Преемственность в работе детского сада и школы
Авторы: Соловьева Нина Николаевна, Александрова Анастасия Сергеевна
Рубрика: Подготовка к школе
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.
Дата публикации: 19.10.2021
Статья просмотрена: 157 раз
Библиографическое описание:
Соловьева, Н. Н. Преемственность в работе детского сада и школы / Н. Н. Соловьева, А. С. Александрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6666/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье авторы пытаются раскрыть важность преемственности в работе детского сада и школы.
Ключевые слова: детский сад, начальная школа, школьная жизнь, ребенок, школьное образование.
Поступление в школу — важный момент в жизни каждого ребёнка. С него начинается новый этап в его развитии: ребёнку предстоит осваивать не всегда похожие на прежние, новые формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми. Перестраиваться как физиологически, так и психологически. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошёл для ребёнка безболезненно? Большую помощь в этом может оказать тесная связь детского сада и школы. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей — подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования и воспитания — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственности дошкольного и школьного образования. С этой целью в детских садах города Чебоксары с 2015 года реализуется муниципальный проект «Преемственность: детский сад и школа», в рамках которого проводится целенаправленная работа по обеспечению успешной адаптации выпускников дошкольной организации в первом классе.
Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Значимым направлением работы по преемственности является проведение адаптационных занятий. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы. Для этого в плане проекта учреждений предусмотрены занятия как на базе сада, так и на базе школы.
Главным направлением работы учебных учреждений, обеспечивающим полноценную преемственность в работе детского сада и школы, является работа с детьми. Реализуя это направление, педагоги ставят перед собой задачу расширить представление малышей о школе, школьной жизни, учебных занятиях, специфика которых несколько отличается от специфики проведения занятий в детском саду. Ребёнок при переходе на следующую ступень обучения под названием «школа» не должен ощущать, что он попадает в абсолютно новую для него среду, но продолжает находиться в единой системе «детский сад — начальная школа». Реализация данного этапа проекта проходит через чтение книг о школьной жизни и школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. Интересны также встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада- учениками начальной и средней школы. Экскурсии в школу — важный компонент мотивационной готовности к школе. Дети подготовительных групп знакомятся со школьными кабинетами, с работниками школы. Эти экскурсии носят познавательный характер, способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма. В сентябре дети старших групп присутствуют на школьных линейках, что оставляет особенно радостные впечатления у детей. Успешные результаты достигаются детьми за счет систематической и плодотворной работы воспитателей и специалистов детского сада, за счет продуктивной работы методической службы.
Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием. В рамках реализации проекта проводятся круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения. В период пандемии работа ведется также и дистанционно в режиме ВКС.
В течение ряда лет МБДОУ «Детский сад № 166» и МБОУ СОШ № 53, НОШ № 2 работают в тесном сотрудничестве. В детском саду на каждый учебный год составляется план мероприятий по обеспечению преемственности дошкольного и школьного образования в рамках проекта «Преемственность: детский сад и школа». План утверждается заведующим ДОУ и согласовывается директорами школ. Вопрос преемственности доминирует в нашей совместной работе. Воспитатели детского сада и учителя начальной школы работают в одном направлении. На совместных встречах педагогических коллективов рассматриваются актуальные проблемы дошкольного и школьного образования, работает постоянный семинар-практикум по изучению передового педагогического опыта в вопросах обучения и воспитания учащихся, в системе организовано взаимопосещение занятий в подготовительной к школе группе детского сада и уроков в начальной школе. Положительный результат дает общение будущего учителя 1-го класса с группами дошкольников и их родителями. Традицией стало для учителей посещение, а затем и проведение собрания в ноябре в группе выпускников детского сада. Воспитатели детского сада, в свою очередь, тоже не забывают о своих воспитанниках, постоянно следят за их успехами.
Следующее направление реализации проекта — сотрудничество с родителями воспитанников ДОУ. В рамках проекта проводятся совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; консультации, тренинги и практикумы, коллективные и индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми по вопросам подготовке к школьному обучению. А также систематическое обновление информации в групповых помещениях детского сада через информационные стенды, включая и ответы на вопросы, которые интересны родителям (по результатам опроса). Работа с родителями также ведётся на протяжении всего учебного года.
В результате создается особая форма общения с родителями, детьми, педагогами, выстроенная на основе единой линии развития ребенка. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, пока их ребенок еще находится в дошкольной группе. Происходит снижение тревожности родителей.
Педагогический коллектив ДОУ считает, что такое тесное сотрудничество детского сада и начальной школы способствует развитию личностных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. А также позволяет детям легче привыкнуть к школьной жизни в начале обучения.
Целенаправленное взаимодействие возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Реализация проекта «Преемственность: детский сад — школа» способствует обеспечению интеграции и перспективности повышения качества образования в целостной системе, реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.
Литература:
- Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
- ФГОС — Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru
Похожие статьи
Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей
В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.
Преемственность детского сада и школы в условиях современной системы образования
В статье авторы проводят связь между детский садом и начальной школой, как последовательных ступеней образования.
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях
В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.
Преемственность в работе дошкольной организации и средней школы в Республике Казахстан
В статье рассмотрены проблемы преемственности между детским садом и начальной школой в Казахстане. Делается вывод о том, что готовность старшего дошкольника к обучению в школе является главным фактором обеспечения реализации преемственности между уро...
Особенности организации детского огорода на территории дошкольной образовательной организации
В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп.
Преемственность начального общего и дошкольного образования в области музейной педагогики
В статье авторы пытаются определить ключевые аспекты взаимодействия начальной школы и детского сада в внеурочной и музейной деятельности.
Семейное воспитание в контексте дошкольного воспитания детей
В статье рассматривается значимость взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между домом и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достичь главной цели — воспитать настоящего человека.
Дополнительное образование в детском саду
В статье авторы представляют опыт работы по реализации образовательной программы дополнительного образования научно-технической направленности.
Первые дни ребёнка в школе
В статье авторы раскрыли тему эстетического воспитания младших школьников с первых дней обучения в школе.
Похожие статьи
Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей
В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.
Преемственность детского сада и школы в условиях современной системы образования
В статье авторы проводят связь между детский садом и начальной школой, как последовательных ступеней образования.
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях
В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.
Преемственность в работе дошкольной организации и средней школы в Республике Казахстан
В статье рассмотрены проблемы преемственности между детским садом и начальной школой в Казахстане. Делается вывод о том, что готовность старшего дошкольника к обучению в школе является главным фактором обеспечения реализации преемственности между уро...
Особенности организации детского огорода на территории дошкольной образовательной организации
В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп.
Преемственность начального общего и дошкольного образования в области музейной педагогики
В статье авторы пытаются определить ключевые аспекты взаимодействия начальной школы и детского сада в внеурочной и музейной деятельности.
Семейное воспитание в контексте дошкольного воспитания детей
В статье рассматривается значимость взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между домом и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достичь главной цели — воспитать настоящего человека.
Дополнительное образование в детском саду
В статье авторы представляют опыт работы по реализации образовательной программы дополнительного образования научно-технической направленности.
Первые дни ребёнка в школе
В статье авторы раскрыли тему эстетического воспитания младших школьников с первых дней обучения в школе.