Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Конспект тематического занятия для детей младшего и среднего возраста «Тропинки в лесу»

Педагогика
13.05.2018
78
Поделиться
Библиографическое описание
Бердникова, Т. Е. Конспект тематического занятия для детей младшего и среднего возраста «Тропинки в лесу» / Т. Е. Бердникова, В. И. Багаудинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50261/.


Цель: формирование ценности дикой природы.

Задачи

Воспитательные:

‒ Посредством игры и творческих заданий формировать чувственно — эмоциональный образ разнообразия жизни в лесу в сравнении с образом безжизненной территории.

‒ Формировать ценность невмешательства в жизнь дикой природы.

‒ Пробудить любознательность.

Образовательные:

‒ Познакомить детей с лесной почвой как источника здоровья леса.

‒ Сформировать представление о связи здоровья леса и его разнообразия.

Предварительная работа: беседа о лесе, о лесном покрове, о жизни лесных обитателей.

Материал кзанятию: макет травяного покрова, муляжи деревьев, цветы (сделанные руками детей), тонкие пластинки, для тропинок в лесу, картинки с обитателями леса, фотографии с живой и безжизненной почвой в лесу, фотографии с подземными обитателями, изображением насекомых и их среды обитания, магнитофон, запись лесных звуков, две графические сетки.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, как думаете, о чем будет наш разговор? А помогут вам ответить подсказки. Посмотрите, пожалуйста, на картинки (с изображением леса, лесных обитателей), Что их всех объединяет?

(Ответы детей).

Их объединяет общий дом, а зовется этот дом — лес. (Слайд № 2)

Воспитатель: А сейчас мы закроем глазки и очутимся на лесной полянке (звуки леса) (Слайд № 3)

Воспитатель: Ребята, вам нравится эта полянка? Чем она вам нравится? Что здесь растёт? Кто ещё живёт на этой полянке? Давайте мы с вами вдохнём аромат леса. В лесу можно понюхать цветы, грибы, листья деревьев и разные травки. Понаблюдать за жизнью насекомых, птиц, животных. Вам нравится жизнь на этой красивой лесной полянке.

Посмотрите, здесь все чем- то заняты. Пчёлы собирают нектар, насекомые ползут по своим делам, муравьи строят муравейник, растения перешептываются друг с другом. И, кажется, сейчас мы услышим звон колокольчика. Можно ли сказать, что там, где много лесных обитателей, лес здоровый?

(Впечатления детей, их рассказы, ответы, беседа).

Воспитатель: Ребята, а жизнь на этой полянке может остановиться?

(Версии детей).

Взгляните на две фотографии (рисунка) — чем они отличаются? (на одной много тропинок). Слайд № 4)

Откуда они появились? Почему на тропинках нет лесных обитателей?

Если мы с вами часто будем ходить по этой полянке, то почва станет какой? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, мы с вами проведём небольшой эксперимент. Посмотрите, у нас в прозрачном контейнере находится грунт. Он рыхлый, мягкий, воздушный. Он живёт, дышит. Сейчас мы начнём его постепенно утрамбовывать, и посмотрим, что с ним произойдёт. (Ступкой с одной стороны ёмкости утрамбовать грунт). Давайте сравним наш грунт. С одной стороны он мягкий, рыхлый, воздушный, а с другой? (Ответы детей).

В плотной почве нет воздуха и воды. Она становится твёрдой, безжизненной. Исчезнут растения, грибы, цветы, а вместе с ними и насекомые. Птицы не будут вить себе гнёзда в траве, семена деревьев, кустарников, цветов никогда не прорастут на этой вытоптанной земле. Молодые деревья не будут здесь расти, а старые начнут задыхаться. Им становится душно в уплотнённой почве. Они начинают засыхать. У них появляются мёртвые вершины. Не будет запахов и ароматов леса, жизнь уйдёт с этой полянки. Если тропинок много, лес медленно умирает. Печально бывать в таком лесу. И он станет вот такой (фотография с вытоптанными тропинками). Можно ли сказать, что лес стал больным? (Слайд № 5, № 6, № 7)

Что стало с нашей полянкой? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами немножко пофантазируем. Перед вами две графические «сеточки». (Одна — мягкие линии, другая — жесткие).

Определите, какая «сетка» подходит под полянку, где есть жизнь, какая — под мертвую землю (эмоционально голосом помогаем сделать правильный выбор).

Как раскрасим первую? с использованием всех цветов (разноцветными карандашами). Почему? Как вы думаете?

Как раскрасим вторую? с использованием серого, черного, коричневого цвета. Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: ребята, скоро лето. И мы сейчас с вами поедем в летний лес. Давайте возьмёмся за руки и отправимся в лес. Приехали, и медленно подходим к лесу. Как вы думаете, где будем в него заходить?

(Ответы и предложения детей)

Воспитатель: Мы будем заходить в лес там, где есть тропинка, новую тропинку делать не будем?

(Ответы и предложения детей).

Нет.

Ребята, а бывает лес недалеко от домов, прямо в городе, он называется лесопарк. Там гуляет много-много людей. Как же спасти такой лес-парк от вытаптывания?

(Ответы и предложения детей).

Воспитатель: Ребята, мы предлагаем сделать деревянные мостки — мостики, настилы, для путешествия по этому лесу. (Слайд № 8) Так мы с вами сохраним жизнь лесных обитателей и не нарушим среду обитания насекомых, и сможем любоваться природой, наслаждаться ароматом леса наблюдать за жизнью лесных обитателей.

(Дети делают деревянный настил).

Воспитатель: Как вы думаете, мы с вами сделали доброе дело? Почему?

Воспитатель: Ребята, перед вами фотография леса, в каком месте будем заходить в лес? Тропинка еле заметная. Но если приглядеться её можно увидеть. (Слайд № 9)

(Ответы детей)

Воспитатель: Для того чтобы меньше вредить лесу, нам следует ходить только по уже протоптанной тропинке, новые тропинки не делаем.

А если пошли собирать грибы? Всё равно заходим по тропинкам. И только когда пришли в грибной лес — расходимся, договорившись, где на тропинке встретимся.

А костры где делаем? Там где они уже были. Почему?

Воспитатель: Ребята, посмотрите на фотографии и определите где здоровый лес, а где больной? (Слайд № 10)

Как узнали?

(Ответы детей).

(Здоровый лес отличается разнообразием растений и животных)

Воспитатель: Ну, а теперь самый сложный вопрос. Как надо вести себя в чужом доме, в гостях?

Шумим? Заглядываем, куда хотим? Забираем «на память» чужое? Надоедаем хозяевам?

(Ответы детей)

А почему я задала этот вопрос? Ведь мы говорили о другом доме, в котором живут не люди, а лесные жители — о лесе.

Как надо вести себя в нём, когда идём в гости?

(Ответы детей)

Воспитатель: (Скромно, не делать то, что не понравится жителям леса, не создавать для них проблем; помнить, что не мы, а они в лесу главные, они хозяева- зайцы, птицы, муравьи, другие насекомые, неважно — нравятся они нам или нет, считаем мы их «полезными» или нет. Мы гости в лесу. Поэтому должны находиться там, не нарушая традиций существования обитателей леса).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть участниками в решении проблемы сохранения леса? Что вам понравилось? Что для вас было трудным и непонятным? Хотели бы вы и дальше принимать участие в таких проблемах, как сохранение жизни в лесу?

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 183-185):
Часть 3 (стр. 179-259)
Расположение в файле:
стр. 179стр. 183-185стр. 259

Молодой учёный