Преемственность в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (479) август 2023 г.

Дата публикации: 13.08.2023

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Ходыко, К. А. Преемственность в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / К. А. Ходыко, Ю. В. Закиосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105394/ (дата обращения: 24.12.2024).



В статье рассматривается проблема преемственности с позиции социального развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования; описаны формы и методы осуществления преемственности дошкольного и начально образования.

Ключевые слова: преемственность, социальное развитие, воспитание, обучение, дошкольный возраст, младший школьный возраст.

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Он считал, что дети 3–10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Проблема преемственности в социальном воспитании дошкольников и младших школьников рассматривалась исследователями из разных научных областей еще с середины прошлого века: педагогики, психологии, социологии, философии. В педагогике и психологии данному вопросу посвящены труды таких ученых, как Б. Г. Ананьев, О. А. Блохина, Л. С. Выготский, Н. А. Гущина, М. А. Милешина, Ю. В. Перлова, С. Т. Шацкий.

С точки зрения Л. С. Выготского преемственность обеспечивает поэтапное развитие личности ребенка, где каждый этап основан на предыдущем, на сформированных ранее умениях и навыках ребенка, их качественности и выраженности. Ученым была разработана теория о «зоне ближайшего развития», в которой представлена идея упреждающего развития ребенка, приоритетности процесса обучения, регулирующего педагогические цели, методы, условия приобретения знаний и умений в сотрудничестве с наставником [13].

Л. С. Выготский представил возрастные и критические этапы, их новообразования, границы и основные признаки, характеризующиеся своеобразием физиологического и психического развития детей как на стадии перехода из одного возраста в другой, так и в рамках самого стабильного периода [13].

З. И. Айгумова в своей работе ссылается на исследования В. В. Давыдова, отмечающего, что психофизиологический переход с одного возрастного периода на другой должен сопровождаться непрерывностью в процессе обучения, выборе соответствующих форм, методов и приемов работы, обеспечивающих постепенное индивидуальное личностное развитие ребенка [35].

Б. Г. Ананьев отмечал, что роль преемственности в социальном воспитании детей особо велика именно в дошкольном и младшем школьном возрасте, т. к. на их границе происходит существенное социальное событие 10 в жизни детей — поступление в школу, что само по себе является новой ступенью развития, позволяющей приобрести качественно новый социальный статус [4]. Данный переход характеризуется не только наличием кризиса, но и постепенным изменением ведущего вида деятельности детей (с игрового на учебный), их мотивов (с социальных на познавательные).

Проблема преемственности нашла отражение и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного и начального школьного образования, требующих соблюдение непрерывности процесса 13 воспитания и обучения, как необходимого фактора развития личности ребенка. По мнению М. В. Шакуровой, рассматривающей проблему преемственности социального воспитания в рамках данных стандартов, в документах при наличии требований к осуществлению преемственности замечено отсутствие методологической составляющей: единого программного обеспечения и условий реализации, что существенно влияет на уровень внедрения принципа преемственности в практику детских садов и начальных школ [44].

В настоящее время концепция преемственности понимается как непрерывный процесс развития и обучения ребенка, имеющий специфические цели, общие для каждой возрастной группы. Дошкольная образовательная структура обеспечивает развитие базовых компетенций ребенка, а начальная школа, опираясь на опыт детского сада, способствует дальнейшему развитию личности ребенка.

Преемственность между детскими садами и школами имеет место как в содержании образования, так и в методах, приемах и формах организации образовательной деятельности. Учителя начальной школы для повышения эффективности обучения используют игровые приемы, широко применяемые в детских садах. Воспитатели детских садов вводят в образовательный процесс специальные учебные задания и упражнения, которые постепенно усложняются и формируют предпосылки учебной деятельности дошкольников. Преподавание как форма обучения в детском саду предшествует обучению в школе.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Преемственность государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования можно проследить в следующем :

– единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований: к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам;

– единый психолого-педагогический методологический подход, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных учебных действиях; ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей;

– общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ; разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации.

Поскольку психологические различия между детьми 6 и 7 лет не столь велики, педагогам необходимо познакомиться с формами и методами работы в дошкольных учреждениях, чтобы успокоить детей при переходе в школу и помочь им быстро адаптироваться к новой ситуации.

