Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.07.2023

Статья просмотрена: 2968 раз

Библиографическое описание:

Квеквескири, Д. В. Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога / Д. В. Квеквескири. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104289/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навыков и улучшению качества образовательного процесса. Актуальность статьи обусловлена необходимостью постоянного развития и обновления знаний в современном быстро меняющемся мире, а также важностью профессиональной компетентности педагога в современном обществе. Результаты исследования могут быть полезны для педагогов, администрации школ, методистов и ученых в области педагогики.

Ключевые слова: образование, профессиональный, личностный, педагог, компетенция.

This article discusses the importance of continuous pedagogical education for the professional development of educators. Analysis of the material demonstrates that this form of learning contributes to the improvement of qualifications, the development of pedagogical skills, and the enhancement of the quality of the educational process. The relevance of the article is due to the necessity of constant learning and updating of knowledge in a rapidly changing world, as well as the importance of professional competence of educators in contemporary society. The research results may be useful for educators, school administrations, methodologists, and pedagogy scholars.

Keywords: education, professional, personal, educator, competency.

Непрерывное педагогическое образование — это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культурного воспитания, гражданской и нравственной зрелости [1]. Благодаря этому процессу педагогическая мотивация у работников сферы образования становится более устойчивой, появляется индивидуальный стиль педагогической деятельности [2]. Непрерывное образование в сфере педагогики является одним из факторов, влияющих на успех преподавателя.

Получение непрерывного педагогического образования актуально для педагогов по нескольким причинам. Во-первых, для эффективного преподавания, а во-вторых, из-за предъявляемых к ним требованиям. Этот процесс одинаково значим для лекторов университетов, частных преподавателей (репетиторов и других) и школьных учителей. К примеру, для репетитора от повышения знаний и их качества зависит ценообразование за час занятия, то есть постоянное развитие в профессии позволяет выйти на новый уровень дохода. Преподавательский состав в университете и в школе нуждается в непрерывном улучшении качества знаний примерно одинаково, потому что и там, и там нужно преподносить большие объемы информации, проверять большое количество заданий, чтобы выявить эффективность занятий. Узнавая новое о сфере образования в конкретной науке, преподаватель может получать более высокие результаты.

Но ясно одно — не делать этого в современных условиях невозможно, потому что происходит развитие новых технологий и методов обучения. Какие-то подходы к преподаванию устаревают, иные модифицируются, а также появляются новые. Условия в больших школьных классах не позволяют учесть индивидуальные особенности каждого, но это можно сделать при личном взаимодействии. Иные люди более восприимчивы к информации, переданной посредством звука, а другим обязательно нужна визуализация. Сейчас есть способы включить в учебный процесс почти все. Таким образом, если узнавать всю эту новую и актуальную информацию, можно добиться гораздо больших успехов в преподавательской деятельности.

Зачем еще может понадобиться учиться на актуальных курсах повышения квалификации и заниматься самообразованием? Чтобы преподавание соответствовало стандартам образования. Требования в области образования тоже меняются, поэтому педагоги должны приводить свои методики в соответствие с новыми стандартами и требованиями. Для этого в арсенале педагога должен быть актуальный методический аппарат.

Кроме того, педагоги, проходившие непрерывное педагогическое образование, получают международно признанные сертификаты и дипломы, которые повышают их профессиональный статус и увеличивают их шансы на продвижение по карьерной лестнице (особенно это важно для преподавателей с небольшим опытом или для студентов, которые находятся в процессе получения своего первого образования).

А теперь стоит осветить педагогические требования в современном обществе. Имеет смысл уточнить, что требования к педагогам отличаются в зависимости от возраста учащихся и учебного заведения, но в основном они одинаковые.

Обязательным является глубокое междисциплинарное знание (а для школьных учителей, часто вынужденных работать со сложными детьми — еще и умение находить индивидуальный подход к ученику). Педагог должен быть глубоко образованным и компетентным в своей области, а также быть способным выстроить педагогический процесс с учетом индивидуальных потребностей и способностей студентов [3]. В преподавании для школы (начальной, средней или старшей) на педагоге лежит множество обязанностей. К примеру, учитель начальных классов во многих странах преподает сразу несколько предметов и должен знать не только математику, русский язык и литературу, но и окружающий мир и другие предметы. Педагог должен быть всесторонне образованным человеком. Делясь с аудиторией какой-то информацией, он развивает в своих слушателях вкус, учит разбираться в теме. После экскурса в разные области знаний люди начинают осознавать роль наук в обществе, в характере человека, в человеческой истории в целом.

Современному педагогу не менее необходимы технологические и информационные компетенции. Если школа или университет оснащены компьютерами и проекторами, для повышения эффективности учебного процесса совершенно необходимо внедрять эти средства в обучение, не отдаляясь при этом и от традиционных средств наглядности — карточек, ватманов, таблиц и так далее.

Не меньше от педагога требуется и способность к планированию, организации и контролю процесса обучения. Преподаватель должен уметь грамотно выстраивать свою работу, планировать занятия и контролировать учебные результаты учеников. Работа педагога не ограничивается только преподаванием: он должен составлять различные характеристики, заполнять отчеты и выполнять иную работу, связанную с документами. Сейчас идет тенденция на сокращение «бумажной работы» преподавателей, потому что она отнимает слишком много времени, но применять тайм-менеджмент обязательно нужно уметь.

Современность в понимании и ориентации на ожидания и запросы современного общества является неотъемлемым качеством для педагога в нынешних условиях. Нужно понимать, какие знания и навыки нужны людям на рынке труда сегодня, чтобы быть успешными в будущем.

