В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения юношеского возраста в контексте педагогической психологии. Отмечено, что в рамках современной педагогической психологии названное понятие обнаруживает значимый спектр инвариантных трактовок. Рассмотрены общие фазы профессионального самоопределения. Обоснован тезис о том, что для повышения уровня эффективности всех фаз профессионального самоопределения целесообразно последовательно расширять практику профессионального ориентирования, изыскивать и апробировать инновационные научно-практические разработки.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, эффективность, выбор профессии, профессиональное ориентирование.
In the article features of professional self — determination of youth in the context of pedagogical psychology are considered. It is noted that within the framework of modern pedagogical psychology this term reveals a significant range of invariant interpretations. The general phases of professional self — determination are considered. The thesis is substantiated that in order to increase the efficiency level of all phases of professional self — determination it is expedient to consistently expand the practice of professional orientation, to seek and test innovative scientific and practical developments.
Keywords: professional self — determination, efficiency, choice of profession, professional orientation.
Выбор профессии — одно из принципиальной важности решений, принимаемых индивидом, важно, чтобы решение это было основано на объективной информации, на всестороннем ее анализе.
Очерченное тематическое поле данной статьи рассматривалось в работах множества отечественных и зарубежных исследователей: Рогов Е. И., Пряжников Н. С., Митина Л. М., Климов Е. А., Зеер Э. Ф., Немов Р. С., Шапарь В. Б. Проблематика, касающаяся профессионального самоопределения юношеского возраста, характеризуется значимой актуальностью: всесторонне обоснованный выбор будущей профессии — не только фактор личностной самореализации индивидов, но и фактор развития национального рынка труда во всех — кратко-, средне-, долгосрочный — временных горизонтах. Отметим, что в рамках современной педагогической психологии понятие «профессиональное самоопределение юношеского возраста» обнаруживает значимый спектр инвариантных трактовок.
Приведем следующие, сформировавшиеся в контексте педагогической психологии, дефиниции.
Профессиональное самоопределение — это:
– Процесс сознательного выбора человеком профессии, которая с его точки зрения, наиболее ему соответствует (подобная трактовка имеет место в работах Р. С. Немова) [1, с.29];
– Относительно обособленный этап профессионального развития индивида, состоящий в осуществлении им профессионального выбора во время и после окончания общеобразовательного обучения, перед этапом собственно профессионального обучения (данная точка зрения отражена в исследования И. М. Кондакова) [1, с. 31];
– Комплексный, детерминированный совокупностью взаимосвязанных между собой этапов, процесс, протекающий в течение всей профессиональной деятельности индивида, то есть от фазы зарождения профессиональных намерений до момента окончания трудовой деятельности (данная, весьма, с нашей точки зрения, емкая дефиниция принадлежит В. Б. Шапарю) [2, с.90].;
– Процесс сознательного и самостоятельного согласования индивидом собственных профессионально — психологических возможностей с содержанием, целеполаганием, смыслом и требованиями профессиональной трудовой деятельности.
Можно говорить о том, что процесс профессионального самоопределения детерминирован следующими «фазами» (они универсальны).
Во-первых, «фаза самооценки»: индивид осуществляет самоанализ, оценивание совокупности собственных способностей, задатков, ценностных ориентаций.
Во-вторых, этап определения круга потенциально приемлемых индивидом профессий. Исключительную важность в данном контексте имеет деятельность по профессиональной ориентации, которая может быть реализована на базе учебных заведений в разрезе множества доказавших свою эффективность исследовательских методик, позволяющих дифференцировать круг объективных склонностей индивида, его способностей, общей профессиональной направленности.
В-третьих, «фаза сопоставления»: индивид производит сравнение степени соответствия трех относительно обособленных сфер: собственные профессиональные интересы индивида; объективные, имеющиеся у него склонности, способности; требования, которые соотносятся к конкретной выбираемой профессии (либо кругу таковых). Оптимизация данного соотношения требует от индивида целенаправленной деятельности по саморазвитию способностей и возможностей в процессе подготовки к поступлению в выбранное учебное заведение. Отметим также, что профессиональное самоопределение в контексте современной педагогической психологии рассматривается, кроме прочего, как необходимость осознанного «маневрирования» между стратегией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, — с другой [1, с.37].
Таким образом, профессиональное самоопределение юношеского возраста — проблема, которая актуализируется де-факто для всех молодых людей, заканчивающих определенную стадию своего обучения. Думается, что для того, чтобы минимизировать потенциальные риски в данной области, для того, чтобы сделать прохождение трех выше отписанных общих фаз результативным и эффективным необходимо постоянно расширять практику профессионального ориентирования, изыскивать и апробировать инновационные научно-практические разработки.
В целом, полагаем, весьма комплексным является определение, предложенное В. Н. Дружининым [1, с.56], согласно которому профессиональное самоопределение может быть аттестовано как выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъектом выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее его формирование как профессионала и субъекта труда.
Проблема профессионального самоопределения юношеского возраста в контексте педагогической психологии детерминирована собственно целостностью, этапностью осуществления собственно выбора и реализации действий по достижению выбранной профессиональной цели.
Литература:
- Немов Р. С. Психология. Словарь-справочник. — М.: ВЛАДОС-Пресс, 2013.
- Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.: МПСИ, 2014.