Важнойсоставляющейобеспеченияпреемственностимеждудошкольнымишкольнымобразованиемявляетсядетальное изучение представлений родителей и учителей друг о друге. Характер воспитателей и учителей также играет важную роль в организации преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой. При этом не должно быть существенных различий в отношении педагогов к детям. Следует отметить, что частичное решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества психологов в образовательных учреждениях. Важнейшими условиями эффективной работы по установлению преемственности между детским садом и школой являются четкое понимание цели, задач и содержания преемственности, а также доброжелательные рабочие контакты между педагогами. Для обеспечения преемственности между преподаванием в детском саду и школе можно выделить три направления: методическая работа с педагогами (знакомство с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «имиджа выпускника «и поиск путей их решения, изучение и обмен методиками преподавания, используемыми педагогами детского сада и школы, и т. д.). Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития их детей для обеспечения успешного обучения в школе).

Проблема преемственности может быть решена при тесном сотрудничестве дошкольных и школьных учреждений.

Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием обеспечивается, если согласованы задачи воспитания, обучения и развития на отраслевых уровнях дошкольного и начального школьного образования, составлен взаимосвязанный учебный план, определены структура и содержание воспитательно-образовательного процесса с учетом принципов полноты, систематизации и преемственности, предметно-развивающей среды.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Юрайт, 2017. — 428 с
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
  3. Мурзина Н. П. Детский сад — семья — школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей). // Начальная школа плюс: До и После. — 2012. — № 3- с. 7–12
  4. Должикова Р. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе / Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов. — М.: Знание, 2016
Основные термины (генерируются автоматически): проблема преемственности, детский сад, школа, младший школьный возраст, начальная школа, Ананьев, начальное образование, начальное общее образование, начальное школьное образование, образовательная среда.


Похожие статьи

Преемственность в социальном развитии, воспитании и обучении дошкольников и младших школьников

В статье рассматривается проблема преемственности с позиции социального развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования; описаны этапы преемственности, а также выявлены противоречия в социальном воспитании детей дошкольного и младшего...

Преемственность в воспитании начальных экономических представлений у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются причины необходимости, роль и значение соблюдения преемственности в экономическом обучении детей дошкольного возраста, предлагаются отдельные пути его достижения.

Организация преемственности в процессе формирования социальной готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

Статья посвящена изучению теории и методологии преемственности в деле подготовки детей к начальной школе. Исследование содержит анализ основных теоретических положений, а также указание на ряд недостатков в действующей образовательной системе России ...

Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье поднимается проблема преемственности в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рассматривается исторический аспект преемственности, изучаются основные взгляды на преемственность между дошкольными учреждениями...

Подготовка ребенка к школе как результат преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО

В статье дается анализ результатов исследования уровня готовности к школе у старших дошкольников. Раскрыты особенности подготовки ребёнка к школе посредством преемственности дошкольного и начального образования.

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания

В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как основа формирования личностного потенциала ребенка

В данной статье рассматривается актуальный вопрос внедрения в дошкольные образовательные учреждения ранней профориентации детей дошкольного возраста; представлены основные модели сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста как осно...

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Похожие статьи

Преемственность в социальном развитии, воспитании и обучении дошкольников и младших школьников

В статье рассматривается проблема преемственности с позиции социального развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования; описаны этапы преемственности, а также выявлены противоречия в социальном воспитании детей дошкольного и младшего...

Преемственность в воспитании начальных экономических представлений у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются причины необходимости, роль и значение соблюдения преемственности в экономическом обучении детей дошкольного возраста, предлагаются отдельные пути его достижения.

Организация преемственности в процессе формирования социальной готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

Статья посвящена изучению теории и методологии преемственности в деле подготовки детей к начальной школе. Исследование содержит анализ основных теоретических положений, а также указание на ряд недостатков в действующей образовательной системе России ...

Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье поднимается проблема преемственности в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рассматривается исторический аспект преемственности, изучаются основные взгляды на преемственность между дошкольными учреждениями...

Подготовка ребенка к школе как результат преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО

В статье дается анализ результатов исследования уровня готовности к школе у старших дошкольников. Раскрыты особенности подготовки ребёнка к школе посредством преемственности дошкольного и начального образования.

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания

В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как основа формирования личностного потенциала ребенка

В данной статье рассматривается актуальный вопрос внедрения в дошкольные образовательные учреждения ранней профориентации детей дошкольного возраста; представлены основные модели сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста как осно...

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Задать вопрос