Итак, наличие профессиональных качеств, соответствующих данным требованиям, является показателем компетентности педагога и рассматриваются как совокупность обобщенных знаний, умений и способностей, обеспечивающих реализацию содержания государственных образовательных стандартов. Но не всеми ими можно овладеть быстро, не имея практического опыта и не изучая новые методики. Именно этим и полезно непрерывное педагогическое образование [4].

Преимуществами непрерывного образования для удовлетворения педагогических требований можно вкратце отметить сохранение актуальности и технической компетенции в своей области работы, развитие новых навыков, необходимых для роста и продвижения в карьере, расширение кругозора и улучшение понимания технологических и социальных тенденций, влияющих на наш мир [4]. Подстраивая педагогов под лекало справедливых и оправданных требований (потому что ни одно из перечисленных требований не является завышенным, это база, которая позволяет нанимать качественных и образованных специалистов), непрерывное образование способствует профессиональной адаптации к изменениям в работе и экономической среде, улучшает качество принимаемых решений и повышает производительность.

Успешность педагога зависит от опыта работы, позволяющего решать проблемные ситуации и адаптироваться к различным условиям работы, способности к коммуникации и установлению доверительных отношений с учениками, коллегами и родителями (этому можно научиться, повышая свою квалификацию, несмотря на то, что это психологический аспект). Квалифицированного специалиста также определяет понимание минусов профессии. Работа педагога очень сложная и ответственная, требует много энергии, и многие сложности в работе не зависят от самого педагога.

Постоянное обучение помогает избежать заблуждений, связанных с определенными навыками. Оно способствует обучению методам научных исследований. Полезно, когда педагог умеет формулировать гипотезы, методом наблюдения получать данные, обрабатывать их и делать выводы.

Помимо этого, оно помогает вступать в открытые дискуссии и обмен опытом с квалифицированными представителями профессии, которые делятся ценным опытом. Это могут быть регулярные научно-методические семинары или конференции, на которых педагоги смогут представлять свои научные работы и получать обратную связь от коллег. И, наконец, обновляя свои знания и навыки, педагоги могут использовать полученные или созданные лично материалы в образовательном процессе, повышая его эффективность при улучшении методических подходов в обучении, разработке новых программ и методик.

В заключении хотелось бы заметить, что продвинутые и компетентные представители профессии (не только профессии педагога) могут строить инновационную экономику и общество, способные успешно конкурировать на мировой арене. Такие специалисты будут лучше понимать и решать сложные проблемы, что необходимо для развития экономики и социальной сферы [5] в целом.

Литература:

  1. Ковалев В. П. Горбунова Т. В. Непрерывное педагогическое образование как условие совершенствования подготовки педагогов к профессиональной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 8. С. 98–106
  2. Белкина В. Н., Сергеева Г. В. Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 1. С. 159–162.
  3. Кобышева Л. И. Диагностика профессионально значимых личностных качеств будущих социальных педагогов как средство совершенствования их профессиональной подготовки: дис.... канд. пед. наук. Таганрог, 2004. 210 с.
  4. Козарезова Н. Д. Эффективное профессиональное развитие учителя // В сборнике: «Развитие современных инновационных технологий и методик в образовательных учреждениях». Курган, 2021. С. 185–190.
  5. Балева В. В. Профессиональное развитие педагога в рамках непрерывного образования // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2016. Т. 2. № 1. С. 58–61.
Основные термины (генерируются автоматически): непрерывное педагогическое образование, педагог, непрерывное образование, современное общество, требование, образовательный процесс, работа, работа педагога, учебный процесс.


Похожие статьи

Организация самостоятельных работ студентов в процессе изучения правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования

В современной педагогической практике ставится акцент на развитие науки и творческой подачи ее обучающимся среднего профессионального образования. Они должны осознавать важность приобретения компетенций и навыков, необходимых для успешной реализации ...

Педагогическая практика в подготовке современного учителя

Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...

Обобщение актуального педагогического опыта как потенциальный ресурс развития системы образования

Изучение, обобщение, трансляция актуального педагогического опыта является потенциальным ресурсом развития системы образования. Положительный опыт педагогической деятельности должен быть доступным потенциальным ресурсом для педагогов. Для этого важно...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах

К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов. Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активно...

Наставничество в контексте развития профессиональной идентичности начинающего учителя

Данная работа исследует значимость наставничества в процессе формирования профессиональной идентичности у начинающих учителей. Она анализирует роль наставнической поддержки в помощи новичкам установиться в профессии, освоить ключевые навыки преподава...

Сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи

В статье раскрываются причины необходимости и востребованности психолого-педагогического сопровождения и поддержки семьи, совершенствовании способов и форм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, повышении ответственности роди...

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе

Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направления...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Похожие статьи

Организация самостоятельных работ студентов в процессе изучения правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования

В современной педагогической практике ставится акцент на развитие науки и творческой подачи ее обучающимся среднего профессионального образования. Они должны осознавать важность приобретения компетенций и навыков, необходимых для успешной реализации ...

Педагогическая практика в подготовке современного учителя

Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...

Обобщение актуального педагогического опыта как потенциальный ресурс развития системы образования

Изучение, обобщение, трансляция актуального педагогического опыта является потенциальным ресурсом развития системы образования. Положительный опыт педагогической деятельности должен быть доступным потенциальным ресурсом для педагогов. Для этого важно...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах

К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов. Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активно...

Наставничество в контексте развития профессиональной идентичности начинающего учителя

Данная работа исследует значимость наставничества в процессе формирования профессиональной идентичности у начинающих учителей. Она анализирует роль наставнической поддержки в помощи новичкам установиться в профессии, освоить ключевые навыки преподава...

Сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи

В статье раскрываются причины необходимости и востребованности психолого-педагогического сопровождения и поддержки семьи, совершенствовании способов и форм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, повышении ответственности роди...

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе

Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направления...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Задать вопрос