Компетентностный подход и его значение на этапе получения военнослужащими высшего профессионального образования
Авторы: Разгонов Федор Иванович, Савченко Олег Андреевич, Каменская Елена Владимировна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)
Дата публикации: 04.10.2016
Статья просмотрена: 364 раза
Библиографическое описание:
Разгонов, Ф. И. Компетентностный подход и его значение на этапе получения военнослужащими высшего профессионального образования / Ф. И. Разгонов, О. А. Савченко, Е. В. Каменская. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 124-128. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11085/ (дата обращения: 21.11.2024).
В числе главных задач современной государственной образовательной политики в области подготовки высококлассного специалиста является создание условий для повышения качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности, преемственности, военно-патриотического воспитания, новейших достижений в науке и технике, вооружения, в соответствие с потребностями и интересами личности, общества и государства.
Компетентностный подход предполагает развитие способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Это ориентирует образовательный процесс на конечный результат обучения, для чего в учебные программы изучаемых дисциплин изначально закладываются дидактические единицы тех знаний, которые необходимы будущему специалисту.
Военное образование — вид профессиональной педагогической деятельности, направленный на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов курсантов, на создание условий, позволяющих смягчать военные тяготы и преодолевать трудности.
Обучение и воспитание курсантов в высших военно-учебных заведениях является неразрывной и неотъемлемой частью современного учебно-образовательного процесса. Определение сущности военно-профессионального воспитания военнослужащих позволяет выделить три основных критерия:
– военно-профессиональный критерий — характеризует уровень профессиональной подготовленности военнослужащего к выполнению им своих должностных обязанностей;
– психологический критерий — характеризует уровень психологической готовности (военной) действовать в боевой обстановке по выполнению поставленной задачи;
– критерий боевой (служебной) активности — интегрирующий критерий, характеризует уровень эффективности практической деятельности, настроенности военнослужащего на реализацию служебных и боевых задач.
Система военно-профессионального воспитания курсантов в высших военно-учебных заведениях представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый, целостный, непрерывный процесс формирования и развития, у данной категории военнослужащих, морально-боевых и профессиональных качеств, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей по предназначению, как в повседневной жизнедеятельности, так и в ходе подготовки и ведении боевых действий.
Структурными элементами системы военно-профессионального воспитания будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях являются:
– цели, задачи, содержание, субъект и объект воспитания;
– принципы, формы, методы и средства педагогического воздействия;
– совокупность факторов, влияющих на процесс воинского воспитания;
– механизм согласования педагогических усилий воспитателей по подготовке воинов-профессионалов;
– различные виды обеспечения системы воинского воспитания (финансовое, материально-техническое, информационное, правовое, психологическое, социологическое, кадровое, культурно-досуговое, научно-методическое).
Под системой военно-профессиональной подготовки будущих офицеров понимается развитая форма системно-организованного научного военно-профессионального знания, дающего целостное представление об отношениях и существенных связях системы, и включающая шесть компонентов: исторический, содержательный, технологический, структурный, функциональный, личностный.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) под системой образования понимается совокупность [1]:
– преемственных образовательных программ и ФГОС различного уровня и направленности;
– сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
– органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам. Иметь светский характер, как в государственных, так и в муниципальных образовательных учреждениях. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.
Система военно-профессиональной подготовки, существующая в данный момент в РФ представлена в таблице.
Таблица 1
Система военно-профессиональной подготовки вРФ
Типы образовательных учреждений |
||
Общеобразовательное учреждение |
Среднее профессиональное учебное заведение |
Высшее учебное заведение |
Виды образовательных учреждений |
||
Военно-музыкальные училища, суворовские и нахимовские училища, кадетские корпуса, кадетские классы на базе общеобразовательных школ |
Военные учреждения среднего профессионального образования |
Военные академии, университеты, институты, военные кафедры гражданских вузов |
Уровень образования |
||
Общее образование |
Среднее профессиональное образование |
Высшее профессиональное образование |
Система профессиональной подготовки курсантов в высших военно-учебных заведениях неразрывно связана с особенностями содержания военно-профессиональной подготовки преподавательского состава высшего военно-учебного заведения, которая включает [2–5]:
– качественную военно-профессиональную подготовку преподавательского состава высших военно-учебных заведениях, которая имеет целевую направленность на достижение высокого результата в подготовке офицерских кадров — воспитание у выпускников определенных военно-профессиональных качеств, обеспечивающих их готовность к принятию научно обоснованных решений как в повседневной (мирной), так и в боевой обстановке, к преодолению тягот военной службы, к самопожертвованию при защите интересов Отечества, в том числе и в мирное время;
– использование преподавателями современных методы обучения, воспитания, развития и психологической подготовки, обусловленные особенностями военной службы;
– применение на учебных занятиях дисциплинарных мер воздействия к обучаемым, не выполняющим служебную обязанность (добросовестно учиться);
– индивидуальную ответственность преподавателя при проведении занятий не только за качество обучения, но и за выполнение обучаемыми требований уставов, дисциплины на занятии, соблюдении требований безопасности;
– передачу передового опыта обучаемым с учетом специфики педагогического взаимодействия на них.
Подготовка военного специалиста в совершенстве владеющего оружием и военной техникой происходит на основе компетентностного подхода в соответствии с ФГОС ВПО, ФГОС СПО и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников [2, 5].
