Преемственность начального общего и дошкольного образования в области музейной педагогики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 19.11.2020

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Фокина, Т. Л. Преемственность начального общего и дошкольного образования в области музейной педагогики / Т. Л. Фокина, И. С. Штепина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 507-509. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75253/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье авторы пытаются определить ключевые аспекты взаимодействия начальной школы и детского сада в внеурочной и музейной деятельности.

Ключевые слова: воспитание, музейная педагогика, начальная школа, дошкольное образование.

В настоящее время преемственность между ДОУ и начальной школой носит либо узконаправленный, либо даже номинальный характер. Причин этому много.

Во-первых, существующие стереотипы.

Например, со стороны школы:

– В детском саду особо ничему не учат, с ними только играют.

– В дошкольном возрасте дети ещё совсем маленькие и не способны усваивать учебные знания и не готовы к серьёзной работе.

Со стороны сада:

– Мы свою работу выполнили, социализировали ребёнка, а дальше — задача школы.

– Всё равно дети из одной группы пойдут в большинстве своём в разные школы или разные классы, поэтому мы не будем подстраиваться под каждого.

Во-вторых, нет общей базы воспитания детей. Да, программа начального образования ориентируется на целевые ориентиры дошкольного образования. Но это, по большей части, предметные, учебные навыки. А в вопросах преемственности воспитания, общего формирования образованного человека, к сожалению, есть пробелы.

Однако, прослеживаются и позитивные моменты. Как со стороны школы, так и со стороны детского сада есть творческие педагоги, готовые к сотрудничеству, готовы к восприятию нового.

Рис. 1

Учитывая всё это, можно сказать, что муниципальный сетевой проект «Музейное содружество» поможет решить некоторые затруднения в вопросах воспитания подрастающего поколения.

Так, например, дополнительная парциальная программа, разработанная для детей старшего дошкольного возраста, может быть применима с небольшими корректировками и во внеурочной деятельности начальной школы. Организация площадок для общения учителей начальных классов и воспитателей ДОУ поможет наладить общение между педагогами. Что в свою очередь будет способствовать организации преемственности садов и школ без привязки к месту расположения, адресам проживания детей.

Через музейное дело и воспитатели, и учителя начальной школы могут воспитывать и формировать метапредметные навыки у детей, что в дальнейшем поможет им стать успешнее и в учебных дисциплинах.

В первую очередь для того, чтобы преемственность действительно была повсеместной, необходимо наладить контакт между педагогами обеих сторон. Это можно сделать с помощью семинаров, практикумов, круглых столов, мастер-классов и прочих разнообразных форм. После того, как будет налажен диалог, можно говорить взаимных мероприятиях: воспитатели могут проводить занятия со школьниками, а учителя — знакомиться с воспитательно-образовательным процессом в ДОУ. Также дошкольники уже даже в первом классе смогут стать активистами школьных музеев, т. к. уже будут знакомы с работой дошкольного музея. Школьники также смогут передавать свой опыт дошколятам, проводя экскурсии в своих музеях, а воспитанники ДОУ поделиться знаниями об экспонатах музеев детских садов. Таким образом, и школьникам будет интересно ещё раз вернуться в детство, а дошколятам приоткроется тайна под названием «Школа»; снизится страх перед 1-м сентября, ребята будут знать, что их ожидают отчасти знакомые виды деятельности.

Таблица 1

Паспорт муниципального сетевого проекта

Название проекта

Музейное содружество

Направление проекта

Развитие патриотического воспитания, ранняя профориентация дошкольников, формирование основ русской культуры.

Срок реализации проекта

01.09.2020 года — 31.08.2022 года

Проблема и актуальность:

Главной проблемой ДОУ — малая мобильность дошкольников между собой. В отличие от школьников, которые гораздо старше и могут с учителем посещать другие школы, у дошкольников в плане передвижения по городу существует много ограничений. В виду больших сложностей воспитатели не могут передвигаться с детьми дошкольного возраста на большие расстояния по городу.

