В статье рассматривается проблема преемственности с позиции социального развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования; описаны формы и методы осуществления преемственности дошкольного и начально образования.
Ключевые слова: преемственность, социальное развитие, воспитание, обучение, дошкольный возраст, младший школьный возраст.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Он считал, что дети 3–10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Проблема преемственности в социальном воспитании дошкольников и младших школьников рассматривалась исследователями из разных научных областей еще с середины прошлого века: педагогики, психологии, социологии, философии. В педагогике и психологии данному вопросу посвящены труды таких ученых, как Б. Г. Ананьев, О. А. Блохина, Л. С. Выготский, Н. А. Гущина, М. А. Милешина, Ю. В. Перлова, С. Т. Шацкий.
С точки зрения Л. С. Выготского преемственность обеспечивает поэтапное развитие личности ребенка, где каждый этап основан на предыдущем, на сформированных ранее умениях и навыках ребенка, их качественности и выраженности. Ученым была разработана теория о «зоне ближайшего развития», в которой представлена идея упреждающего развития ребенка, приоритетности процесса обучения, регулирующего педагогические цели, методы, условия приобретения знаний и умений в сотрудничестве с наставником [13].
Л. С. Выготский представил возрастные и критические этапы, их новообразования, границы и основные признаки, характеризующиеся своеобразием физиологического и психического развития детей как на стадии перехода из одного возраста в другой, так и в рамках самого стабильного периода [13].
З. И. Айгумова в своей работе ссылается на исследования В. В. Давыдова, отмечающего, что психофизиологический переход с одного возрастного периода на другой должен сопровождаться непрерывностью в процессе обучения, выборе соответствующих форм, методов и приемов работы, обеспечивающих постепенное индивидуальное личностное развитие ребенка [35].
Б. Г. Ананьев отмечал, что роль преемственности в социальном воспитании детей особо велика именно в дошкольном и младшем школьном возрасте, т. к. на их границе происходит существенное социальное событие 10 в жизни детей — поступление в школу, что само по себе является новой ступенью развития, позволяющей приобрести качественно новый социальный статус [4]. Данный переход характеризуется не только наличием кризиса, но и постепенным изменением ведущего вида деятельности детей (с игрового на учебный), их мотивов (с социальных на познавательные).
Проблема преемственности нашла отражение и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного и начального школьного образования, требующих соблюдение непрерывности процесса 13 воспитания и обучения, как необходимого фактора развития личности ребенка. По мнению М. В. Шакуровой, рассматривающей проблему преемственности социального воспитания в рамках данных стандартов, в документах при наличии требований к осуществлению преемственности замечено отсутствие методологической составляющей: единого программного обеспечения и условий реализации, что существенно влияет на уровень внедрения принципа преемственности в практику детских садов и начальных школ [44].
В настоящее время концепция преемственности понимается как непрерывный процесс развития и обучения ребенка, имеющий специфические цели, общие для каждой возрастной группы. Дошкольная образовательная структура обеспечивает развитие базовых компетенций ребенка, а начальная школа, опираясь на опыт детского сада, способствует дальнейшему развитию личности ребенка.
Преемственность между детскими садами и школами имеет место как в содержании образования, так и в методах, приемах и формах организации образовательной деятельности. Учителя начальной школы для повышения эффективности обучения используют игровые приемы, широко применяемые в детских садах. Воспитатели детских садов вводят в образовательный процесс специальные учебные задания и упражнения, которые постепенно усложняются и формируют предпосылки учебной деятельности дошкольников. Преподавание как форма обучения в детском саду предшествует обучению в школе.
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.
Преемственность государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования можно проследить в следующем :
– единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований: к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам;
– единый психолого-педагогический методологический подход, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных учебных действиях; ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей;
– общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ; разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации.
Поскольку психологические различия между детьми 6 и 7 лет не столь велики, педагогам необходимо познакомиться с формами и методами работы в дошкольных учреждениях, чтобы успокоить детей при переходе в школу и помочь им быстро адаптироваться к новой ситуации.
Важнойсоставляющейобеспеченияпреемственностимеждудошкольнымишкольнымобразованиемявляетсядетальное изучение представлений родителей и учителей друг о друге. Характер воспитателей и учителей также играет важную роль в организации преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой. При этом не должно быть существенных различий в отношении педагогов к детям. Следует отметить, что частичное решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества психологов в образовательных учреждениях. Важнейшими условиями эффективной работы по установлению преемственности между детским садом и школой являются четкое понимание цели, задач и содержания преемственности, а также доброжелательные рабочие контакты между педагогами. Для обеспечения преемственности между преподаванием в детском саду и школе можно выделить три направления: методическая работа с педагогами (знакомство с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «имиджа выпускника «и поиск путей их решения, изучение и обмен методиками преподавания, используемыми педагогами детского сада и школы, и т. д.). Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития их детей для обеспечения успешного обучения в школе).
Проблема преемственности может быть решена при тесном сотрудничестве дошкольных и школьных учреждений.
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием обеспечивается, если согласованы задачи воспитания, обучения и развития на отраслевых уровнях дошкольного и начального школьного образования, составлен взаимосвязанный учебный план, определены структура и содержание воспитательно-образовательного процесса с учетом принципов полноты, систематизации и преемственности, предметно-развивающей среды.
Литература:
- Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Юрайт, 2017. — 428 с
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
- Мурзина Н. П. Детский сад — семья — школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей). // Начальная школа плюс: До и После. — 2012. — № 3- с. 7–12
- Должикова Р. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе / Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов. — М.: Знание, 2016