Экологическое образование и воспитание обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 02.12.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Сальникова, М. В. Экологическое образование и воспитание обучающихся / М. В. Сальникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 423-425. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86161/ (дата обращения: 20.01.2022).



Экологизация образовательного и воспитательного процесса позволит сформировать целостную систему экологических знаний, охватывающую все ступени обучения и воспитания.

Необходимо, чтобы специалист любого профиля, деятельность которого прямо или косвенно влияет на состояние природной среды, имел глубокие теоретические экологические знания и определенные практические навыки, зная природоохранное законодательство, умело применял их в повседневной деятельности.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая культура.

Важной задачей экологического образования и воспитания является формирование экологического сознания и мышления, а значит — экологической культуры.

Экологическое сознание — это есть осознание человеком своей роли на земле, ощущения себя и окружающего мира как единого целого.

Экологическое мышление — это глубокое понимание взаимовлияния человека и природы, формирование экологически ориентированного мировоззрения, культуры щадящего отношения к природе.

Экологическая культура выражается в готовности к ответственному поведению и деятельности в соответствии с моральным долгом и нормами права. Формирование экологической культуры происходит постепенно, начиная с обычного наблюдения за процессами и закономерностями в природе, обнаруживаются разрушительные тенденции.

Очевидно, что работа по экологическому образованию и воспитанию молодежи в настоящее время относится к одной из важнейших задач любого учебного заведения.

Для реализации этой задачи необходимо качественное обновление целей, принципов и содержания экологической подготовки, основные элементы которой были бы синтезированы вокруг общих и профессионально значимых знаний и умений, необходимых для решения конкретных практических задач в области охраны окружающей среды.

Ведущими принципами экологического образования и воспитания являются:

— всеобщность и непрерывность;

— вертикальная и горизонтальная интеграция формальных и неформальных образовательных и воспитательных структур;

— гибкость, вариантность, проблемность, преемственность обучения и воспитания;

— единство общего и профессионального экологического образования и воспитания;

— связь с потребностями практики;

— учет национальных интересов, культурных и религиозных особенностей;

— гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности экологического сознания, мышления и культуры.

Экологическое образование может осуществляться как через экологизацию традиционных дисциплин, так и преподавание специального учебного курса. Но возможно и объединение обоих подходов в смешанной модели. Принципиальное значение придает модульному построению системы экологических знаний.

Первый модуль — базисный, основан на синтезе экологических знаний высокой степени обобщения.

Объектом изучения является система «общество-природа» в целом и протекающие в ней процессы. Внимание акцентируется на планетарном, глобальном характере воздействия общества на природную среду, на тех изменениях, которые вносятся обществом в природную среду, биосферу.

Второй модуль. На этом уровне изучаемый материал посвящается вопросам рационального природопользования и ориентируется на умение понимать экологическую ситуацию в конкретном регионе, принимать экологически взвешенные решения для улучшения положения.

Третий модуль — прикладной, включает экологические знания профессионального характера. Знания этого уровня способствуют формированию ответственного отношения специалиста к своей трудовой деятельности, выбора методов и средств экологического обучения.

Система знаний, полученная в результате неформального обучения (использование средств массовой информации, чтение литературы, экскурсии на природу, посещение экомузеев, вечеров, выставок и участие в работе различных организаций по охране природы), позволяет заложить основу экологической подготовки. При этом объектом изучения являются процессы глобального-планетного характера, происходящие под влиянием общественного развития.

Экологически ответственное отношение человека к природе связано с восстановлением многих традиционных форм культуры, которым эта экологичность была внутренне присуща и это нашло свое отражение в создании неформальных экологических объединений, клубов, общественных организаций.

Благородное стремление общественного движения и средств массовой информации пробудить интерес к экологической проблеме и подтолкнуть широкую общественность на практические действия по защите окружающей среды способствовали лишь осознанию грозящей экологической катастрофы. Но достижения науки в сфере экологии, деятельность правоведов по созданию природоохранительных законов до сих пор остаются малоизвестны населению. Не став субъектами, осознающим свое место и роль в природе, граждане пребывают в неведении относительно своих прав и обязанностей в процессе природопользования и как правило, не чувствуют непосредственной связи между состоянием природной среды и нравственным климатом в обществе. Нравственный аспект природопользования оказался в результате на периферии общественного сознания.

Отсюда становится очевидным необходимость использования методов формального обучения, предусматривающих формирование профессионально значимых знаний и умений в вопросах охраны окружающей среды и предупреждений вредного воздействия ее на человека. При этом широко используются имитационные и ролевые игры.

Имитационная игра делает попытку дать представление о сложном характере проблем окружающей среды. Игровая ситуация в экологическом образовании может учитывать как широкий спектр самых различных факторов среды, так и ценности, интересы, поведенческие модели, стереотипы конкретных представлений общества (деятелей экономики и промышленности, ученых, представителей власти, жителей различных регионов), деятельность которых может служить как причиной возникновения экологических проблем, так и средством их разрешения.

Использование ролевых и имитационных игр в процессе обучения способствует углублению знаний, приобретаемых в рамках экологического образования, развивает активную позицию, способствует росту увлеченности и личной заинтересованности, что крайне необходимо, а также облегчает широкое внедрение междисциплинарности.

Экологическое образование школьников и профессионально экологическая подготовка будущих специалистов, бесспорно, занимают важнейшее место и играют особую роль в процессе формирования экологического сознания и экологической культуры. Специфика объекта экологии, подразумевающая рассмотрение явлений, одновременно включающих различные уровни организма материи, делает ее проблематику принципиально междисциплинарной. Реализация междисциплинарности возможна через курсы биоэкологии, геоэкологии, глобальной экологии человека, урбоэкологии, природопользования и т. п. Каждый из перечисленных курсов должен иметь свои содержательные особенности.

Таким образом, экологическое образование — это вовсе не то, что можно ограничить какими-то профессиональными или учебными рамками. Это образование в окружающей среде, через изучение окружающей среды и для решения проблем окружающей среды.

Литература:

  1. Колесников С. И. Экология; учебное пособие; Ростов-на-Дону, 2017.
  2. Криксунов Е. А.; Пасечникова В. В.; Экология 10 (11) класс — М.; Дрофа, 2020.
  3. Макарова Л. П.; Организация экспериментальной работы в образовательном учреждении; издательство Учитель; Волгоград, 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экологическое образование, экологическая культура, экологическое сознание, природная среда, знание, воспитание, массовая информация, экологическая подготовка, экологическое мышление.


Задать вопрос