Обобщение актуального педагогического опыта как потенциальный ресурс развития системы образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 24.06.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Дедурина, С. И. Обобщение актуального педагогического опыта как потенциальный ресурс развития системы образования / С. И. Дедурина, М. А. Лутцева, А. А. Коновалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — URL: https://moluch.ru/archive/524/115995/ (дата обращения: 30.06.2024).



Изучение, обобщение, трансляция актуального педагогического опыта является потенциальным ресурсом развития системы образования. Положительный опыт педагогической деятельности должен быть доступным потенциальным ресурсом для педагогов. Для этого важно мотивировать педагогов к анализу и систематизации форм и методов своей деятельности, соотнесению собственных педагогических находок с потребностями практики не только на уровне образовательной организации, но и вне её.

Ключевые слова: актуальный педагогический опыт; педагогическая деятельность; профессиональное мастерство.

Основная цель современного образования — соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Инновации в образовании подразумевают создание новых образцов педагогической деятельности, способствующих повышению качества образования. Актуальный педагогический опыт может рассматриваться в качестве потенциального ресурса развития образования. Усвоение идей этого опыта и его внедрение в массовую практику и есть цель обобщения и распространения опыта [4]. Обобщение опыта — неотъемлемая часть педагогической деятельности, структура профессиональной компетенции каждого педагога.

Таким образом, актуальный педагогический опыт — это опыт, который направлен на решение актуальных задач не только образовательной организации, но и образования в целом, обеспечение высоких результатов обучения, воспитания, доступен для воспроизведения другими педагогами.

Для педагогической профессии характерно особое отношение к педагогическому опыту, как к некоему «золотому ключику», который помогает открыть тайны педагогического труда.

Педагогический опыт может рассматриваться как одно из высших проявлений педагогической культуры, если он рождается в процессе преодоления профессиональных затруднений. Процесс обобщения актуального педагогического опыта начинается с выявления проблемы. характерной для конкретной образовательной ситуации и определяет способы и средства ее решения [2].

В региональной системе образования точками педагогического роста являются:

— конкретный педагогический опыт, методическая или воспитательная технология, которые оказывают положительное воздействие и на содержание, и на результат педагогического процесса;

— сплав педагогической инициативы с профессиональной компетентностью учителя или педагогического коллектива.

Преодолеть существующий формализм в обобщении педагогического опыта возможно только через развитие и поддержку творчества педагогов, создание технологии обобщения опыта, которая позволит сохранить уникальную педагогическую деятельность.

Для осуществления технологизации педагогического опыта педагогу необходимо:

— системное видение своей педагогической деятельности;

— четкое представление целей и результатов каждого этапа технологии опыта;

— овладение методом педагогической рефлексии как основным способом выявления противоречий и проблем профессиональной деятельности;

— наличие теоретических знаний, обеспечивающих процесс концептуализации педагогической идеи.

Главной целью педагогического образования является профессионально-личностное развитие педагога.

Выявленный актуальный педагогический опыт становится основой для пополнения научно-методических ресурсов развития регионального образования.

Сочетание положительного опыта педагога с творческим применением новых технологий обучения или их элементов является важным условием обобщения актуального педагогического опыта. Опыт педагогической практики описывается как авторский взгляд на собственную деятельность.

Обобщение опыта — это стратегия методической работы, методический продукт. Высокие результаты в обучении и воспитании — главный показатель актуального опыта. Обобщение актуального педагогического опыта имеет большое значение, потому что:

— важно знать находки педагогов, способствующие решению актуальных задач образовательной организации;

— это конкретный и действенный путь повышения профессионального мастерства.

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимость повышения квалификации и профессионализма педагога. Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность.

Развитие профессиональной компетентности — это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Но ни один из способов развития профессиональной компетентности не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Изучение педагогического опыта требует к себе серьезного внимания как методистов, так и педагогов, которые являются авторами инновационных подходов к обучению и воспитанию.

Определённые затруднения испытывает в этой работе педагог-практик. Эти затруднения объясняются:

— неглубоким знанием анализа и обобщения опыта;

— неумением концентрировать внимание на том, что делает педагог, а не как он это делает;

— отсутствием конкретных критериев для оценки результатов педагогического труда;

— неумением вычленить педагогические идеи из опыта;

— неумением переводить педагогические идеи в педагогические задачи.

Описывая опыт, педагог представляет собственную систему работы, предполагающую:

— признаки системы работы: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приёма.

— четкое представление целей и результатов предстоящей деятельности.

Овладение методикой изучения педагогического опыта создает предпосылки к повышению квалификации всех субъектов этой деятельности в области психолого-педагогических знаний, методики анализа образовательного процесса [1].

Педагогический опыт — это средство фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности. Часто используется понимание педагогического опыта как совокупности знаний, умений и навыков, которыми педагог овладевает в процессе своей педагогической деятельности.

Практика постоянного анализа результатов своей профессиональной деятельности, поиск причин собственной успешности, обсуждение с коллегами практических вопросов преподавания и воспитания, широкое вовлечение самих педагогов в обобщение и распространение эффективного педагогического опыта, несомненно, способствуют росту их профессионального мастерства и повышению качества образования.

Поэтому совершенно очевидно, что работа по изучению и обобщению актуального педагогического опыта — обязательный элемент повседневной деятельности как педагогов, так и руководителей образовательных организаций.

Опыт практической деятельности педагога обладает широким спектром функциональных возможностей, главная из которых — выступать основанием для профессионального совершенствования.

Актуальный педагогический опыт в региональной системе образования — это результативная педагогическая практика педагогов, обеспечивающая реальное повышение эффективности системы образования.

Литература:

1. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болтов, В. В. Сериков // Педагогика. — № 10. — 2019. — С. 8–14.

2. Запятая, О. В. Технология описания педагогического опыта / О. В. Запятая, Т. Ф. Илларионова, Д. И. Карпович, В. Б. Лебединцев // Методист. — 2020. — № 7. — С. 2–6.

3. Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А. Дахин // Народное образование. — 2023. — № 4. — С. 136–144.

4. Лаптева, И. Д. К вопросу о педагогической компетентности / И. Д. Лаптева // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 4. — С. 35–38.

5. Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы / Е. М. Пахомова // Методист. — 2020. — № 2. — С. 29–33.

Основные термины (генерируются автоматически): актуальный педагогический опыт, педагогическая деятельность, педагогический опыт, педагог, профессиональное мастерство, обобщение опыта, образовательная организация, профессиональная компетентность, педагогический труд, профессиональная деятельность.


Ключевые слова

Педагогическая деятельность, профессиональное мастерство, актуальный педагогический опыт

Похожие статьи

Задать вопрос