социального и духовного феномена: элементы, противоречия, движущие силы, эволюция Основной целью исследования являются направления формирования философской культуры, ...

Задать вопрос