Компетентностный подход и его значение на этапе получения военнослужащими высшего профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Разгонов, Ф. И. Компетентностный подход и его значение на этапе получения военнослужащими высшего профессионального образования / Ф. И. Разгонов, О. А. Савченко, Е. В. Каменская. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 124-128. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11085/ (дата обращения: 21.11.2024).



В числе главных задач современной государственной образовательной политики в области подготовки высококлассного специалиста является создание условий для повышения качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности, преемственности, военно-патриотического воспитания, новейших достижений в науке и технике, вооружения, в соответствие с потребностями и интересами личности, общества и государства.

Компетентностный подход предполагает развитие способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Это ориентирует образовательный процесс на конечный результат обучения, для чего в учебные программы изучаемых дисциплин изначально закладываются дидактические единицы тех знаний, которые необходимы будущему специалисту.

Военное образование — вид профессиональной педагогической деятельности, направленный на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов курсантов, на создание условий, позволяющих смягчать военные тяготы и преодолевать трудности.

Обучение и воспитание курсантов в высших военно-учебных заведениях является неразрывной и неотъемлемой частью современного учебно-образовательного процесса. Определение сущности военно-профессионального воспитания военнослужащих позволяет выделить три основных критерия:

– военно-профессиональный критерий — характеризует уровень профессиональной подготовленности военнослужащего к выполнению им своих должностных обязанностей;

– психологический критерий — характеризует уровень психологической готовности (военной) действовать в боевой обстановке по выполнению поставленной задачи;

– критерий боевой (служебной) активности — интегрирующий критерий, характеризует уровень эффективности практической деятельности, настроенности военнослужащего на реализацию служебных и боевых задач.

Система военно-профессионального воспитания курсантов в высших военно-учебных заведениях представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый, целостный, непрерывный процесс формирования и развития, у данной категории военнослужащих, морально-боевых и профессиональных качеств, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей по предназначению, как в повседневной жизнедеятельности, так и в ходе подготовки и ведении боевых действий.

Структурными элементами системы военно-профессионального воспитания будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях являются:

– цели, задачи, содержание, субъект и объект воспитания;

– принципы, формы, методы и средства педагогического воздействия;

– совокупность факторов, влияющих на процесс воинского воспитания;

– механизм согласования педагогических усилий воспитателей по подготовке воинов-профессионалов;

– различные виды обеспечения системы воинского воспитания (финансовое, материально-техническое, информационное, правовое, психологическое, социологическое, кадровое, культурно-досуговое, научно-методическое).

Под системой военно-профессиональной подготовки будущих офицеров понимается развитая форма системно-организованного научного военно-профессионального знания, дающего целостное представление об отношениях и существенных связях системы, и включающая шесть компонентов: исторический, содержательный, технологический, структурный, функциональный, личностный.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) под системой образования понимается совокупность [1]:

– преемственных образовательных программ и ФГОС различного уровня и направленности;

– сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

– органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам. Иметь светский характер, как в государственных, так и в муниципальных образовательных учреждениях. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.

Система военно-профессиональной подготовки, существующая в данный момент в РФ представлена в таблице.

Таблица 1

Система военно-профессиональной подготовки вРФ

Типы образовательных учреждений

Общеобразовательное учреждение

Среднее профессиональное

учебное заведение

Высшее учебное заведение

Виды образовательных учреждений

Военно-музыкальные училища, суворовские и нахимовские училища, кадетские корпуса, кадетские классы на базе общеобразовательных школ

Военные учреждения среднего профессионального образования

Военные академии, университеты, институты, военные кафедры гражданских вузов

Уровень образования

Общее образование

Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование

Система профессиональной подготовки курсантов в высших военно-учебных заведениях неразрывно связана с особенностями содержания военно-профессиональной подготовки преподавательского состава высшего военно-учебного заведения, которая включает [2–5]:

