Данная статья направлена на экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому, изучение природы родного края. Вопросы развития осознанного, ответственного личного поведения учащихся в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе практической природоохранной деятельности должны стать важнейшими аспектами деятельности школы.
Ключевые слова:природа, воспитание, экскурсия, растения, заповедник, пустыня, окружающая среда.
Given article is directed on ecological formation of pupils, education of the responsible and valid relation to environment and to all alive, studying of the nature of native land. Questions of development of the realized, responsible personal behaviour of pupils according to reality situations, the decision of problems in the course of practical nature protection activity should become the major aspects of activity of school.
Keywords:the nature, education, excursion, plants, reserve, desert, environment.
Природа не только многому учит, но и воспитывает. Поэтому учитель биологии должен знать родную природу и уметь раскрывать перед учащимися её богатство, красоту; показать грандиозность перемен в природе, связанных с деятельностью человека, с его коллективным трудом; научить любить, охранять и умножать природные богатства.
Живое общение с природой стимулирует интерес учащихся к её изучению и способствует эстетическому воспитанию школьников. Развитие эстетического чувства и поддержание интереса к изучению природы во время экскурсии требуют от учителя высокого педагогического мастерства. Поэтому опытные учителя, чтобы заинтересовать учащихся учебным предметом с первых дней её изучения, проводят тематические экскурсии.
Многодневные экскурсии не определены школьной программой и проводятся как внеклассное мероприятие. Местом экскурсии может быть заповедник. По изучению родного края ученики могут получить навыки по определению в заповедных зонах эндемических растений и животных, какие виды растений встречаются больше на охраняемой территории. При посещении заповедника учитель должен фиксировать внимание учащихся на работах учёных, потому что интерес к вопросам научных исследований проявляют старшеклассники.
Учитель должен приучать учащихся не только брать, но и охранять природные богатства, а также обогащать полезными растениями и животными свой край. При проведении таких экскурсий в заповедные зоны родного края ученики губят полезные растения, убивают насекомых, разоряют птичьи гнёзда. Поэтому учитель должен провести разъяснительную работу по вопросу охраны природы. Брать можно только то, что нужно для изучения или для коллекции.
Остановимся на примере проведения двухдневной экскурсии в природу с целью изучения эндемичных растений в заповедной зоне и редких животных.
Из истории заповедника. Репетекский государственный биосферный заповедник был основан 27 октября в 1927 году. Он находится в Юго-Восточных Каракумах в Лебапском велаяте в 70 км к юго-западу от города Туркменабад. На высоте 180–220 м над уровнем моря. Общая охраняемая площадь — 34 600 гектаров песчаной пустыни. Этот прекрасный уголок туркменской природы отличается обилием и своеобразием растительного и животного мира, красотой ландшафта и со всей совокупностью их компонентов. Пустыня Каракумы может представляться безжизненной и унылой только человеку, никогда там не бывавшему. Особенно хорошо осознаёшь это в Репетеке, одном из самых интересных и богатых жизнью уголков Каракумов. Не удивительно, что первый в Туркменистане заповедник почти восемь десятилетий назад был организован именно здесь. А 19 февраля 1979 года по решению ЮНЕСКО, участвуя в Международной программе “Человек и биосфера”, обрёл статус биосферного заповедника и тем самым был включён в число международно признанных эталонов природных экосистем.
Фауна заповедника отличается разнообразием. Здесь встречаются 29 видов млекопитающих (большая песчанка, заяц, тонкопалый суслик, перевязка, волк, шакал, джейран дикобраз и др.), 200 видов пернатых (на примере эндемики: беркут, пустынный воробей, обыкновенный змееяд и др.), 22 вида пресмыкающихся (серый варан, стрела-змея, эфа, ящурки и др.), более 1343 видов насекомых.
Богат и разнообразен растительный мир Репетекского заповедника, здесь произрастает почти четыре сотни видов грибов низших и высших растений, что составляет более половины всей флоры Каракумов. Также, саксауловые леса, барханы придают огромное значение в жизни животных. Ещё, в заповеднике встречаются 125 эндемичных видов растений, 18 видов культивируемых деревьев и кустарников, 59 видов не свойственных заповедной территории, занесённых из других мест. Каракумы — самая продуктивная пустыня нашей планеты, чем выше температура, вплоть до 50–60 градусов по Цельсию, тем её экосистема функционирует эффективней.
В заповеднике в 1912 году обществом русских географов была основана Репетекская пустынно-песчаная и метеорологическая станция. Иностранные туристы не могут обойти стороной это удивительное место.
С целью охраны изчезающих редких видов животных в 1977 году здесь был создан заказник Яраджи. Репетекский заповедник Министерства охраны природы Туркменистана — один из множества удивительных и прекрасных природных уголков Каракумов, страны яркого солнца, ”золотых” барханов и саксауловых лесов. Эта вторая на планете по своей территории пустыня до наших дней сохранила свою исключительную идивидуальность и неповторимость!
Чтобы эта экскурсия проходила живо и интересно, учитель включает в неё элементы соревнования. Он разбивает отряд на три группы и даёт задание, например, обследовать район саксауловых лесов и описать видовой состав встречающихся животных и растений. Перед группами учитель ставит условие не уничтожать растения и животных. Для гербария брать только те растения, которые укажет учитель. Победителем становится та группа, которая больше опишет и правильно проведёт сборы видов растений и расскажет больше о встречающихся животных и насекомых. Некоторые виды представляют определённый интерес для науки, но встречаются очень редко. Поэтому, встретив их на экскурсии, ученики могут собрать споры или семена и высадить их в новом месте, где есть необходимые условия произрастания. Подобные примеры, только с другими растениями, можно найти в любом уголке нашего богатого края.
В назначенном месте делается привал, во время которого можно провести итог работы.
При закладке растений в гербарные папки учитель останавливает внимание учащихся на тех растениях дикой флоры, которые использует человек (лекарственные, содержащие красильные вещества, декоративные, съедобные растения). На этой экскурсии учитель направляет внимание школьников на самые малоприметные формы растений. Это способствует выработке наблюдательности. И как бы ни была богата природа нашей страны, учитель должен приучить своих воспитанников со школьных лет оберегать и обогащать её.