Проект «Организация музейно-педагогического пространства в ДОО» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.

Дата публикации: 29.05.2023

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Кондрашова, Н. В. Проект «Организация музейно-педагогического пространства в ДОО» / Н. В. Кондрашова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8408/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлена проектная деятельность участников образовательных отношений как одно из направлений деятельности базовой кафедры инновационных практик дошкольного образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева на базе МАДОУ «Центр развития ребенка — Детский сад № 2» г. о. Саранск.

Ключевые слова: базовая кафедра инновационных практик дошкольного образования, дошкольник, проект, музейное пространство, музейные образовательные практик.

В текущем учебном году в соответствии с планом деятельности базовой кафедрой инновационных практик дошкольного образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева на базе МАДОУ «Центр развития ребенка — Детский сад № 2» г. о. Саранск реализовывался проект на тему «Организация музейно-педагогического пространства в ДОО».

Актуальность заявленной темы определяется несколькими причинами. Во-первых, музейная педагогика широко используется в МАДОУ «Центр развития ребенка — Детский сад № 2». Во-вторых музейно-педагогическое пространство является важным элементом создания образовательного пространства и воспитывающей среды современной ДОО. В условиях внедрения ФГОС и Федеральной программы дошкольного образования, программы воспитания для образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования и других документов важно переосмыслить современные достижения музейной педагогики и педагогической практики, определить эффективные формы организации интерактивной работы с участниками образовательных отношений в музейно-педагогическом пространстве, обосновать значимость организации разнообразных мини-музеев со сменными экспозициями посредством использования различных современных технологий.

Цель проекта заключается в приобщении участников к проектной и исследовательской деятельности, изучении и обобщении современных достижений теории и практики для определения эффективного опыта организации музейно-педагогического пространства в ДОО и организации музейных образовательных практик дошкольников посредством использования современных технологий.

В качестве основных задач данного проекта были определены следующие:обогатить представления участников проектной деятельности об организационно-методических основах, лучших региональных или российских практиках организации музейно-педагогического пространства в ДОО; изучить, обобщить и систематизировать инновационный опыт ДОО по использованию музейно-образовательного пространства в воспитании и обучении дошкольников и пр.; обосновать уникальность потенциала музейного пространства в образовательной и социально-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста и их родителями и пр.; обосновать возможности использования в музейно-педагогическом пространстве ДОО новых интерактивных способов работы и современных технологий.

Основными участниками проекта являлись члены базовой кафедры инновационных практик дошкольного образования и обучающиеся факультета педагогического и художественного образования МГПУ.

Проектно-исследовательская деятельность осуществлялась поэтапно. Подготовительный этапвключал следующее: планирование проектной деятельности; изучение нормативно-правовых документов, педагогической и методической литературы по теме проекта; изучение экспозиции опыта и работы музеев дошкольной организации-партнера; определение возможностей внедрения в ДОО музейной педагогики в сочетании с современными технологиями.

Основной этап реализации проекта включал: изучение, обобщение и систематизацию регионального и российского опыта организации музейно-педагогического пространства; обсуждение специфики и педагогической значимости музейного пространства в дошкольной организации, а также интерактивности, безопасности и полифункциональности мини-музеев; определение возможностей эффективного использования музейного пространства и его экспонатов для осуществления разнообразной возрастосообразной деятельности и комплексного решения различных профессиональных задач в соответствии с современными нормативно-правовыми документами в области дошкольного образования; разработка алгоритма создания мини-музея (определение темы и выбор его вида, грамотное планирование экспозиции и проектирование дизайна оформления с учетом выбранной темы и возраста дошкольников, определение критериев подбора музейных экспонатов и способов пополнения или обновления экспозиции пр.); проектирование для ДОО мини-музеев и виртуальных галерей; разработка конспектов мероприятий и маршрутных листов для организации интерактивной работы в соответствующих мини-музеях посредством использования современных технологий (геокешинга, квест-технологии, кейс-технологии, журналистики и интервьюирования и пр.); создание картотеки эффективных музейных образовательных практик.

Демонстрационный этап включал презентацию промежуточных результатов проекта в периодической печати [3], на практических занятиях, конкурсах методических и проектно-исследовательских работ, во время мероприятий по плану базовой кафедры инновационных практик дошкольного образования МГПУ им. М. Е. Евсевьва.

Подводя итоги проведенной проектно-исследовательской работы следует отметить, что к числу наиболее распространенных музейных образовательных практик следует отнести: занятия; народные праздники и посиделки; мастер-классы; народные игры; театрализованную деятельность; программы дополнительного образования краеведческой направленности для дошкольников; тематические выставки и т. д. [1–7].

