Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 19.11.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Родина, Н. Н. Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность / Н. Н. Родина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6806/ (дата обращения: 25.12.2024).



Без природы в мире детям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться как друзья.

Л. Парукова

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание людей всех возрастов и профессий.

Экологическое мировоззрение — это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека.

Начало этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Для построения методики можно выделить специальное экологическое понятие — «взаимодействие человека с природой», с помощью которого, как считает Николаева С. Н. (автор экологических программ для дошкольников), легко продемонстрировать любые взаимодействия людей на природу, как экосистему.

Вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Наблюдения, обсуждение, наглядное моделирование позволяют старшим дошкольникам понять идею «общего дома».

Человек — часть природы, он живет и развивается по ее законам. Только в единении с природой человек может существовать — жить. Ведь мы, люди, не можем существовать без воздуха, воды, пищи. И они должны быть в большом количестве и хорошего качества. Потому что, если человек дышит грязным воздухом, пьет грязную воду, ест недоброкачественную пищу, он загрязняет свой организм. А такой организм плохо работает, начинает болеть. Человек должен заботиться о природе так, чтобы она дарила здоровье, без вреда себе приносила людям свои плоды, которые человек, опять-таки, использует для укрепления и приумножения своего здоровья. Из этого можно сделать вывод, что здоровье каждого человека на Земле зависит от здоровья природы.

Природная среда — это условия, в которых живут и работают люди. От нее зависит не только состояние здоровья населения Земли в данный момент, но и будущее всего человечества.

Охрана окружающей среды — это сохранение безопасности мира, который нас окружает. Именно этой проблемой занимается наука «Экология», изучающая взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой. А людей, которые работают в этой области, называют экологами. «Охранять природу — значит охранять Родину» (Пришвин М. М.).

Существование природы не зависит от людей, а существование людей полностью зависит от природы. Берегите Природу! Оберегая ее, мы сохраним планету Земля, на которой мы живем!

Далее предлагаю Вам один из вариантов воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Конспект ООД по познавательному и художественно-эстетическому направлению для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Друзья Природы»

Цель: Формирование в детях экологической культуры: способность воспринимать красоту природы, бережного отношения к ней и желание оберегать ее.

Задачи:

  1. «Речевое развитие» — активизировать словарный запас детей.
  2. «Познавательное развитие» — расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе.
  3. «Речевое развитие» — развивать умение детей высказывать свои мысли по теме деятельности.
  4. «Художественно-эстетическое развитие» — развивать воображение и творческие способностей детей дошкольного возраста через рисование запрещающих знаков экологического содержания.

Тип мероприятия: непосредственно образовательная деятельность.

Используемые приемы, методы:

наглядные — мультимедийные демонстрационные ресурсы интерактивной доски; иллюстрации;

словесные — стихотворения, беседа, вопросы и ответы, непосредственное общение;

практические — продуктивная деятельность — рисование, физминутка «Бабочки».

Технологии обучения: интерактивные, игровые, практические.

Предварительная работа: беседа с детьми и рассматривание иллюстраций о природе, правильном поведении людей на природе.

Оборудование: интерактивная доска; иллюстрации по теме занятия. Изоматериал: бумага, пастель, мелки.

Основные источники информации: литература и интернет.

Прогнозируемый результат: Получение детьми расширенной экологической информации о необходимости бережного отношения к природе с целью сохранения благоприятной окружающей среды, необходимой для жизни всего человечества и для нашей планеты Земля. Воспитание в детях положительного отношения к природе — защитников природы. Создание детьми запрещающих знаков экологического содержания.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скажите, как вы понимаете, что такое ПРИРОДА?

Ответы детей: Природа — это все существующее во вселенной, материальный мир планеты Земля, естественная среда обитания — все, что не создано руками человека. Она существовала еще до появления человека на Земле.

Природа — это естественная оболочка нашей планеты Земля, включающая в себя: микроорганизмы; растительность (флора); животный мир (фауна). Все, что растет — это живая природа. Водоемы, почва, песок, горы, скалы, пещеры, погода и климат относятся к неживой природе. Сам человек, также, является частью природы.

Воспитатель по необходимости добавляет ответы детей новыми словами: «флора», «фауна» и т. д. Изучением природного мира занимаются многие науки: физика, химия, биология, астрономия, которые называются естественными. Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией, люди — экологами.

( Применение интерактивной доски — изображение природного мира планеты Земля).

Воспитатель: Природа вокруг нас. Она удивительна в своем разнообразии. Она восхищает нас не только визуально, но и красотой своих звуков. Ребята, а вы обращали внимание на звуки в природе? Какие звуки вы слышали и где?

Ответы детей : Пение птиц в лесу, звуки крыльев птиц, шелест листьев в лесу, жужжание пчел и жуков, стрекотание кузнечиков и цикад, песня сверчка, голоса животных, завывание ветра зимой — вьюга, шум порывистого ветра, шум дождя, журчание ручья, шум морских волн и т. д.

( Применение интерактивной доски — дети слушают звуки природы и говорят, что они слышат).

