Преемственность детского сада и школы в условиях современной системы образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 27.04.2024

Статья просмотрена: 118 раз

Библиографическое описание:

Исакова, О. Ю. Преемственность детского сада и школы в условиях современной системы образования / О. Ю. Исакова, Ю. В. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113437/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье авторы проводят связь между детский садом и начальной школой, как последовательных ступеней образования.

Ключевые слова: преемственность, детский сад, школа.

Обычно, когда мы говорим о продлении связи между детским садом и начальной школой, мы выделяем два понятия: психологической готовности ребенка к обучению в школе и преемственности между дошкольным учреждением и школой.

Школа и детский сад — два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка.

Всё то, что связано с развитием детей, с развитием высших психических функций, с развитием личности ребенка, с приобретением ребенком компонентов, которые помогут выпускникам детского сада быть успешными в школе, ходить в школу с удовольствием. Мы должны заложить фундамент- научить детей любить учиться,

Второй, очень важный момент. Это те условия, которые создаются для детей в детском саду. Это те условия, которые есть в школе. Это взаимодействие между воспитателями и учителями школы. И условия необходимо создавать такие, чтобы дети были успешны в освоении программ, по которым они будут учиться в школе.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды. Есть непонимание, что будет в школе. Мы не можем на уровне детского сада использовать урочную систему, пользоваться теми методами, приемами, формами работы, которые будут потом. До этого ребенок должен дозреть, дорасти. Быть готовым к тому, чтобы принять на себя новую социальную роль — стать учеником.

Здесь очень важен диалог. Мы не работаем на то, чтобы учить ребенка сидеть за партой, быть готовым учеником. У воспитателя другие задачи. В рамках возрастных особенностей детей, в рамках задач, которые прописаны в стандарте.

Разового прихода на занятие недостаточно. Это должен быть диалог профессиональный. Например, в рамках педагогического совета, в рамках очных мероприятий, где эта информация будет дана и педагогам дошкольного образования, и учителям школы. Это поможет навести мосты, сделать процесс преемственности действующим. Обратимся к нормативной базе, на что мы опираемся в своей работе, где наши точки соприкосновения. Попробовать выработать единую стратегию.

Обратимся к нормативным документам. Это закон об образовании в Российской Федерации. И важные компоненты, на которые мы обращаем внимание.

Должно быть создано единое образовательное пространство, несмотря на вариативность программ, которые используют детские сады и школы-должны быть точки соприкосновения, которые делают процесс образования непрерывным в течение всей жизни.

На уровне дошкольного образования достигли целевых ориентиров в каком-то объеме и далее включается школа со своими целями и задачами.

Преемственность программ- ни в коем случае не дублирование, когда дети работают с одним и тем же материалом. Преемственность выражена в содержании программ. Зная, что будет в школе, мы, отступив на несколько шагов назад, работаем с содержанием на уровне детского сада. На определенном материале мы формируем и развиваем определенные качества ребенка, готовим к обучению в школе.

Вариативность-каждый детский сад-это уникальная организация. Уникальна она педагогическим составом, запросами, которые формируются у родителей воспитанников. Работая над созданием основной программы, добавляем те самые 40 %, которые актуальны для родителей, интересны детям и могут быть реализованы с помощью педагогического коллектива.

Приоритетными задачами политики нашей страны является непрерывность образования и реализация принципов преемственности. В реалиях современного темпа жизни — мы учимся всегда, на протяжении всей жизни, добавляем новые компетенции. Вопросы преемственности обсуждаются на стыке уровней каждого этапа образования.

Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят и могут учиться, т. е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые традиционно опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать.

Ежегодно выпускниками в нашем детском саду становятся 20–25 детей.

80 % детей становятся учениками МБОУ «Школа № 2».

Для родителей будущих первоклассников в Школе№ 2 было проведено родительское собрание, где родителей с трудностями адаптации ребенка к школе и дали рекомендации по данной теме.

Для успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создания условий комфортного перехода с одного образовательного уровня на другой, в школе № 2 для детей подготовительных групп по субботам организована школа будущего первоклассника.

В рамках мероприятий по преемственности в работе со школой в подготовительной группе «Улыбка» состоялось открытое логопедическое занятие для учителей школы № 2.

В детском саду № 80 прошел «круглый стол» по теме: «Преемственность в работе с детьми на этапе детский сад — школа».

В работе «круглого стола» приняли участие учитель–логопед и воспитатель подготовительной группы детского сада № 80, учитель начальной школы и учитель –логопед школы № 2.

По итогу работы заключили следующее: Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Запланировали открытое занятие по развитию речи на май 2024 года.

