Поддержание полноценных условий существования общества и удовлетворения все возрастающих его потребностей невозможно без природных ресурсов, которые являются частью природной среды. Для восстановления своих физических и духовных сил, а также удовлетворения познавательных потребностей человек использует рекреационные ресурсы, которые обладают социокультурной и научно-познавательной ценностью. Есть такие объекты и в окрестностях города Златоуст. Во-первых, это — гора Косотур, которая находится в историческом центре города, и с 1987 года имеет статус памятника природы. Высота горы составляет около 600 метров, и с ее вершины можно увидеть практически весь город (см. рис. 1)
Рис. 1. Вид с Малого Косотура на город
С середины XVIII века у подножия горы начали строиться первые заводские поселения, началось промышленное освоение территории. Эти процессы не могли не отразится на внешнем облике горы, поэтому решение о включении горы Косотур в список памятников природы продиктовано, прежде всего, необходимостью сохранения ее природного ландшафта. Во-вторых, — это уникальный природный объект, расположенный в окрестностях города Златоуст, национальный парк «Таганай», созданный в 1991 году с целью экологического просвещения населения и сохранения природы в первозданном виде.
Сегодня особо охраняемые природные территории (ООПТ), к которым относятся заповедники и национальные парки, все чаще используются в педагогической практике для проведения занятий по экологическому просвещению и воспитанию обучающихся. Образовательный потенциал ООПТ заключается в том, что знакомство с природными объектами и экологическими проблемами происходит не по учебникам в классе, а в естественных, полевых условиях на основе проведенных исследований. Данное направление полностью соответствует ФГОС, в котором предусмотрены требования к овладению обучающимися проектной и исследовательской деятельностью для решения социально значимых задач.
Потребность в познании мира заложена в каждом ребенке. С помощью памятников природы можно значительно расширить границы образовательного пространства обучающихся. Естественная природная среда как нельзя лучше помогает ребенку раскрыть свои способности и интересы, проявить активную позицию в обучении. Образовательный процесс, организованный на территории памятника природы, в первую очередь, направлен на эмоционально-чувственную сферу ребенка, помогает сформировать его нравственные ценности, обучить правилам поведения на природе, получить необходимые жизненные навыки.
Близость природного объекта обеспечивает проведение наблюдений и экспериментальных исследований, позволяющих оценить масштабы антропогенного воздействия на ту часть природной среды, в непосредственном контакте с которой обучающиеся находятся ежедневно.
Использование образовательного потенциала памятников природы рассмотрим на примере г. Косотур. Для определения стратегии организации учебно-воспитательного процесса на территории памятника природы обратимся к методическим рекомендациям по обновлению содержания экологического образования [1]. В документе указаны критерии и показатели результатов современного экологического образования: экологическая и эколого-культурная грамотность, экологически безопасное поведение, экологическое мышление, экологически ответственное мировоззрение. Мы полагаем, что для достижения результатов экологического образования необходимо сочетать познавательную и практическую деятельности, создавать условия для смены способов научного, этического, эстетического, практического освоения не столько самой природы, сколько реального отношения к ней человека в конкретных делах и поведении [2].
Изучение памятника природы г. Косотур непосредственно связано с историей города, поэтому мы не могли не включить в образовательный процесс краеведческие вопросы. В основе школьного экологического краеведения лежит междисциплинарный подход к педагогическому процессу, направленному на изучение местных природных и социоприродных экосистем, их временных изменениях, поиске доступных способов решения экологических проблем на уровне района и области.
В исследовательской деятельности обучающихся в особо охраняемых природных территориях можно выделить три этапа. На первом этапе происходит определение направления исследования, выявляются как стабилизирующие, так и дестабилизирующие факторы, определяется актуальность и формулируется тема исследования. На втором этапе обучающийся ведет поиск информации непосредственно осуществляя полевые исследования, используя краеведческую литературу, интервьюируя златоустовцев. На последнем этапе юный исследователь представляет результаты своей работы на конференции.
Исследовательские работы обучающихся, как правило, нацелены на изучение взаимодействия социальных и экологических факторов.
Например, одно из направлений — это изучение антропогенных воздействий, выявление их законности и определение последствий. Знакомство с нормативной базой ООПТ подтвердило факт несоблюдения законодательства при строительстве Петровского моста, что привело к нарушению Южного склона памятника природы. Организация экологической тропы на этом же склоне усилила воздействие на почвенный покров в месте подъема на гору и утраты микрогруппировки астрагала уральского (Красная книга Челябинской области, 1 категория охраны). На этих примерах мы видим, как переплетены социальные и экологические вопросы.
