«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 12.10.2021

Статья просмотрена: 1534 раза

Библиографическое описание:

Сысоева, В. О. «Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника / В. О. Сысоева, М. И. Симонина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 205-208. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84577/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской деятельности. Подробно рассматриваются цель, задачи, способ и принципы организации переносной экспозиции и формы работы с ней. В статье описан успешный опыт реализации идеи «Музея в чемодане» в образовательной организации, где работают авторы, приведены примеры тем, которые можно реализовать на других образовательных площадках. Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения. Применение такой внеурочной формы работы поможет решить одну из актуальных во все времена проблем педагогики — повысить мотивацию учащихся.

Ключевые слова: мотивация, активное образование, самоуправление, проектная деятельность, исследовательская деятельность, экспозиция, экскурсия, театрализация.

Проблема поддержания мотивации к обучению в век клипового мышления и безграничного информационного пространства особенно актуальна. Уровень мотивации падает пропорционально увеличению возраста учащихся. При этом их интеллектуальные способности и возможности растут. И главная задача школы в этот момент — организовать в школе такое учебно-познавательное пространство, в котором у учащихся будет возникать внутренняя потребность принимать участие в каких-то проектах, общих делах, мероприятиях. Если ребенок видит, что в школе происходит что-то интересное, если знает, что ему готовы доверить проводить какое-то значимое для школы мероприятие, он будет стремиться реализовать свои таланты, пробовать себя в разных ролях. Обычно такими площадками для самореализации становятся школьные концерты, театральные постановки, школьная газета, ячейки молодежных движений, работающих в школе, кружки, занятия по внеурочной деятельности, школьный музей. Больше всего авторов статьи интересует музейное пространство. Однако не во всех школах есть возможность организовать полноценный музей, да и традиционный музей в понимании большинства школьников — это нечто замершее, неживое, негибкое, и значит — несовременное и неинтересное. А молодой человек — существо с подвижной психикой, устремленное в будущее. Значит, и поле развития ему требуется динамичное, способное подстроиться под интеллектуальные потребности каждого участника музейного организма и каждого его посетителя. Таким образом, идея переносного музея, «Музея в чемодане», музея со множеством вариантов экспозиций исключительно важна для педагогов, желающих идти в ногу со временем и организовать что-то интересное в своей школе.

Коллектив ГБОУ СОШ № 200 Красносельского района Санкт-Петербурга предлагает познакомиться со своим опытом организации «Музея в чемодане», который занял прочное место в урочной и внеурочной деятельности нашей школы. «Музей в чемодане» — это «живая», постоянно сменяющаяся переносная экспозиция, формируемая самими учащимися и представляемая ими на разных уровнях. По своей форме этот Музей представляет образовательное событие, где реализуются принципы ученического самоуправления, формируются навыки социального проектирования, где все учащиеся вовлекаются в проектную, исследовательскую и просветительскую деятельность.

«Музей в чемодане» работает по утвержденному администрацией образовательного учреждения Положению. Цель организации Музея — создание музейного пространства как вариативного образовательного пространства, в центре которого стоит индивидуальность ребенка. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

– организовать пространство для активизации познавательной, интеллектуальной и творческой инициативы максимального количества участников образовательного процесса;

– вовлечь учащихся в музейное дело, проектную и исследовательскую деятельность, основанную на принципах ученического самоуправления и социального проектирования;

– создать условия для сетевого взаимодействия школы с другими образовательными организациями, учреждениями культуры и науки.

Организация «Музея в чемодане» базируется на следующих принципах:

– принцип всестороннего развития личности: в ходе работы в «Музее» у каждого члена коллектива есть возможность реализовать свои способности в организаторской, исследовательской, научной, творческой сферах;

– процесс обучения проходит в максимально доступной для восприятия ребенком форме — игровой; вся информация, получаемая и транслируемая участниками, максимально наглядна и понятна детям, задействует все органы восприятия;

– принципы культуро- и природосообразности реализуются через максимальную ориентированность на личность каждого; при разработке сценариев мероприятий, обязательно учитываются возраст, особенности развития и культурная среда всех участников образовательного процесса. Посетителями «Музея в чемодане» смогут стать даже люди с ограниченными возможностями здоровья, к которым «Музей в чемодане» «приедет» сам;

– «Музей в чемодане» как динамическое музейное пространство, которое можно организовать в каждой школе, в любой аудитории, в любой организации, реализует принципы интерактивности своих экскурсий, саморегуляции и саморазвития. Все экспонаты можно трогать, ощущать, в ходе мероприятий постоянно ведется диалог, участвуют абсолютно все члены события, вопросы зрителей рождаются по ходу мероприятия, сценарии постоянно видоизменяются и трансформируются под определенную аудиторию, в ходе рефлексии члены проекта вносят коррективы.