ФГОС ВПО утверждается Правительством РФ. ФГОС действуют в течение 5 лет как временные для тех специальностей, которые были введены впервые. По остальным специальностям ВПО, существующим более 5 лет, ФГОС вводятся с момента их утверждения и обновляются не реже одного раза в 10 лет. Подготовка военного специалиста ВПО в высших военно-учебных заведениях включает поэтапное изучение циклов (групп) учебных дисциплин заканчивающихся итоговой государственной аттестацией по специальности.
Применение современных средств обучения, образовательных технологий и подходов в обучении курсантов в высших военно-учебных заведениях является приоритетными на современном этапе развития ВС РФ. Современные образовательные технологии обучения в высших военно-учебных заведениях представляют собой [3, 4]:
– содержание обучения, предусмотренное учебным планом и учебными программами;
– приоритетные цели, на которые ориентируется преподаватель в подготовке (эрудита, профессионала, мыслителя, личности);
– выбор или разработка технологии, ориентированной на совокупность целей или приоритетную реализацию той или иной цели;
– разработка технологии обучения:
Педагогическая деятельность преподавателя, как правило, отличается индивидуальными, присущими именно данному преподавателю чертами. Но на каждом занятии любой преподаватель должен преследовать конкретную цель, направленную на раскрытие учебного материала, что в конечном итоге повышает его собственное педагогическое мастерство.
Для качественного проведения занятия преподаватель должен предъявлять следующие требования (критерии качества):
– воспитательное воздействие занятия и органичность сочетания его учебных и воспитательных функций, направленность занятия на формирование необходимых профессионально-личностных качеств обучаемых;
– научно-профессиональный уровень занятия должен содержать научность материала, отражать современное состояние военной науки и техники, эрудированность и компетентность преподавателя и его умение приводить необходимые примеры, с целью активизации познавательной деятельности обучаемых;
– методический уровень занятия подразумевает связь с предыдущим материалом, раскрывает его логичность, доступность и наглядность излагаемого материала при наличии контакта и обратной связи с аудиторией;
– педагогические качества преподавателя включают грамотность, рациональность, четкость и эмоциональную выразительность речи, а также использование приемов, ассоциаций с целью выделить главное при педагогическом такте и профессиональной требовательности;
– использование технических средств обучения, их методическая обоснованность, качество и эффективность применения для подтверждения теоретических положений практическим опытом;
– формирование у обучаемых практических навыков и умений, при максимальной насыщенности занятий и охвате курсантов элементами практической работы с рациональным использованием учебно-материальной базы;
– порядок и дисциплина на занятии, проверка наличия личного состава, внешнего вида и готовности обучаемых к занятию, выполнение ими требований и наставлений.
Поэтому, для лучшего усвоения учебного материала, повышения мотивации и качества обучения курсантов при проведении занятий на базе Омского автобронетанкового инженерного института, применяем:
– чтение лекционного курса по предмету (под запись);
– демонстрацию практических действий курсантов по предназначению с использованием технических средств обучения: наглядных пособий (таблицы, плакаты, муляжи, модели, натуральные объекты);
– информационные материалы к аудиовизуальным средствам обучения (видеофильмы, видеозаписи и др.);
– программно-методическое обеспечение компьютерными технологиями обучения (тесты, контрольные задачи и задания) и др.
С целью активизации познавательной деятельности курсантов, привития им профессиональных качеств, практических навыков и умений применяются самостоятельные задания для курсантов на различные тематики, выполняемые под руководством преподавателя и направленные на осуществление обратной связи с аудиторией. Результаты самостоятельной работы курсанта докладываются перед всей группой в виде реферативных или стендовых докладов и т. п. Такие целенаправленные занятия, как показывает практика, имеют большее поучительное значение, чем занятия, проводимые с монотонным доведением программного материала.
В Омском автобронетанковом инженерном институте, для контроля усвоения учебного материала применяются тест-опросы по различным темам и сдача дифференцированных зачетов и экзаменов по всем изучаемым дисциплинам.
Таким образом, мы считаем, что компетентностный подход в обучении имеет практическое значение в повышении качества подготовки военнослужащих на этапе получения ими профессионального образования, через применение современных средств обучения и образовательных технологий в высшем военно-учебном заведении позволяет улучшить восприятие военно-профессиональной информации, мышление, память, усвоение программного материала, что способствует формированию личности будущего офицера ВС РФ.
Литература:
- Приказ МО РФ от 15.09.2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Бонченков, И. А. Компетентность и компетентностный подход к образовательному процессу в вузе / И. А. Бонченков, О. А. Савченко // Вестник Сибирского отделения Академии Военных наук. — Омск: АВН, 2013. — Вып. 23. — С. 230–234.
- Савченко, О. А. К вопросу о воинском обучении и воспитании военнослужащих на этапе получения профессионального образования / О. А. Савченко [и др.]. // Матер. VIII межрегион. науч.-практич. конф.: «Инновационные технологии, системы вооружения и военной техники для Арктики, Сибири и Дальнего востока (Броня-Омск-2015». — Омск: АВН (Вестн. СО АВН № 34, прил. к Вестн. АВН № 53), 2015. — С. 126–128.
- Синицын, Ю. И. Современные образовательные технологии и подходы, применяемые в обучении / Ю. И. Синицын [и др.]. // Сборник научных трудов кафедры физической подготовки, посвящ. 75-й годовщине образования ОАБИИ: «Физическая подготовка как основа воспитания профессионально важных качеств военнослужащих» / под ред. В. А. Сальникова, С. Е. Бебинова. — Омск: ОАБИИ, 2014. — С. 22–25.
- Фёдоров А. Э. Комплексный подход в образовательном процессе / монография // Фёдоров А. Э. [и др.]. — Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. — 210 с.