Воспитатель : Музыка природы прекрасна! Мы любуемся природой: ее красотой, запахами цветов, звуками. Чтобы отдохнуть мы едем на природу: в лес, на речку и т. д. Ребята, а умеете ли вы вести себя правильно на природе, чтобы не нанести ей вред? (Ответы детей).

Воспитатель : Предлагаю вам, ребята, рассмотреть несколько ситуаций правильного и неправильного поведения людей на природе. Игра «Экологический светофор» — три цвета — аналогично ПДД. Красный цвет — так делать нельзя, желтый — остановись и подумай, зеленый — правильно поступаешь.

( Применение интерактивной доски — рассматриваются ситуации правильного и неправильного поведения людей на природе).

Дети объясняют каждую ситуацию и «включают» нужный цвет в кружочке около картинки:

— дети вешают скворечники для птиц (зеленый цвет)

— дети сажают деревья в городе (зеленый цвет)

— ребенок с сачком бежит ловить бабочку (желтый цвет)

— человек ломает ветки дерева (красный цвет)

— ребенок топчет цветы (красный цвет)

— в лесу разожгли костер (красный цвет)

— загрязненный мусором лес, город (красный цвет)

— загрязненная мусором река (красный цвет)

— свалка мусора, загрязняющая почву (красный цвет)

Задумывались ли вы, ребята, за какое время происходит разложение мусора в земле? (Применение интерактивной доски — загрязненная почва).

Вот каковы сроки разложения мусора в почве:

— пищевые отходы — 1 месяц,

— листья, семена, ветки — 3- 4 месяца,

— обычная бумага — 2 года,

— доски со стройки — 10 лет,

— железные банки — 10 лет, старая обувь — 10 лет,

— фольга — 100 лет, электронные батарейки — 110 лет,

— резиновые покрышки от машин — 120–140 лет,

— пластиковые бутылки — 180–200 лет,

— алюминиевые бутылки (самый опасный мусор) — 500 лет.

Как вы думаете, ребята, к чему может привести загрязнение почвы и водоемов?

Ответы детей : Загрязнение почвы и водоемов могут привести к гибели планеты Земля. В реках и морях может погибнуть вся рыба и морские животные. А загрязнение почвы ухудшает ее, превращает в свалку и вредит, мешает растительному миру, животным, которые живут под землей. Почва будет непригодной для жизни растений. Разложение бытового мусора в земле загрязняет и отравляет грунтовые воды, которые человек использует для питья.

Воспитатель : Верно. Поэтому относитесь к природе бережно, не загрязняйте ее. Ведь природа — бесценный дар для человечества. А для ненужных отходов есть специальные контейнеры для мусора.

А сейчас мы с вами, ребята, отдохнем и поиграем.

(Проводится физминутка «Бабочка»)

Воспитатель : Мы с вами на поляне.

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево),

Больше спать не захотел (туловище вперед, назад),

Шевельнулся, потянулся (руки вверх — потянуться),

Взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо, влево).

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется (покружились, полетали).

Воспитатель : А теперь я предлагаю вам, ребята, как настоящим Друзьям и защитникам природы, придумать и изобразить «Запрещающие знаки».

На листах бумаги круглой формы, аналогично запрещающим знакам по ПДД, дети рисуют ситуацию, которая вредит окружающей среде, оформляя символику в красный запретный цвет под музыкальное сопровождение «Звуки природы».

Воспитатель : Ребята, заканчиваем рисовать «Запрещающие знаки» и вывешиваем их на доске. (Дети заканчивают рисовать, встают и размещают свои работы на магнитной доске). Расскажите, какие «Запрещающие знаки» вы изобразили, и что вам особенно запомнилось из нашего занятия.

Рефлексия. Закрепление пройденного материала.

— О чем мы говорили?

— Как нужно относиться к природе?

Каждый ребенок рассказывает, что ему запомнилось или понравилось в процессе образовательной деятельности, и объясняет значение своего «Запрещающего знака».

Рассматриваются все работы дошкольников: «Не засоряйте водоемы», «Не бросайте мусор в лесу», «Не разжигайте костер в лесу», «Не ломайте деревья», «Не разоряйте гнезда», «Не топчите цветы», «Не обижайте птиц» и т. д.

( Применение интерактивной доски — изображения различных запрещающих экологических знаков)

Дети читают стихотворение «Береги природу»:

1 ребенок

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.

Терзал за веком век,

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

2 ребенок

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

3 ребенок

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов.

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек — всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!

( Применение интерактивной доски — изображение природы и красивые звуки природы).

Воспитатель : За ваши знания, ребята, вам вручаются медали, и присваивается звание «Друзья и защитники Природы». ( Детям вручаются медали «Друзья и защитники Природы»). Очень надеюсь, ребята, что свое правильное отношение к природе вы проявите и в дальнейшей своей жизни. Берегите Природу! Берегите нашу планету Земля — она наш общий дом!

Похожие статьи

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ

Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности

Формирование экологических представлений у дошкольников посредством использования экспериментальной деятельности

Похожие статьи

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ

Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности

Формирование экологических представлений у дошкольников посредством использования экспериментальной деятельности

Задать вопрос