Еще одно исследовательское направление — это изучение биоразнообразия на территории ООПТ, которое проводится с помощью мониторинга на видовом и экосистемном уровнях (см. рис. 2).
Рис. 2. Проведение исследования на территории г. Косотур
На видовом уровне уже более 20 лет изучается состояние популяции уже упомянутого астрагала уральского (Красная книга Челябинской области, 1 категория охраны). Влияние различных экологических факторов осуществляется на основании оценки семенной продуктивности растения. Мы изучили микрогруппировки лиственницы Сукачева. Интерес к этому виду обусловлен тем, что после вырубок во время Великой Отечественной войны остались единичные деревья, которые служат для естественного восстановления леса. После войны были осуществлены посадки лиственниц, привезенных из Башкирии. Объектом нашего исследования также стала ветренница алтайская. Внимание к этому, распространенному в окрестностях Златоуста растению, объясняется тем, что каждую весну златоустовцы начинают активно собирать его в букеты.
На экосистемном уровне мы начали с этноэкологических исследований, раскрывающих исторически сложившиеся отношения местного населения с экосистемами памятника природы. Среди антропогенно-преобразованных территорий мы нашли участок первичного леса. Уникального, какого нет на территории Челябинской области. Мониторинг этого участка ведется тоже более 20 лет. Большой интерес вызвало изучение естественного и искусственного восстановления леса. Обнаружено несколько типов биоценозов: посадки сосны и лиственницы, березовый лес, смешанный лес, скальный гольцовый участок, горный остепненный участок.
Отдельным направлением стало исследование видового состава орнитофауны и влияние фактора беспокойства. Был изучен видовой состав ихтиофауны городского пруда, примыкающего к горе с момента основания города до наших дней.
В зависимости от характера проблемы и проделанной работы, результатом исследования может стать как овладение обучающимся основ экологической культуры, так и конкретная помощь в решении актуальной проблемы, что может послужить хорошей мотивацией для дальнейшей работы и развития. Например, на территории памятника природы г. Косотур силами обучающихся регулярно проводятся субботники по очистке территории и организуется посадка леса.
Образовательный процесс на особо охраняемых природных территориях можно проводить в самых различных формах, например творческие сборы, которые были организованы для обучающихся 5–11-х классов в национальном парке «Таганай». Все участники сборов были разделены на группы по интересам. Кроме учителей занятия проводили также сотрудники парка, краеведы, журналисты. Ребята занимались фотографией, снимали видеосюжеты, рисовали картины, писали стихи и вели репортажи, составляли композиции из природного материала, пели песни, путешествовали по экологической тропе. Каждый желающий мог попробовать проявить свои таланты в нескольких группах, переходя из одной в другую. Закончились сборы большим представлением, которое прошло в лесу. Подобная форма работы позволяет познавать природу комплексно через науку и искусство, формировать единую картину мира.
Особо охраняемые территории имеют огромный образовательный потенциал. В заповедниках и национальных парках просветительскую деятельность проводят работающие в них сотрудники, а на территории памятников природы образовательную деятельность можно организовать силами учителей учебного заведения. Использование образовательного потенциала ООПТ развивает у обучающихся способность выявлять связи между природными, социальными и экономическими процессами на локальном уровне, формирует умение проводить анализ экологических проблем, искать варианты их решения, делать выбор на основе научных знаний и экологических ценностей.
Литература:
- Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации экологического образования с целью формирования экологической культуры обучающихся / Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н., Шмелькова Л. В.; под ред. А. Н. Захлебного. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 62 с.
- Едалина Т. А. Конструирование и анализ урока с использованием педагогических технологий. Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 4.
- Заикина Е. А. Использование ресурсного потенциала природной окружающей среды в образовательном пространстве учебного заведения. В сб. «Наследие Земли уральской: эколого-краеведческий сборник, посвященный памяти Владимира Васильевича Поздеева/ сост. Т. Л. Корецкая. — Челябинск, 2017, с.202–205
- Заикина Е. А. Косотур-гора. Летопись. — Москва, 2019.
- Заикина Е. А. Косотур-гора. Хроники. — Москва, 2022.