Соблюдение преемственности в рамках реализации образовательных программ
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Гладкова Наталья Анатольевна, Полякова Марина Алексеевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 19.01.2016
Статья просмотрена: 119 раз
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Соблюдение преемственности в рамках реализации образовательных программ / В. Н. Хаустова, Н. А. Гладкова, М. А. Полякова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9510/ (дата обращения: 16.11.2024).
Изменения, происходящие в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными — это закреплено Законом Российской Федерации «Об образовании» (ч.3 ст.17)1. Это требует консолидированной работы педагогического коллектива школы и дошкольного учреждения в переходный период из одной ступени образования в другую.
Каждый учитель просто обязан плавно применять в своей педагогической работе принципы преемственности между ступенями образования, чтобы результат был положительным и эффективным.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Соответственно возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.
Остановимся на некоторых из них:
Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.
Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса — потеря интереса к учению.
Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.
Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.
Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.
Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все больше число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.
Чтобы подобных проблем у наших младших школьников было меньше, учителя школы составили и выполняют договор о сотрудничестве с двумя дошкольными учреждениями нашего микрорайона.
Детство — очень важный период, можно сказать, что это и есть яркая самобытная, ни на что не похожая сама жизнь. Для того, чтобы эта незабываемая жизнь не прервалась у первоклассников, педагоги нашей школы тесно сотрудничают с воспитателями детских садиков.
Начинаем свою работу за год до школы со знакомства с будущими первоклассниками и их родителями. На совместных заседаниях разрабатываются способы педагогического выявления, предупреждения и устранения ситуаций и состояний риска. Тщательное изучение дошкольников позволяет как воспитателям, так и учителям определить актуальный уровень развития каждого ребенка в соответствии с возрастной нормой, зону его ближайшего развития, вовремя обнаружить предпосылки адаптационных нарушений или их проявление, определить форму и объем необходимой помощи.
Совместно с воспитателями мы проводим в подготовительных группах детских садиков диагностику уровня психолого-педагогической готовности дошкольников к началу школьного обучения. По результатам диагностики проводится необходимая коррекционная работа. Положительные результаты дает и участие учителей в работе семейного клуба подготовительных групп, что позволяет снизить тревожность тех родителей, которые испытывают страх перед поступлением их детей в школу. Диагностическая работа продолжается и в первом классе. Ее проводят психолог совместно с логопедом и социальным педагогом.
Все специалисты сходятся во мнении, что предшкольное образование должно осуществляться в разных формах. В нашем округе оно проходит на базе школ с шестилетними детьми, не посещающих ДОУ. Составляя программу занятий, мы руководствовались культурно-исторической концепцией психологического развития детей Л. С. Выготского. Основу организации занятий по развитию школьно-значимых функций определили следующие критерии.
- Системность, так как развитие ребенка — это процесс, в котором все составляющие компоненты взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены.
- Комплексность — взаимодополняемость, так как развитие ребенка- комплексный процесс, в котором развитие познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
- Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Адекватность требований и нагрузок, которые предъявляются ребенку в процессе занятий.
- Постепенность, пошаговость и системность в освоении, следование от более доступных заданий к более сложным.
- Индивидуализация темпа работы, т. е. переход к новому этапу обучения только после полного освоения предыдущего материала.
- Цикличность построения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации школьно-значимых функций.
Мы проводим занятия два раза в неделю в специально оборудованных для этого аудиториях. Каждое занятие длится 30 минут. Во время получасового перерыва учителя играют с детьми, учатся общаться друг с другом. Вместе с педагогами работают психолог и логопед. Они наблюдают за дошкольниками, проводят упражнения, которые помогают детям включаться в ритм занятий, развивают воображение, мышление и другие мыслительные процессы.
Очень важен контакт с родителями, которые должны стать для учителя союзниками, друзьями, единомышленниками. Именно родителям до 1 сентября необходимо поменять режим дня ребенка, адаптировав его к школьному; освоить маршрут из дома до школы и обратно. Пришло время побеседовать с ребенком по душам, с какими психологическими проблемами он столкнется в школе. Малыш должен раз и навсегда усвоить, что учеба — это просто новый, естественный для его возраста этап жизни. А школа — не сплошной праздник и удовольствие, но и не каторга. Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.