Музей природы и экологии Урала как образовательный, воспитательный и просветительский ресурс (на примере МБОУ СОШ № 121 г. Снежинска Челябинской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Плахова, Н. Ю. Музей природы и экологии Урала как образовательный, воспитательный и просветительский ресурс (на примере МБОУ СОШ № 121 г. Снежинска Челябинской области) / Н. Ю. Плахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45.1 (544.1). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/archive/544/118714/ (дата обращения: 03.12.2024).



Современная система образования все больше акцентирует внимание на важности экологического воспитания. В частности, в статье 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» говорится, что воспитание обучающихся должно быть направлено, в том числе, и на бережное отношение к природе и окружающей среде [1]. Большой потенциал в решении данного вопроса заложен в возможностях внеурочной деятельности и системы дополнительного образования. Учитывая, что сегодня образовательный процесс направлен на вовлечение обучающихся в научно-практическую и исследовательскую деятельность, все большее развитие получает такое направление как музейная педагогика.

В рамках музейной педагогики образовательный процесс выстраивается с использованием возможностей музейной среды, через диалоговое взаимодействие обучающихся и сотрудников музея. Основными задачами музейной педагогики выступают расширение кругозора обучающихся, стимулирование их познавательной деятельности, формирование навыков проведения научных исследований. Школьники во время посещения музея знакомятся с подлинными образцами того, что относится к области культуры, в том числе и экологической (см. рис. 1).

Сегодня в обществе растет запрос на создание и развитие естественнонаучных музеев. Это связано с интересом и актуальностью к глобальным экологическим проблемам и их влиянию на условия жизни каждого человека. Чем раньше человек начнет познавать сложность и взаимосвязанность экологических явлений и процессов, тем быстрее будет формироваться его экологическое мировоззрение. Особенно это актуально для младших школьников, которые только начинают познавать окружающий мир на научной основе.

Экспонаты музея природы и экологии Урала

Рис. 1. Экспонаты музея природы и экологии Урала

Неоценимый вклад в этот процесс могут внести именно музеи, имеющие богатый выставочный материал, и экспонаты, отражающие природное богатство и разнообразие родного края. Такие музеи все чаще становятся своеобразными центрами экологической культуры и образования.

Воспитательную и познавательную ценность имеет также и привлечение обучающихся к созданию школьного музея. Эта деятельность развивает у детей креативность, самостоятельность, осознание причастности к общественно значимому событию. Особых навыков требует поиск и сбор экспонатов, их обработка, описание, оформление.

Идея открытия школьного естественнонаучного музея не была случайной. В декабре 2021 года наше образовательное учреждение получило статус региональной инновационной площадки по направлению «Экологическое образование: концепция новой образовательной модели». К этому периоду в нашей образовательной организации сложились все необходимые условия для создания новой школьной площадки — музея природы и экологии Урала. На принятие окончательного решения в первую очередь повлияли большое желание коллектива, наличие необходимых знаний, умений и навыков, помощь всех заинтересованных структур.

За год до формирования основной тематической экспозиции в коллективе была проведена работа по разработке концепции музея, определены основные формы и методы работы, учитывающие традиции и изменяющиеся условия.

На следующем этапе мы сформулировали цель и задачи нового музея. Целью работы музея было заявлено формирование у обучающихся ответственности за сохранение природы, а также прошлого и настоящего своей малой Родины. В качестве основных задач музея мы определили формирование экологической культуры школьников за счет расширения образовательного пространства, получение новых экологических знаний благодаря исследовательской деятельности, развитие природоохранного и краеведческого направления, активная экскурсионная работа в рамках экологического просвещения населения (см. рис. 2).

Проведение экскурсии в музее природы и экологии Урала

Рис. 2. Проведение экскурсии в музее природы и экологии Урала

Главное в любом музее — это экспонаты, для сбора которых были привлечены учителя, обучающиеся и их родители, а благодаря средствам массовой информации городские организации и жители города. Процесс формирования коллекций продолжался в течение года и не закончился по настоящий момент.

Таким образом, был сформирован фонд музея, который потребовал организации особого вида работы — систематизации, классификации, описания каждого экспоната, создания условий для его сохранения. Для выполнения этой деятельности мы решили привлечь наиболее ответственных старших школьников.

В каждом музее, как правило, выделяют основной и научно-вспомогательный фонд. В нашем случае, предметы музея на 90 % представлены природными материалами недостаточной сохранности, которые мы решили отнести к научно-вспомогательному фонду. Сохранность экспонатов в музее обеспечивается с помощью специально приобретенной морозильной камеры, инсектицидных аэрозолей и пластин от моли. Все работы, направленные на предотвращение разрушения экспонатов, проводятся педагогами и старшими школьниками.

Уже на стадии проектирования музея мы закладывали в него большой исследовательский потенциал, поэтому с первого дня открытия стали позиционироваться как музей-лаборатория с возможностью организации различных видов исследовательских работ (см. рис. 3).

