Теоретические основы организации дифференцированного подхода в обучении орфографии младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 03.12.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Васильева, Е. В. Теоретические основы организации дифференцированного подхода в обучении орфографии младших школьников / Е. В. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 372-374. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86317/ (дата обращения: 20.01.2022).



Ключевые слова: дифференцированный подход, обучение, ученик, ближайшее развитие, дидактическая позиция, индивидуальный подход.

В педагогической литературе рассуждения о дифференцированном подходе часто связывают с дифференциацией обучения. Различия в этих условиях заключаются в следующем. Дифференцированный подход определяется интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения; это специфический показатель его педагогического мастерства. Рассмотрим концепцию «дифференцированного подхода», сформулированную учеными.

И. Д. Бутузов считает: «Главный смысл дифференцированного подхода состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные различия в обучении учеников, определить для каждого из них наиболее рациональный характер работы на уроках» [4, с. 18].

Ю. К. Бабанский писал: «Дифференцированный подход — это способ оптимизации, который предполагает оптимальное сочетание общеклассовой и групповой индивидуальной форм обучения» [3, с. 21].

По мнению А. А. Кирсанова: «Дифференцированный подход — это особый подход учителя к разным группам учащихся, заключающийся в организации учебной работы методами и приемами, различающимися по содержанию, объему, сложности» [8, с. 35].

Дети по-разному приобретают знания, навыки и умения. Эта разница в усвоении знаний зависит от того, что каждый ученик в силу отличительных для него внешних и внутренних условий развития имеет характерные особенности. Любой ученик индивидуален. По этой причине, чтобы управление познавательными процессами учеников и их развитие было эффективным и успешным, к ним следует применять дифференцированный подход в образовательном процессе [2].

Педагоги и психологи разработали программы педагогического исследования школьников. Однако, какими бы разными ни были программы, их основное содержание сводится к следующему: необходимо получить данные о семье ребенка, узнать условия его жизни в семье, изучить особенности физического развития, то есть познакомиться с состоянием здоровья ребенка, изучить индивидуальные особенности психического и общего развития ребенка — его готовность учиться в данном классе, уровень познавательных способностей — память, наблюдение, мыслительные процессы, речь, внимание, качество знаний по каждому предмету (в каком ученик сильнее, в чем меньше), изучать морально-волевые качества ученика — усвоение правил поведения, ориентация интересов (например: какой учебный предмет больше всего интересует ребенка), отношение к учебной деятельности — к его успехам и неудачам, навыки самостоятельности и темп работы, настойчивость, уравновешенность, умение преодолевать трудности, чувство ответственности за поставленную задачу, интерес к общественной классной жизни и участие в ней [7].

В целях изучения ученика педагог наблюдает за работой учеников во время урока и во внеурочное время, ведет беседу с учеником, с его родителями и товарищами, изучает работу детей, при необходимости, проводит педагогический эксперимент.

Педагог отмечает следующие педагогические задачи в работе с каждым ребенком, исходя из данных, полученных в результате изучения учеников. Например, работая с одним учеником, сосредоточьтесь на воспитании интереса к учебе, в работе с другим, на преодолении застенчивости и нерешительности. Педагог выбирает, а затем применяет к ученикам наиболее эффективные средства дифференцированного подхода, вырабатывает систему индивидуальной работы с каждым из них [1].

Итак, основным преимуществом дифференцированного подхода является то, что он позволяет полностью индивидуализировать содержание, темп и методы учебной деятельности ребенка, наблюдать за его продвижением от незнания к знаниям, своевременно вносить необходимые коррективы; наблюдать за каждым его действием и действием при решении тех или иных задач [11].

В этой статье мы будем использовать концепцию «Дифференцированный подход к обучению» в следующем смысле:

«Дифференцированный подход к обучению — это дидактическая позиция, которая предполагает разделение класса на группы, например, по успеваемости, интересам и так далее. Мы понимаем дифференцированный подход как необходимое условие успешной реализации индивидуального подхода».

В методической литературе имеется множество рекомендаций и указаний, касающихся организации дифференцированной работы в учебном процессе.

Это кропотливая и сложная работа, требующая постоянного контроля, анализа и учета результатов. Обычно он включает три этапа:

  1. Распределение учеников по разным группам, различающихся: а) разным уровнем усвоения материала, б) уровнем эффективности и темпом работы, в) характеристиками восприятия, мышления, памяти.
  2. Подбор или составление дифференцированных заданий, содержащих различные приемы, помогающие учащимся справиться с заданием самостоятельно или связанных с увеличением объема и сложности задания.
  3. Постоянный мониторинг результатов работы учеников, в соответствии с которым меняется характер дифференцированных заданий [4].

По словам И. М. Осмоловской, «если результаты этой работы не будут постоянно отслеживаться, то дифференцированные задания, предлагаемые ученикам, будут формальными. Главное в таком подходе — это умение, с одной стороны, опираться на текущий уровень развития и знаний различных учеников, а с другой, открывая «зону их ближайшего развития», постепенно переводить каждого в более совершенное овладение знаниями и методами их получения» [9, с. 58].

Сложность такого подхода заключается в том, что каждый должен овладеть программой знаний, навыков и умений в любой предметной области, а уровень этого развития должен быть оптимальным для учеников разных категорий (слабых, средних и сильных). При этом необходимо способствовать тому, чтобы все категории учащихся в образовательном процессе находились в постоянном поступательном движении и постепенно переходили в более высокую категорию учащихся по знаниям и умениям.