– качественную военно-профессиональную подготовку преподавательского состава высших военно-учебных заведениях, которая имеет целевую направленность на достижение высокого результата в подготовке офицерских кадров — воспитание у выпускников определенных военно-профессиональных качеств, обеспечивающих их готовность к принятию научно обоснованных решений как в повседневной (мирной), так и в боевой обстановке, к преодолению тягот военной службы, к самопожертвованию при защите интересов Отечества, в том числе и в мирное время;

– использование преподавателями современных методы обучения, воспитания, развития и психологической подготовки, обусловленные особенностями военной службы;

– применение на учебных занятиях дисциплинарных мер воздействия к обучаемым, не выполняющим служебную обязанность (добросовестно учиться);

– индивидуальную ответственность преподавателя при проведении занятий не только за качество обучения, но и за выполнение обучаемыми требований уставов, дисциплины на занятии, соблюдении требований безопасности;

– передачу передового опыта обучаемым с учетом специфики педагогического взаимодействия на них.

Подготовка военного специалиста в совершенстве владеющего оружием и военной техникой происходит на основе компетентностного подхода в соответствии с ФГОС ВПО, ФГОС СПО и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников [2, 5].

ФГОС ВПО утверждается Правительством РФ. ФГОС действуют в течение 5 лет как временные для тех специальностей, которые были введены впервые. По остальным специальностям ВПО, существующим более 5 лет, ФГОС вводятся с момента их утверждения и обновляются не реже одного раза в 10 лет. Подготовка военного специалиста ВПО в высших военно-учебных заведениях включает поэтапное изучение циклов (групп) учебных дисциплин заканчивающихся итоговой государственной аттестацией по специальности.

Применение современных средств обучения, образовательных технологий и подходов в обучении курсантов в высших военно-учебных заведениях является приоритетными на современном этапе развития ВС РФ. Современные образовательные технологии обучения в высших военно-учебных заведениях представляют собой [3, 4]:

– содержание обучения, предусмотренное учебным планом и учебными программами;

– приоритетные цели, на которые ориентируется преподаватель в подготовке (эрудита, профессионала, мыслителя, личности);

– выбор или разработка технологии, ориентированной на совокупность целей или приоритетную реализацию той или иной цели;

– разработка технологии обучения:

Педагогическая деятельность преподавателя, как правило, отличается индивидуальными, присущими именно данному преподавателю чертами. Но на каждом занятии любой преподаватель должен преследовать конкретную цель, направленную на раскрытие учебного материала, что в конечном итоге повышает его собственное педагогическое мастерство.

Для качественного проведения занятия преподаватель должен предъявлять следующие требования (критерии качества):

– воспитательное воздействие занятия и органичность сочетания его учебных и воспитательных функций, направленность занятия на формирование необходимых профессионально-личностных качеств обучаемых;

– научно-профессиональный уровень занятия должен содержать научность материала, отражать современное состояние военной науки и техники, эрудированность и компетентность преподавателя и его умение приводить необходимые примеры, с целью активизации познавательной деятельности обучаемых;

– методический уровень занятия подразумевает связь с предыдущим материалом, раскрывает его логичность, доступность и наглядность излагаемого материала при наличии контакта и обратной связи с аудиторией;

– педагогические качества преподавателя включают грамотность, рациональность, четкость и эмоциональную выразительность речи, а также использование приемов, ассоциаций с целью выделить главное при педагогическом такте и профессиональной требовательности;

– использование технических средств обучения, их методическая обоснованность, качество и эффективность применения для подтверждения теоретических положений практическим опытом;

– формирование у обучаемых практических навыков и умений, при максимальной насыщенности занятий и охвате курсантов элементами практической работы с рациональным использованием учебно-материальной базы;

– порядок и дисциплина на занятии, проверка наличия личного состава, внешнего вида и готовности обучаемых к занятию, выполнение ими требований и наставлений.

