Природа — единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание. Походы и экспедиции — не только средство познания своего края, а также средство физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, формирования трудовых и прикладных навыков школьников.
И. Гете
Современным детям редко предоставляется возможность непосредственного изучения окружающей среды. Освоение школьной программы по предмету «биология», как правило, имеет теоретическую направленность, а на практические исследования отводится не так много времени. Исправить эту ситуацию помогает система дополнительного образования, где практика и теория занимают равные по количеству учебных часов разделы. Но даже ежедневных выходов на природу в пределах города недостаточно для полноценного развития исследовательских умений обучающихся.
За время работы центра экологического воспитания МАУ ДО «ДТДМ» г. Магнитогорска его сотрудниками накоплен большой опыт по проведению летних экологических практик на особо охраняемых природных территориях Челябинской области с целью организации исследовательской деятельности обучающихся. В последние три года воспитанники экоцентра проводят свои исследования на территории Башкирского государственного заповедника. Полевая практика проходит в течение 6 дней в период летних каникул.
Главная цель мероприятия — знакомство с особенностями работы научных сотрудников заповедника и освоение практики организации и проведения собственных научных исследований. За время нахождения на территории заповедника ребята изучают местную флору и фауну, устанавливают основные взаимосвязи между животным и растительным миром, осваивают правильное поведение на природе, участвуют в природоохранных мероприятиях. Как правило, участниками летней полевой практики становятся ученики 5–10-х классов, которым интересна научно-исследовательская деятельность.
В организации летней полевой практики можно выделить несколько этапов.
- На первом, подготовительном, этапе происходит определение тем, объектов и методик исследования. Группа делится по интересам, обычно это ботаники и зоологи. На данном этапе устанавливается связь с научными сотрудниками заповедника, уточняются сроки проведения практики и обсуждаются исследовательские темы.
Составляется список специального оборудования, подбираются необходимые справочники. Педагоги определяются с темами мастер-классов, которые они проведут в полевых условиях для участников экспедиции.
Поскольку практика продолжается 6 дней, то необходимо разработать программу досуговых мероприятий и подготовить необходимый спортивный и игровой инвентарь. На этом же этапе проводится собрание для родителей, которые в специальной анкете сообщают интересы ребенка, предпочтения в питании, наличие проблем со здоровьем.
- Второй, основной, этап полностью посвящается организации и проведению полевых исследований. Группы участников полевой практики или отдельные ученики получают задания непосредственно у своих руководителей. На втором этапе экспедиции ее участники занимаются сбором коллекционного материала, ведут полевые дневники, выполняют творческие задания по изготовлению различных предупреждающих экологических знаков или плакатов с агитационным материалом, участвуют в природоохранных мероприятиях (очистка территорий от мусора, сбор лекарственных растений). В этот же период сотрудники заповедника проводят для ребят мастер-классы и организуют экскурсии.
- На третьем этапе происходит камеральная обработка собранного материала, который проходит первичную сортировку непосредственно в природе. Основные работы по анализу полученного материала проводятся по возвращению в Центр экологического воспитания и включают в себя обработку полученной информации, построение графиков и диаграмм, составление таблиц, оформление фотоотчетов, обобщения, выводы. Каждый участник экспедиции, в зависимости от выполняемого задания, должен подготовить индивидуальный или групповой отчет о проделанной работе.
- Заключительный, четвертый, этап проходит в форме итоговой конференции по результатам полевой практики. Каждая исследовательская группа готовит свой доклад и заслушивает отчеты других участников экспедиции. На конференции ребята общаются, задают друг другу вопросы, обмениваются опытом и обсуждают следующие летние полевые исследования.
В качестве примера хочется привести описание полевой практики, которая проходила летом 2022 года с целью изучения (описания) флоры и фауны природной территории ФГБУ «Башкирский государственный заповедник» и сбора материала для исследовательских работ.
Башкирский заповедник расположен в горнолесной зоне, до 80 % его территории занимают сосново-лиственничные леса, на долю степей приходится около 20 % территории заповедника. Проживание членов полевой экспедиции осуществлялось в палаточном городке рядом с деревней Саргая Бурзянского района республики Башкортостан (см. рис. 1).
Рис. 1. Палаточный городок участников летней полевой практики
Основной целью экспедиции являлся сбор материала для детских научно-исследовательских работ и проектов. За время полевой практики ребята должны были познакомиться с природным и растительным миром заповедника, освоить основные методы изучения природных объектов, научиться собирать необходимый материал для своих исследований.
Перед началом экспедиции обучающиеся совместно с научными сотрудниками заповедника определили области своих исследований. В зависимости от научных интересов ребята разделились на три группы исследователей: ботаники, энтомологи и орнитологи. По каждому из направлений был разработан маршруты и определен помощник руководителя из числа сотрудников заповедника, который сопровождал ребят по территории заповедника.
Для ботанических исследований были определены два маршрута. На первом маршруте ребята изучали распространение синантропного растения лебеды вдоль экологической тропы «Арадый». Второй маршрут был организован с целью описания прибрежной растительности реки Узян и определения площади покрытия зеркала воды белокопытником (площадь зарастания) (см. рис. 2).
Рис. 2. Исследование прибрежной растительности реки Узян
На третьем энтомологическом маршруте юные исследователи определяли видовую принадлежность стрекоз и ночных чешуекрылых (бабочек) Башкирского государственного природного заповедника. Согласно одной из задач исследования ребята должны были определить, какие виды бабочек и в каком количестве встречаются на территории заповедника в ночное время суток ранним летом (см. рис. 3).
Рис. 3. Сбор материала на энтомологическом маршруте
Четвертый орнитологический маршрут был посвящен изучению пернатых обитателей заповедника. Во время следования по маршруту орнитолог заповедника познакомила ребят с биотопами заповедника, рассказала о видовом разнообразии птиц на территории заповедника, а также об истории орнитологической работы. Во время работы на маршруте ребята учились различать птиц по голосам, по внешнему виду, по силуэту (см. рис. 4).
Рис. 4. Начало орнитологического маршрута
Таким образом, на примере проведения полевой практики в Башкирском государственном заповеднике можно проследить основные этапы и принципы организации исследовательской деятельности обучающихся в полевых условиях. Из главных положительных моментов описанной экспедиции следует отметить совместную работу с научными сотрудниками заповедника, которая очень полезна как обучающимся, так и педагогам. Несмотря на то что долгое пребывание детей на природе создает для педагогов дополнительные трудности, без полевых практик невозможно воспитать настоящего натуралиста.
Литература:
- Башкирский государственный природный заповедник. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://bashzapoved.ru/
- Зеркова, Р. В. Организация и проведение учебно-полевой практики по методике обучения биологии / Р. В. Зеркова // Вопросы гуманитарных наук. — 2008. — № 4(37). — С. 58–61.
- Станис, Е. В. Экологическое образование, полевая практика и формировании личности / Е. В. Станис, Н. С. Булдович // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2021. — № 8. — С. 16–19.