Также приняли решение в 2024–2025 учебном году для детей старшей и подготовительной группы для дополнительных занятий использовать пособия по программе УМК «Преемственность», которые разработаны авторами учебно-методического комплекса «Школа России», самой распространённой системы обучения детей в начальной школе. Содержание программы рассчитано на постепенное вхождение ребёнка в процесс обучения, что обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным образованием.

Также состоялась экскурсия воспитанников группы подготовительной группы «Улыбка» в МБОУ СОШ № 2.

В школе ребят встретила заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 , которая подготовила и провела замечательную обзорную экскурсию по школе. Наши воспитанники смогли почувствовать себя настоящими учениками, побывали в кабинетах географии, информатики, истории, физики.

Мероприятия, организованные и запланированные в рамках социализации детского сада и начальной школы позволят по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход ребенка из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

Литература:

  1. https://yandex.ru/video/preview/13004985940893794655 Интернет-ресурс: конференция «Преемственность детского сада и школы», Горбунова Т. А., педагог-психолог, ведущий методист по дошкольному образованию ООО «Просвещение-союз».
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, начальная школа, школа, ребенок, подготовительная группа, проблема преемственности, начальное образование, преемственность, учитель школы, дошкольное образование.


Похожие статьи

Преемственность в работе детского сада и школы

В статье авторы пытаются раскрыть важность преемственности в работе детского сада и школы.

Преемственность в работе дошкольной организации и средней школы в Республике Казахстан

В статье рассмотрены проблемы преемственности между детским садом и начальной школой в Казахстане. Делается вывод о том, что готовность старшего дошкольника к обучению в школе является главным фактором обеспечения реализации преемственности между уро...

Преемственность начального общего и дошкольного образования в области музейной педагогики

В статье авторы пытаются определить ключевые аспекты взаимодействия начальной школы и детского сада в внеурочной и музейной деятельности.

Подготовка ребенка к школе как результат преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО

В статье дается анализ результатов исследования уровня готовности к школе у старших дошкольников. Раскрыты особенности подготовки ребёнка к школе посредством преемственности дошкольного и начального образования.

Воспитательный процесс в начальной школе

В статье автор исследует воспитательный процесс в начальной школе и роль родителей и учителей в данном воспитательном процессе.

Дополнительное образование в детском саду

В статье авторы представляют опыт работы по реализации образовательной программы дополнительного образования научно-технической направленности.

Специфика функционирования вечерней школы в современной системе образования

В статье приводится исторический анализ создания вечерних школ, информация о функционировании вечерних школ в современной системе образования и анализируется специфика организации образовательного процесса и воспитательной работы данных учреждений.

Подготовка к школе ребенка с особыми образовательными потребностями

В статье авторы описывают как консультировать родителей при поступлении детей в школу.

Особенности организации детского огорода на территории дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп.

Из опыта работы в образовательных учреждениях гендерного типа

В статье рассматриваются особенности реализации гендерно-ориентированного подхода в рамках обучения в средней школе. Раскрываются принципы планирования уроков в однополых классах на основании опыта работы в образовательных учреждениях с раздельным об...

Похожие статьи

Преемственность в работе детского сада и школы

В статье авторы пытаются раскрыть важность преемственности в работе детского сада и школы.

Преемственность в работе дошкольной организации и средней школы в Республике Казахстан

В статье рассмотрены проблемы преемственности между детским садом и начальной школой в Казахстане. Делается вывод о том, что готовность старшего дошкольника к обучению в школе является главным фактором обеспечения реализации преемственности между уро...

Преемственность начального общего и дошкольного образования в области музейной педагогики

В статье авторы пытаются определить ключевые аспекты взаимодействия начальной школы и детского сада в внеурочной и музейной деятельности.

Подготовка ребенка к школе как результат преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО

В статье дается анализ результатов исследования уровня готовности к школе у старших дошкольников. Раскрыты особенности подготовки ребёнка к школе посредством преемственности дошкольного и начального образования.

Воспитательный процесс в начальной школе

В статье автор исследует воспитательный процесс в начальной школе и роль родителей и учителей в данном воспитательном процессе.

Дополнительное образование в детском саду

В статье авторы представляют опыт работы по реализации образовательной программы дополнительного образования научно-технической направленности.

Специфика функционирования вечерней школы в современной системе образования

В статье приводится исторический анализ создания вечерних школ, информация о функционировании вечерних школ в современной системе образования и анализируется специфика организации образовательного процесса и воспитательной работы данных учреждений.

Подготовка к школе ребенка с особыми образовательными потребностями

В статье авторы описывают как консультировать родителей при поступлении детей в школу.

Особенности организации детского огорода на территории дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп.

Из опыта работы в образовательных учреждениях гендерного типа

В статье рассматриваются особенности реализации гендерно-ориентированного подхода в рамках обучения в средней школе. Раскрываются принципы планирования уроков в однополых классах на основании опыта работы в образовательных учреждениях с раздельным об...

Задать вопрос