Поэтому, для лучшего усвоения учебного материала, повышения мотивации и качества обучения курсантов при проведении занятий на базе Омского автобронетанкового инженерного института, применяем:

– чтение лекционного курса по предмету (под запись);

– демонстрацию практических действий курсантов по предназначению с использованием технических средств обучения: наглядных пособий (таблицы, плакаты, муляжи, модели, натуральные объекты);

– информационные материалы к аудиовизуальным средствам обучения (видеофильмы, видеозаписи и др.);

– программно-методическое обеспечение компьютерными технологиями обучения (тесты, контрольные задачи и задания) и др.

С целью активизации познавательной деятельности курсантов, привития им профессиональных качеств, практических навыков и умений применяются самостоятельные задания для курсантов на различные тематики, выполняемые под руководством преподавателя и направленные на осуществление обратной связи с аудиторией. Результаты самостоятельной работы курсанта докладываются перед всей группой в виде реферативных или стендовых докладов и т. п. Такие целенаправленные занятия, как показывает практика, имеют большее поучительное значение, чем занятия, проводимые с монотонным доведением программного материала.

В Омском автобронетанковом инженерном институте, для контроля усвоения учебного материала применяются тест-опросы по различным темам и сдача дифференцированных зачетов и экзаменов по всем изучаемым дисциплинам.

Таким образом, мы считаем, что компетентностный подход в обучении имеет практическое значение в повышении качества подготовки военнослужащих на этапе получения ими профессионального образования, через применение современных средств обучения и образовательных технологий в высшем военно-учебном заведении позволяет улучшить восприятие военно-профессиональной информации, мышление, память, усвоение программного материала, что способствует формированию личности будущего офицера ВС РФ.

Литература:

  1. Приказ МО РФ от 15.09.2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Бонченков, И. А. Компетентность и компетентностный подход к образовательному процессу в вузе / И. А. Бонченков, О. А. Савченко // Вестник Сибирского отделения Академии Военных наук. — Омск: АВН, 2013. — Вып. 23. — С. 230–234.
  3. Савченко, О. А. К вопросу о воинском обучении и воспитании военнослужащих на этапе получения профессионального образования / О. А. Савченко [и др.]. // Матер. VIII межрегион. науч.-практич. конф.: «Инновационные технологии, системы вооружения и военной техники для Арктики, Сибири и Дальнего востока (Броня-Омск-2015». — Омск: АВН (Вестн. СО АВН № 34, прил. к Вестн. АВН № 53), 2015. — С. 126–128.
  4. Синицын, Ю. И. Современные образовательные технологии и подходы, применяемые в обучении / Ю. И. Синицын [и др.]. // Сборник научных трудов кафедры физической подготовки, посвящ. 75-й годовщине образования ОАБИИ: «Физическая подготовка как основа воспитания профессионально важных качеств военнослужащих» / под ред. В. А. Сальникова, С. Е. Бебинова. — Омск: ОАБИИ, 2014. — С. 22–25.
  5. Фёдоров А. Э. Комплексный подход в образовательном процессе / монография // Фёдоров А. Э. [и др.]. — Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. — 210 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, военно-профессиональная подготовка, профессиональное образование, заведение, образование, цель активизации, программный материал, проведение занятий, преподавательский состав, подход, Омский автобронетанковый инженерный институт, обратная связь, образовательный процесс, боевая обстановка, качество, занятие, дисциплина, высшее военно-учебное заведение, воинское воспитание, военный специалист.

Похожие статьи

Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы

Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования

Профессионально-ценностные ориентации как основа успешного становления специалиста уголовно-исполнительной системы

Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Компетентностный подход как ключевое направление реформирования высшего профессионального образования

Структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции студентов медицинского института

Проблемы компетентностного подхода к формированию профессиональной компетентности в системе высшего образования

Похожие статьи

Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы

Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования

Профессионально-ценностные ориентации как основа успешного становления специалиста уголовно-исполнительной системы

Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Компетентностный подход как ключевое направление реформирования высшего профессионального образования

Структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции студентов медицинского института

Проблемы компетентностного подхода к формированию профессиональной компетентности в системе высшего образования