Такой подход в условиях нашей действительности основан на гуманистической основе воспитания и обучения, на том, что каждый, кто учится в общеобразовательной школе, не имеет органических дефектов слуха, зрения, речи и патологических отклонений, имеет большие реальные и потенциальными возможностями и способна к познавательной деятельности высокого уровня [6].

При дифференцированном подходе к обучению необходимо обратить внимание на следующие особенности:

– в системе дифференцированного подхода формирование благоприятных условий для учебного процесса, подбор дополнительной интересной для учеников информации считается неотъемлемым условием общего развития, который не нужно запоминать, повторять на уроках и дома, но который позволяет развить общую культуру ребенка;

– дифференцированный подход основан на устранении причин, по которым возникают трудности в решении конкретных учебных задач, а не в обучении учеников;

– по результатам диагностики учитель использует дополнительные дидактические материалы, корректируя и развивающие тетради по учебной теме, что позволит своевременно устранить причины сформированных или допустимых ошибок;

– рациональное использование дифференцированного подхода в разнородном классе, состоящем из детей с разным умственным уровнем, это благоприятный фактор развития для детей;

– педагог должен иметь систему педагогической диагностики, которая позволит ему зафиксировать уровень интеллектуального развития ребенка, сформировать его способность к обучению [10].

Обучение с дифференцированным подходом осуществляется в зоне ближайшего развития. Зона ближайшего развития характеризуется такими возможностями, которые ребенок проявляет в обучении, и такими задачами, которые он может выполнять с помощью взрослого.

Методы обучения должны быть соотнесены с уровнем познавательной активности детей. Они должны быть направлены на развитие активности и самостоятельности детей в познании [5].

Таким образом, дифференцированный подход возможен при соблюдении следующих условий:

  1. Знание индивидуально-типологических особенностей отдельных и групп учеников.
  2. Составление подробного плана урока, включающего вопросы для разных групп и отдельных учеников.
  3. Умение анализировать учебный материал, определять возможные трудности, с которыми сталкиваются разные группы учащихся.
  4. Составление подробного плана урока, включающего вопросы для разных групп и отдельных учеников.
  5. Умение «программировать» обучение разных групп учеников (а в идеале — каждого ученика).
  6. Соблюдение педагогического такта.
  7. Внедрение оперативной обратной связи.
  8. Организация обучения, в которой ученик активно участвует в процессе самостоятельного поиска новых знаний.
  9. Повышение интереса к воспитательной работе в связи с ее разнообразием [5].

Таким образом, проанализировав понятие «дифференцированный подход в обучении», мы пришли к выводу, что дифференцированный подход в обучении — это дидактическая позиция, которая подразумевает разделение класса на группы, например, по успеваемости, интересам, мотивации к обучению. обучение и др. мы понимаем дифференцированный подход как необходимое условие успешной реализации индивидуального подхода. При использовании дифференцированного подхода учителю важно иметь систему педагогической диагностики, чтобы правильно установить уровень умственного развития ученика и проводить дифференцированное обучение с целью повышения успеваемости младших школьников.

Таким образом, проанализировав понятие «дифференцированный подход в обучении», мы пришли к выводу, что дифференцированный подход в обучении — это дидактическая позиция, которая подразумевает разделение класса на группы, например, по успеваемости, интересам, мотивации к обучению. обучение и др. мы понимаем дифференцированный подход как необходимое условие успешной реализации индивидуального подхода. При дифференцированном подходе учителю важно иметь систему педагогической диагностики, чтобы правильно установить уровень умственного развития ученика и проводить дифференцированное обучение с целью повышения успеваемости младших школьников.

Литература:

1. Алиев, Н. Н. Дифференцированное обучение русскому языку / Н. Н. Алиев.- М.: Просвещение, 2000.- 80 с.

2. Арапов, А. И. Дифференциация обучения / А. И. Арапов.- М.: Просвещение, 2005.- 243 с.

3. Бабанский, Ю. Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Ю. Б. Бабанский.- М.: Просвещение, 2000.- 210 с.

4. Бутузов, И. Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на совре- менном уроке / И. Д. Бутузов. — М: Просвещение, 2002. — 72 с.

5. Дик, Ю. И. Дифференциация обучения и работа с одаренными школьниками на современном этапе развития школы. Перспективы общего и среднего обра- зования / Ю. И. Дик, В. А. Орлов.- М: Просвещение, 2001. — 234 с.

6. Дьяченко, О. М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка. // Вопросы психологии. — 2007. — № 4 — С. 61–62.

7. Журова, Л. Е. Беседы с учителем / Л. Е. Журова. — М.: Просвещение, 2015.- 54 с.

8. Кирсанов, А. А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении / М: Просвещение, 2005.- C. 298–300.

9. Осмоловская, И. М. Организация дифференцированного подхода в совре- менной школе / И. М. Осмоловская.- М: Просвещение, 2004.- 160 с.

10. Тестов, В. А. Развитие познавательных способностей в условиях уровневой дифференциации / В. А. Тестов. — М.: Просвещение, 1999.- 97 с.

11. Тоцкий, П. С. Орфография без правил / П. С. Тоцкий. — М.: Просвещение, 1991.- 35 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дифференцированный подход, обучение, ближайшее развитие, дидактическая позиция, индивидуальный подход, ученик, необходимое условие, педагогическая диагностика, разделение класса, успешная реализация.


Ключевые слова

обучение, ученик, индивидуальный подход, дифференцированный подход, ближайшее развитие, дидактическая позиция
Задать вопрос