С другой стороны, воспитатели проводят гораздо больше времени со своими воспитанниками, чем учителя со школьниками. Для дошкольников силами педагогов организуются разнообразные мероприятия досугового, обучающего, познавательного, игрового плана. Поэтому у педагогов ДОУ огромный потенциал для обмена опытом, интересными идеями для организации деятельности детей, вовлечения родителей в активную дошкольную жизнь.

Принимая данные моменты в работе ДОУ, сетевой проект «Музейное содружество» позволит решить проблему мобильности дошкольников, а также раскроет горизонты для повышения уровня профессионализма педагогов и обмена опытом.

Цель проекта:

Создание музейной сети среди ОУ (ДОУ — не менее 35, ОУ — не менее 10 и УДО — не менее 3) к 31.08.2022 г.

Способ достижения цели:

Создание модели партнёрского взаимодействия образовательных организаций и социокультурных учреждений города.

Задачи проекта:

  1. Вовлечение участников образовательных отношений в музейную деятельность
  2. Создание музейной сети

Реализация проекта осуществляется в три этапа и последовательно решает задачи для достижения поставленной цели.

По окончании реализации проекта будет создана развитая сеть музеев среди образовательных учреждений, в которых будут принимать участие не только школьники среднего и старшего звена, а также ученики начальной школы и воспитанники детских садов. Данный вид внеурочной деятельности будет знаком детям дошкольного возраста, что поможет быстрее адаптироваться в начале школьной жизни, а учителям и воспитателям будет подмогой в этом пути и дополнительной точкой взаимодействия в вопросах преемственности.

Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, детский сад, дошкольный возраст, внеурочная деятельность, дошкольное образование, музейная деятельность, музейная сеть, муниципальный сетевой проект, обмен опытом, сторона школы.


Похожие статьи

Роль музеев и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся

В статье рассматриваются образовательные и воспитательные возможности музея и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся

Возможности музейной педагогики в социализации дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО

В статье авторы описывают опыт работы по социализации дошкольников посредством музейной педагогики.

Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики

В статье автор рассматривает проблему формирования эстетического вкуса и непосредственно художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики.

Взаимосвязь детской литературы и изобразительной деятельности в дошкольном образовании

В статье описывается опыт интеграции образовательных областей в дошкольном образовании. Приведены примеры занятий с ориентацией на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область «Художественно-эстетическое развитие»)

В статье рассматриваются вопросы художественного воспитания детей дошкольного возраста в проектной деятельности.

Сущность экологического воспитания учащихся в контексте современного образования

В статье авторами рассмотрена сущность экологического воспитания в системе школьного образования России на основе анализа научной литературы.

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

К вопросу о необходимости использования медиаобразовательных технологий при формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования

В статье рассмотрена необходимость использования медиаобразовательных технологий в формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования в школе на современном этапе. Рассматриваются некоторые аспекты использования ...

Детская литература как средство изучения социально-педагогических проблем современного общества

В статье рассматриваются возможности художественной литературы в формировании у будущих специалистов понимание социально-педагогической проблемы.

Похожие статьи

Роль музеев и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся

В статье рассматриваются образовательные и воспитательные возможности музея и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся

Возможности музейной педагогики в социализации дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО

В статье авторы описывают опыт работы по социализации дошкольников посредством музейной педагогики.

Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики

В статье автор рассматривает проблему формирования эстетического вкуса и непосредственно художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики.

Взаимосвязь детской литературы и изобразительной деятельности в дошкольном образовании

В статье описывается опыт интеграции образовательных областей в дошкольном образовании. Приведены примеры занятий с ориентацией на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область «Художественно-эстетическое развитие»)

В статье рассматриваются вопросы художественного воспитания детей дошкольного возраста в проектной деятельности.

Сущность экологического воспитания учащихся в контексте современного образования

В статье авторами рассмотрена сущность экологического воспитания в системе школьного образования России на основе анализа научной литературы.

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

К вопросу о необходимости использования медиаобразовательных технологий при формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования

В статье рассмотрена необходимость использования медиаобразовательных технологий в формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования в школе на современном этапе. Рассматриваются некоторые аспекты использования ...

Детская литература как средство изучения социально-педагогических проблем современного общества

В статье рассматриваются возможности художественной литературы в формировании у будущих специалистов понимание социально-педагогической проблемы.

Задать вопрос