Исследование оперения птиц в музее природы и экологии Урала

Рис. 3. Исследование оперения птиц в музее природы и экологии Урала

На начальном этапе своей работы музей не имел постоянного помещения, что позволило коллективу приобрести полезный опыт передвижных выставок. Интересной идеей было соединить коллекцию насекомых, их фотографии и фототехнику в единой передвижной выставке «Микромир насекомых» (см. рис. 4)

Передвижная выставка «Микромир насекомых»

Рис. 4. Передвижная выставка «Микромир насекомых»

Основная работа в музее сегодня выполняется школьниками, которые на систематической основе занимаются поисковой, фондовой, экспозиционной, экскурсионной работой. Музей помогает детям раскрыть способности и таланты, попробовать себя в какой-либо новой деятельности, например провести научное исследование или освоить профессию экскурсовода.

Учитывая большой образовательный потенциал, музей постоянно ищет новые формы работы, оставаясь верным главному принципу «дети для детей». На сегодняшний день основными направлениями выступают: подготовка выставок и экспозиций, культурно-познавательный туризм, пополнение фондов новыми экспонатами, научно-исследовательская работа, просветительская деятельность, развитие социального партнерства, популяризация экологических профессий среди обучающихся.

Музей находится в постоянном развитии за счет реализации новых проектов. В ближайших планах — создание виртуального музея, который позволит одновременно расширить охват экскурсантов и сохранить особо хрупкие и уязвимые природные экспонаты.

Благодаря средствам массовой информации и социальным связям новость о работе музея быстро распространилась среди горожан, и в настоящее время наш музей посещают все возрастные категории населения от дошкольников до пенсионеров.

Таким образом, музей природы и экологии Урала сегодня смело можно рассматривать не только как средство образования, но и как городской просветительский и культурный центр. Музей позволяет вывести учебный процесс за рамки традиционных форм, наполнить образовательное пространство музейными экспонатами, провести научные исследования и эксперименты, развить интерес обучающихся к естественным наукам, показать всем посетителям красоту, неповторимость и разнообразие природы, которую необходимо беречь и охранять.

Литература:

  1. Морозова, О. Н. Проект создания Экологического музея на базе ООПТ «Поляна Бианки» в поселке Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской области / О. Н. Морозова, Н. А. Ступникова // Лучшая научная статья 2018: сборник статей XXI Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 30 ноября 2018 года / Ответственный редактор Г. Ю. Гуляев. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. — С. 125–130.
  2. Повзикова, Л. Н. Школьный эколого-биологический музей «окно в природу» как образовательный ресурс / Л. Н. Повзикова // Природное наследие и разнообразие Москвы как часть историко-культурного и урбанистического потенциала мегаполиса: Cборник статей по материалам открытой городской научно-практической конференции, Москва, 01–02 декабря 2022 года. — Москва: Московский городской педагогический университет, 2023. — С. 138–143.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Основные термины (генерируются автоматически): музей, музей природы, экология Урала, музейная педагогика, исследовательская деятельность, массовая информация, научно-вспомогательный фонд, образовательное пространство, образовательный процесс, школьник.


Похожие статьи

Формы и методы экологического воспитания обучающихся основного общего и среднего общего образования (на примере МОУ «Кизильская школа № 2», село Кизильское Челябинской области)

Перспективный план работы СП «Детский сад № 66» ГБОУ СОШ № 17 г. Сызрани по патриотическому воспитанию детей 6–7 лет посредством ознакомления с историей, природой и культурными традициями Самарского края

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Туристический маршрут «Исторические вехи города» (прогулка с дошкольниками по г. Шебекино Белгородской области)

Использование нетрадиционных техник изобразительного творчества в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья ГКУ г. Москвы ЦССВ «Южное Бутово»

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Экологическое образование и воспитание детей и подростков в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» Кунгурского района Пермского края

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическое образование) на тему «Животный мир родного края (Кольского полуострова)» для детей старшей возрастной группы

Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара)

Похожие статьи

Формы и методы экологического воспитания обучающихся основного общего и среднего общего образования (на примере МОУ «Кизильская школа № 2», село Кизильское Челябинской области)

Перспективный план работы СП «Детский сад № 66» ГБОУ СОШ № 17 г. Сызрани по патриотическому воспитанию детей 6–7 лет посредством ознакомления с историей, природой и культурными традициями Самарского края

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Туристический маршрут «Исторические вехи города» (прогулка с дошкольниками по г. Шебекино Белгородской области)

Использование нетрадиционных техник изобразительного творчества в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья ГКУ г. Москвы ЦССВ «Южное Бутово»

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Экологическое образование и воспитание детей и подростков в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» Кунгурского района Пермского края

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическое образование) на тему «Животный мир родного края (Кольского полуострова)» для детей старшей возрастной группы

Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара)

Задать вопрос