В современном мире совершенствуются не только формы и методы обучения, но и организационные модели в образовании. В организацию образовательно-воспитательного пространства «Музея в чемодане» (рис. 1) как долгосрочного общешкольного проекта вовлечены все участники образовательного процесса и партнёры образовательной организации. Участниками проекта являются обучающиеся, кураторы (учителя, администрация школы, родители, представители организаций-партнёров), аудитория (учащиеся ОУ или иных учреждений культуры и науки). Администрация Музея (директор и руководители отделов Музея) работает на постоянной основе, в то время как члены проектных групп (отделов) Музея выбираются лишь на время реализации конкретного проекта. Отделы формируются согласно личностным качествам участников процесса, их талантам и желаниям: кто-то работает с аудиторией, кто-то с поиском и обработкой информации, кто-то занимается материально-техническим обеспечением процесса. Таким образом, он представляет собой цельную модель школьного самоуправления, организующую жизнь учащихся и формирующую у них навык работать в команде.

Организационно-управленческая модель «Музея в чемодане»

Рис. 1. Организационно-управленческая модель «Музея в чемодане»

Представляемая образовательная практика универсальна и может быть транслируема в любом образовательном учреждении. Главное, грамотно организовать процесс. Рассмотрим алгоритм создания «Музея в чемодане»,

На первом этапе на основе предпочтений или заказа действующих лиц проекта выбирается тема экспозиции. Информацию собирает и обрабатывает «Отдел по связям с общественностью» через «Ящик заказчика», который может быть организован как традиционным способом (ящик пожеланий, устный опрос), так и в электронном формате, например, через гугл-форму.

На втором этапе коллективно определяются цели и задачи, формы проведения, место и время предстоящего образовательного события, планируются этапы подготовки, распределяются роли каждого участника общего дела.

На этапе подготовки к мероприятию руководители отделов формируют проектные группы (не больше 5 человек в каждой), каждая из которых действует в рамках своего направления:

– отдел по связям с общественностью ведет рекламную деятельность в стенах школы и в интернет-пространстве;

– экспозиционный отдел формирует переносную экспозицию, которую и надо будет поместить в чемодан (в это время остальные экспозиции хранятся в специальных коробках у кураторов проектов, чтобы при необходимости можно было вернуться к уже созданной экспозиции и представить ее либо в уже имеющемся, либо в видоизмененном составе);

– научный отдел разрабатывает сценарий экскурсии, пишет научные статьи в школьную газету;

– отдел материально-технического обеспечения составляет смету расходов, предоставляет технические средства для проведения занятия.

Надо учесть, что члены каждой группы в каждом следующем проекте могут войти в состав другого отдела, чтобы реализовать свои потребности в данный момент.

На этапе проведения репетиций и самого мероприятия участники отдела просветительской деятельности проявляют себя в роли экскурсоводов и актеров в ходе театрализации события в своем образовательном учреждении и на других площадках оффлайн или онлайн. Экскурсии длительностью до 45 минут могут носить как однократный, так и многократный (цикл занятий) характер.

В заключение происходит рефлексия: проводится анализ проделанной работы, намечаются пути коррекции и дальнейшего развития работы «Музея в чемодане». Проведенное мероприятие освещается в школьных СМИ с обязательной организацией обратной связи, материалы (фотоотчет о проведенном мероприятии, сценарии экскурсий) выкладываются на сайте школы в разделе «Научная деятельность».

Чему может быть посвящена экспозиция «Музея в чемодане»? «Празднование Нового года в Советском Союзе», «Народные промыслы», макет военных сражений, история математических или физических приборов, набор химика, «История русского рока», «Физика в игрушках», «Война в моей семье», «История нашей школы», «История моего района», «Культура Серебряного века», «Импрессионисты», «Физика в доме», «История развития освещения», «Фотопечать», «От граммофона к патефону», «В мире часов», «Учебники наших родителей», и т. д. Экспозицию могут составить любые экспонаты, принадлежащие ученикам, школе или организациям-партнерам, которые поместятся в чемодан, и проводить экскурсионные занятия можно в рамках любого проводимого в школе предмета или направления дополнительного образования образовательной организации, в ходе работы интегрировать предметы гуманитарного и естественно-научного циклов. По форме экскурсии могут быть как очными (учебное занятие, тренинг, организационно-деятельностная игра), так и в онлайн формате или в форме видеоэкскурсии.

