Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Заповедники Удмуртии

Спецвыпуск
24.12.2025
Поделиться
Библиографическое описание
Михайлова, М. А. Заповедники Удмуртии / М. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2026. — № 1 (93). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/311/10686.


Образовательные задачи:

— Формировать у детей представление о заповедниках и охраняемых природных территориях

— Расширять знания о редких видах растений и животных Удмуртии

Развивающие задачи:

— Развивать познавательный интерес к природе родного края

— Способствовать развитию экологического мышления

Воспитательные задачи:

— Воспитывать бережное отношение к природе и её богатствам

— Формировать ответственное отношение к соблюдению правил охраны окружающей среды

Ход мероприятия:

— Доброе утро, ребята. Скажите, что такое для вас природа? (ответы детей)

— Верно, природа — это леса, животные и птицы, насекомые и растения, реки, рыбы, ягоды, грибы — это все наша природа.

— Люди с древних времен трепетно относились к природе, ведь она служила для человека пищей, лекарством, строительным материалом. Природа делилась с человеком своими богатствами, а человек вырубал леса, загрязнял окружающую среду — нанося этим вред.

Со временем, люди стали замечать, что некоторых растений, животных, ягод, птиц становится меньше — люди начали оберегать их. Именно так появились исчезающие виды, которые необходимо оберегать, ведь их осталось очень мало.

— Знаете ли вы, откуда можно узнать, какие животные, растения, птицы являются исчезающими? (ответы детей)

— Посмотрите, сегодня я вам принесла «Красную книгу», которая хранится в нашей «Увинской районной библиотеке», она называется «Заповедники России», из нее можно узнать, какие редкие животные, растения, птицы находятся в заповедниках под охраной.

— Предлагаю вам вспомнить, какие животные находятся в «Красной книге» у меня есть «Стендбук» на данную тему. Давайте разместим его на стене.

— Слышали ли вы когда-то слово «Заповедник»? как думаете, что это? (ответы детей).

— Что бы сохранить исчезающие виды, в нашей стране созданы заповедники. Заповедники — это место, где растения и животные оберегаются и охраняются человеком и нашим Государством.

— Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников? (ответы детей)

— Главная задача заповедников — сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Территорию заповедника не только охраняют, но и изучают.

— У нас, в Удмуртии, охраняется более 350 объектов. Это не только заповедники — существуют национальные и природные парки, государственные заказники и ботанические сады.

— Сегодня мы узнаем о природных объектах, которые находятся на территории Удмуртский Республики:

1. Заякинская кедровая роща

Благодаря школьному учителю Алексею Смирнову из села Зура появилась кедровая роща. Он добыл семена кедров из Сибири и посадил их у себя в огороде. А затем перевез деревья в Заякино, когда они окрепли. Деревни сейчас уже нет, а живописная роща — все еще радует людей.

2. Гора Байгурезь

Гора Байгурезь — холм на берегу реки Чепца и одно из живописных мест Удмуртии. На его вершине, с высоты птичьего полета, открываются замечательные виды. Максимальная высота холма — около 20 метров. В древности удмурты считали, что гору Байгурезь охраняет добрый дух, который заботится и о живущих рядом людях. Отсюда и одна из версий происхождения названия холма: Бай — имя духа-хранителя, «гурезь» означает «гора».

3. Зуевы Ключи

Одно из красивейших мест Удмуртии находится в Каракулинском района — Зуевы Ключи. Его особенностью является пейзаж в виде просторов реки Камы. На территории Зуевых Ключей находятся Святой и Гремячий родники с целебной водой, люди верят в их силу и приезжают со всей России.

— Как вы думаете, кто работает в заповедниках? (ответы детей)

— Профессия людей, которые работают в заповедниках называется — охотовед. Он охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, подкармливает животных и птиц)

— В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с их красотой и богатством, чтобы сохранить природу.

— Ребята, а хотите узнать историю появления заповедника «Брянский лес», который появился благодаря 14-летнему Игорю Шпиленку?

— Тогда послушайте рассказ (Знакомство с книгой Ильи Кочергина «Заповедники. Дом для дикой природы), рассказ «Игорь Шпилёнок и первоцветы»)

Вопросы после прочтения:

— Для чего Игорю нужен был фотоаппарат изначально? И как он помог ему защитить «Брянский лес»? Как помогала семья Игоря Петровича в заповеднике?

— А вы знаете, что заповедникам нужна помощь — ведь в заповедниках часто могут падать деревья, необходимо строить избушки для лесников, готовить дрова, наблюдать за животными, устанавливать и проверять фотоловушки.

— Молодые люди которые интересуются природой– студенты, школьники, часто проводят свои каникулы в заповедниках, они не только помогают там, но и любуются необычайной красотой природы и помогают ее сохранить.

— Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (ответы детей)

— Правильно, охранять разную природу в любом месте, поэтому я хочу подарить вам памятку, в которой нарисованы правила охраны природы, предлагаю вам рассказать о них:

1. Ходить по тропинке

2. Не ломать ветки деревьев

3. Не топтать цветы, травы

4. Не кричать, не включать громкую музыку

5. Не разорять птичьих гнезд

6. Не ловить насекомых

7. Не разрушать грибницы

8. Не ловить мальков и лягушек

9. Не разжигать костров

10. Не разорять муравейники

— Природа для нас — кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу — значит охранять Родину» (М. М. Пришвин).

— Ребята, давайте любить и сохранять нашу природу!

Литература:

  1. Красная книга: Заповедники России / Оксана Скалдина. — М: Эскимо, 2014. — 96 с.:ил. — (Красная книга для больших и маленьких)
  2. Илья Кочергин — Заповедники. Дом для дикой природы. — Издательство «Настя и Никита», 2023.
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/beseda-chto-takoe-zapovednik-cel-poznakomit-detei-s-zapovednikami-nashego-kraja.html
  4. https://vk.com/away.php?to=https %3A %2F %2Fnsportal.ru %2Fdetskiy-sad %2Fokruzhayushchiy-mir %2F2016 %2F10 %2F18 %2Fchto-takoe-zapovednik-zapovednik-bryanskiy-les&cc_key
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный