В статье автор делает попытку анализа формирования профессиональной компетентности военнослужащих в военной образовательной организации. Являясь непосредственным участником процесса формирования профессиональной компетентности военнослужащих, автор статьи раскрывает основные составляющие рассматриваемой проблемы, акцентируя внимание на то, что подготовка квалифицированного, конкурентоспособного, компетентного специалиста-офицера, который на высоком уровне овладел профессией во время обучения и готов к активной деятельности на пути профессионального роста должна быть проведена на надлежащем уровне.
Ключевые слова: профессиональная компетентность военнослужащих, образовательный процесс, военное образование.
Keywords: professional competence of military personnel, educational process, military education.
Актуальность исследования обусловлена научным поиском педагогических основ повышения качества профессиональной подготовки будущих военных. Анализ современных научных исследований теории и практики развития профессионального мастерства офицерских кадров, системы их подготовки по новым стандартам, в том числе с применением современных информационно-коммуникационных технологий, позволил определить технологию имитационного моделирования для формирования профессиональной компетентности будущих военных специалистов.
Анализ отзывов из войск о прохождении службы молодыми офицерами в течение первого года показывает, что вчерашние выпускники военных вузов часто не обладают достаточным уровнем необходимых военно-профессиональных качеств. Исследователи проблем высшего военного образования приходят к выводу, что конструктивным путем решения этой проблемы является повышение уровня развития профессиональных качеств у курсантов вузов как необходимой предпосылки компетентности и профессиональной подготовленности будущего офицера.
Практическая подготовка военного специалиста — одна из важнейших составляющих педагогической системы, где осуществляется учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование военно-профессиональной компетентности и мастерства будущего офицера. Военно-профессиональное мастерство ученые рассматривают как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности на основе рефлексии. Компетентность военного специалиста — это специфическая интегральная способность, включающая в себя общевойсковые, военно-специальные и педагогические компоненты, обеспечивающие успех военно-образовательной деятельности офицера.
Постоянно возрастающие требования к будущим военным специалистам обуславливают изменение приоритетов в организации образовательного процесса в военных вузах, его направленность на личностно-профессиональный рост выпускника, обеспечение условий для раскрытия его потенциала и непрерывное формирование профессиональной компетентности. На сегодняшний день в процессе подготовки военнослужащих (в т. ч. офицеров запаса) преимущественно усваиваются знания, но не формируется целостный военно-профессиональный опыт.
Компетентность предполагает обладание человеком определенной компетенцией, т. е. в решении соответствующих вопросов; совокупностью определенных знаний, умений, навыков, в которых человек должен быть знающим и иметь практический опыт работы [3, с. 22].
Основой указанной готовности являются практические умения использования теоретического материала в реальном опыте человеческого общения, публичных выступлениях, работы в качестве руководителя, система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном кругу ситуаций личностного взаимодействия. Эффективное формирование коммуникативной компетентности будущих военных специалистов будет обеспечивать целенаправленная воспитательная деятельность командиров, педагогов, офицеров-воспитателей, направленная на развитие у курсантов способности к эффективному взаимодействию, конструктивному выходу из конфликтных ситуаций. Указанная деятельность предусматривает, прежде всего, организацию продуктивного взаимодействия между субъектами учебно-воспитательной среды, внедрение тренинговых программ по развитию коммуникативных навыков в процессе выполнения коллективных творческих дел, общественно полезной деятельности.
Понятие профессиональной компетентности будущего офицера включает профессионально личностную, социально значимую качественную характеристику будущего офицера, его интегративные свойства, ориентированные на непрерывное самосовершенствование, самообразование, выступают фактором успешности его военно-профессиональной деятельности [1, с. 84].
Как итог, отмечаем, что под военно-профессиональной компетентностью понимаем интегративное качество офицеров, которая представляет собой совокупность профессионально значимых качеств, способность и готовность эффективно решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях военной деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры.
В общем смысле военно-профессиональная компетентность — это осознанная готовность и военно-профессиональная способность отдельного офицера или военного подразделения к выполнению боевых задач и обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями [2, с. 17].
Учитывая это, раскроем особенности компетентностного подхода в образовательной подготовке будущих офицеров на военной кафедре, поскольку он определяет обеспечение подготовленности студентов вузов и граждан к будущей профессиональной деятельности в военных формированиях РФ.
При этом тесно переплетаются социальное и индивидуальное. С одной стороны, в военно-профессиональной компетентности выделяются социально оговоренные требования — система регламентации военной деятельности, военно-профессиональные принципы и нормы, базирующиеся на требованиях закона и морали. Не считая того, это собственные рвения личности военнослужащего, его личные потребности и интересы.
Компоненты военно-профессиональной компетентности обладают свойствами вариативности, взаимозависимости, интегративности, социальной и личной значимости. К ним относим: военно-профессиональные знания; систему профессионально необходимых умений и навыков; военно-профессиональный ролевой статус; личностные качества (индивидуальные психологические особенности); готовность, а главное — результативную способность решать разнообразные задачи, возникающие в военной и, особенно, в боевой деятельности [4, с. 118].
Оценивая уровень сформированности каждого структурного компонента, приходим к выводу, что профессиональная компетентность проявляется в военной деятельности, воплощается в ее результатах.
Модернизация и обновление содержания высшего военного образования предполагает как основное требование времени — подготовку квалифицированного, конкурентоспособного, компетентного специалиста-офицера, который на высоком уровне овладел профессией во время обучения и готов к активной деятельности на пути профессионального роста.
Таким образом, можно утверждать, что в современных условиях высшее военное образование является важной составляющей высшего образования РФ. Произошедшие в образовательной отрасли изменения требуют от вузов разработки новых концептуальных подходов к реальной, а не формальной оптимизации военно-образовательной сферы с учетом современных реалий. В настоящее время необходимо кардинальное переосмысление места вузов как в образовательной, так и в социальной и культурной среде. Существенным признаком современного состояния реформирования военных формирований РФ является переход к оптимизации их структуры и численности, не только в соответствии с социально-экономическими перспективами развития государства. Как следствие, значительно возросли требования к системе военного образования, которая является неотъемлемой составляющей военной организации государства. Реалии современности требуют от вузов разработки теоретико-методологических основ, способствующих совершенствованию общей профессиональной компетентности в целом и военно-специальной, в частности, еще во время обучения.
Литература:
- Боленко Ю. В., Динамика готовности к профессиональной деятельности у курсантов военизированных вузов / Ю. В. Боленко Р. Д. Санжаева //Вестник Бурятского государственного университета. Серия Психология. Социальная работа. 2014. № 5 (2). С. 37–43.
- Галямина А. В., Формирование компетенции самоорганизации учебной деятельности курсантов военных вузов (на материале дисциплины «Иностранный язык») Дис…. канд. пед. наук. Калининград, 2017. 240 с.
- Карпова Е. В., К вопросу о методологической основе формирования компетентностей // Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного образования: материалы международной научно-практической заочной конференции. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. 266 с. С. 19–23.
- Мещеряков Д. В., Педагогическое обеспечение личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров в военном вузе. Дис…. канд. пед. наук. М., 2014. 211 с.