В силу специфики нашей школы первые экспозиции «Музея в чемодане» было решено посвятить культуре Финляндии (рис. 2). Экскурсии получили названия «Финляндия в чемодане» и «Символы России и Финляндии». В чемодан были собраны финский флаг, костюм лапландца, книга о муми-троллях, игрушки (мумии-тролли, северный олень, куклы в традиционных костюмах), зерна кофе, традиционная финская кружка кукса, рисунки с символами Финляндии и России, колпачки гномов Йоулупукки и многое другое. Занятия были проведены в разных классах начальной и старшей школы.

Экспозиция «Финляндия в чемодане»

Экспозиция «Финляндия в чемодане»

Рис. 2. Экспозиция «Финляндия в чемодане»

Мы видим, что у участников проекта (как членов проекта, так и у аудитории) повысился интерес к учебному предмету, они стали более активны, чувствуя, что могут передать почерпнутые ими знания другим ребятам. Многие дети преодолевают свой страх выступать публично, кто-то открыл в себе организаторские способности, а кто-то — способности журналиста или переводчика. В работу «Музея в чемодане» включилось много учеников и учителей школы, администрация, родители, и даже другие учреждения. В силу того, что в «Музее» много отделов, в нем созданы условия для развития детского самоуправления. Мы учимся правилам работы и поведения в команде, правилам этикета. В будущем мы планируем открытие новых экспозиций, написание новых сценариев, расширение контактов, участие наравне с музеями, существующими в традиционной форме, в различных конкурсах школьных музеев и юных экскурсоводов.

Мобильный «Музей в чемодане» можно организовать в любом образовательном учреждении. Для этого не нужны большие материальные затраты, особое техническое оснащение или отдельное помещение для хранения инвентаря. Для этого нужны чемодан, энтузиасты-педагоги и дети любого возраста, которые будут воплощать в жизнь свои идеи, реализовывать таланты и заражать радостью интеллектуальной и творческой работы всех вокруг.

Литература:

  1. Драгни, О. В. Школьный музей: методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений СЗОУО. — М., 2011.
  2. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений: приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей / Министерство образования и науки Российской Федерации от 12.01.2007 г. № 06–11.
  3. Музей в школе. Практикум: сборник статей. — М., 2006.
  4. Музей в школе. Стимул к размышлению: сборник статей. — М., 2005.
  5. Персин, А. И. Краеведение и школьные музеи. История, теория, практика. — М., 2006.
  6. Решетников, Н. И. Школьный музей и комплектование его собрания: учебно-методическое пособие. — М., 2005.
  7. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие. — М., 2004.
  8. Туманов, В. Е. Школьный музей: методическое пособие. — М., 2002.
  9. Школьный музей: методическое пособие в помощь организаторам школьных музеев, методистам, педагогам дополнительного образования. — СПб, 2006.
  10. Шляхтина, Л.М., Фокин, С. В. Основы музейного дела. — СПб., 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): чемодан, образовательное учреждение, образовательная организация, музей, образовательный процесс, Финляндия, школа, внеурочная деятельность, исследовательская деятельность, музейное пространство.


Похожие статьи

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Взаимосвязь традиционного и инновационного развития культуры этноса

В статье рассматриваются потенциал этнокультурных традиций и его реализация в современной практике профессиональной подготовки дизайнеров. Автор говорит о логике и организации проектной работы, отборе ее содержания, механизмах включения студентов в о...

Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков

Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы

В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников

Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Основные принципы организации танцевального творчества в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

Данная статья посвящена принципам организации музыкальных занятий в дошкольном учреждении сквозь призму танцевального творчества. Общеизвестно, что танцевальное творчество представляет собой многогранный процесс и таит в себе большой воспитательный и...

Похожие статьи

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Взаимосвязь традиционного и инновационного развития культуры этноса

В статье рассматриваются потенциал этнокультурных традиций и его реализация в современной практике профессиональной подготовки дизайнеров. Автор говорит о логике и организации проектной работы, отборе ее содержания, механизмах включения студентов в о...

Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков

Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы

В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников

Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Основные принципы организации танцевального творчества в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

Данная статья посвящена принципам организации музыкальных занятий в дошкольном учреждении сквозь призму танцевального творчества. Общеизвестно, что танцевальное творчество представляет собой многогранный процесс и таит в себе большой воспитательный и...

Задать вопрос