С учетом современных достижений педагогической теории и практики целесообразно следующее: использовать возможности виртуальных тематических галерей и интерактивных тематических игр в качестве дополнения к основной экспозиции; осуществить разработку и создание специальных маршрутных листов с интересными заданиями для каждого мероприятия в музейно-образовательном пространстве; использовать технологии интервьюирования и журналистики, посредством которых можно повысить познавательный интерес к музейным объектам, обогатить детские представления, создать соответствующие обучающие ситуации для детской коммуникации; организовывать квест-игры и геокешинг для проведения послеэкскурсионной работы в музейном пространстве для закрепления пройденного материала и пр.; применять мнемотаблицы в качестве опорной схемы для составления рассказов о понравившемся музейном объекте; использовать интеллект-карты или мардборды для систематизации материала и подведения итогов музейной образовательной практики и пр.

Итак, подводя итоги проектной деятельности, следует отметить очевидную ее практическую значимость, которая прослеживаетсявследующем: повышение компетентности, творческого потенциала и совершенствование проектировочных умений у будущих и молодых педагогов дошкольного образования; создание картотеки эффективных практик интерактивной работы с дошкольниками в музейно-пелагогическом пространстве ДОО для обновления образовательного процесса новыми интерактивными формами работы; углубление представлений о организационно-методических основах и современных находках педагогов-практиков, касающихся организации и использования музейно-образовательного пространства в ДОО; стимулирование интереса к профессиональной деятельности, усиление мотивации или деятельностного отношения к освоению передового опыта и формированию готовности реализовать различные технологии; формирование у будущих педагогов готовности и желания осуществлять свою профессиональную педагогическую деятельность в системе личностно ориентированного образования и в диалоге с субъектами образовательной деятельности и пр.

Литература:

  1. Безрукова, М. И. Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания / М. И. Безрукова, Н. Н. Волкова // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 9–11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3351/.
  2. Кондрашова Н. В. Образовательное пространство современного детского сада // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — 2016. — 2016. — № 4. — С. 49–59.
  3. Кондрашова Н. В., Митяева И. Е. Музейные образовательные практики в дошкольных организациях. — Воспитатель ДОУ. — 2023. — № 2. — С. 20–25.
  4. Морозова А. Н., Мельникова О. В. Музейная педагогика: из опыта методической работы. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 416 с.
  5. Музейные образовательные практики с этнокультурным содержанием образования /научный редактор — Т. Г. Голева. — Пермь, 2022. — 126 с. — URL: http://iro.perm.ru/information_etno_sub3.html.
  6. Рыжова Н. А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая норма работы с детьми и родителями»: лекции 1–4. М.: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогический университет. «Первое сентября» 2010. — 96 c.
  7. Технология музейной педагогики / авт.-сост. Гашук Е. А. — Волгоград: Учитель, 2018. — 81 с.

Ключевые слова

проект, дошкольник, музейное пространство, базовая кафедра инновационных практик дошкольного образования, музейные образовательные практик

Похожие статьи

Воспитание креативности у детей старшего дошкольного возраста при внедрении ФГОС до как инновационная технология дошкольного образования

Статья посвящена вопросам внедрения инновационных направлений в рамках ФГОС ДО по воспитанию креативности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены данные эмпирического исследования бакалаврской выпускной квалификационной работы на тему «Ос...

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы

Один из современных способов организации познавательной деятельности до-школьников — технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон. В статье подробно рассмотрена структура образовательной ситуации «открытия» нового знания. Представлен опыт работы по организац...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы

В статье представлен опыт взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях самоизоляции.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

О качестве реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности: проблемы, трудности, практический опыт (на примере отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга

Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ «Новые технологии и старые традиции резьбы по дереву»

В статье описывается результат внедрения образовательной услуги по организации кружковой работы по декоративно-прикладному творчеству, спроектированной в ходе изучения курса «Методика обучения и воспитания технологии» и апробированной на базе МОУ СОШ...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Похожие статьи

Воспитание креативности у детей старшего дошкольного возраста при внедрении ФГОС до как инновационная технология дошкольного образования

Статья посвящена вопросам внедрения инновационных направлений в рамках ФГОС ДО по воспитанию креативности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены данные эмпирического исследования бакалаврской выпускной квалификационной работы на тему «Ос...

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы

Один из современных способов организации познавательной деятельности до-школьников — технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон. В статье подробно рассмотрена структура образовательной ситуации «открытия» нового знания. Представлен опыт работы по организац...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы

В статье представлен опыт взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях самоизоляции.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

О качестве реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности: проблемы, трудности, практический опыт (на примере отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга

Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ «Новые технологии и старые традиции резьбы по дереву»

В статье описывается результат внедрения образовательной услуги по организации кружковой работы по декоративно-прикладному творчеству, спроектированной в ходе изучения курса «Методика обучения и воспитания технологии» и апробированной на базе МОУ СОШ...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Задать вопрос