Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 03.07.2015

Статья просмотрена: 3933 раза

Библиографическое описание:

Казанцева, В. В. Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании / В. В. Казанцева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 193-196. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8455/ (дата обращения: 21.12.2024).

Формирование интереса к познанию, воспитание патриотизма через историю родного края является важным компонентом в школьном историческом образовании. Одним из эффективных механизмов его реализации рассматривается музейная педагогика. Понятие «музейная педагогика» зародилось в XIX- начале XX вв., оно по-разному трактовалось исследователями и трансформировалось под воздействием представлений о роли музея в процессе обучения и воспитания. В современной теории и практике обучения выявлена роль музейной педагогики, как научной дисциплины на стыке музееведения, педагогики и психологии. На данный момент, музейная педагогика рассматривается также как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности и как инновационная педагогическая технология.

Становление музейной педагогики связано с зарубежными исследователями, такими как А. Лихтварк, А. Рейхвен, Г. Фройденталь. В своих работах немецкие ученые описывали методику работы со школьниками, включающую подготовку учащихся к посещению музея и последующее закрепление знаний. В нашей стране изучением музейной педагогики занимались С. Т Шацкий, Л. К. Шлегер, А. У. Зеленко. ПО их инициативе в России был создан первый детский музей, в котором дети занимались творчеством на занятиях, в кружках. Внесли свой вклад в развитие музейной педагогики также Ванслова Е. Г., Федорова Н. Ф.

Современные работы, посвященные музейной педагогики, во многом базируются на исследованиях XX века, совершенствуя ее с учетом новых задач и возможностей. В публикациях М. В. Коротковой [3,4] рассматривается методика организации музейных занятий в учебном процессе по истории и в реализации культурно-образовательных программ. В работах М. Ю. Юхневича [8], Е. Г. Артемова [1], А. А. Щербаковой [6] рассматриваются виды музейных занятий, выделены особенности, которые необходимо учитывать при их проведении.

Использование музейной педагогики образовательном процессе на данный момент во многом инициировано правительственными документами: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы».

В методике проведения музейных занятий выделяют различные формы и виды: экскурсия, спектакль, концерт, дефиле (бал), мастер- класс. Формы занятий группируются по признакам использования технологии синтеза и многократности совершаемого действия: экскурсионные и лекционные циклы, кружок, студия, курсы, фестиваль, музейный праздник, музейная акция клуб, вечера. [6, с.114–115] Традиционная форма занятий в музее — экскурсия, в настоящее время заменяется и комбинируется с нетрадиционной, проводятся интерактивные занятия, используются современные технологии (автогид, аудиогид). Музейные занятия можно приравнивать по значению со школьным уроком, при условии содержания соответствующего тематике материала. К нетрадиционным моделям проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

-          интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

-          уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

-          уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

-          уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;

-          уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

-          уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте. [1, с.45].

Как показывает практика, обязательно следует учитывать возрастные особенности учащихся при построении занятий. Основой реализации музейной деятельности с детьми 9–13 лет являются их психологические особенности. В силу ситуативности восприятия и мышления они воспринимают музейные экспонаты и сам музей как «погружение» в определенную среду, то есть «я в предлагаемых обстоятельствах», Педагогу также стоит обратить внимание на предметность восприятия и мышления ребенка, которому нужны действия с предметом: «Знать предмет — значит манипулировать им». Школьник любит пощупать, попробовать, сделать предмет своими руками, поэтому в музее для этой работы часто фигурируют копии музейных экспонатов. У школьника данного возраста слабая воля, неустойчивое рассеянное и непроизвольное внимание, в силу чего долгое время они не могут быть усидчивы и долго сосредоточены, поэтому их внимание необходимо переключать с одного вида деятельности на другой и чередовать контрастный по характеру материал.

Двигательная активность преобладает над умственной, он не может стоять «по струнке», поэтому даже на экскурсии ему нужны движения. В силу ассоциативности мышления такой школьник продуктивнее усваивает то, что входило в зону его субъектного опыта: «я видел, я слышал, я читал, я делал». При организации музейного занятия необходимо проводить параллели с современностью. У школьников 9–13лет преобладает невербальное (лат. Verbalis — словесный) наглядное восприятие информации, поэтому ребенок не любит растянутых рассказов, предисловий, введений, он должен сразу «перейти к делу», т. е. к экспонатам. Он наблюдателен и любознателен, поэтому в музее ждет заданий. Необходимо все время организовывать повторение и актуализацию материала экскурсии, т. к. иначе происходит «быстрое выпадение» знания. Знание ученика распадается на отдельные кусочки, иногда теряются важные куски, а остаются второстепенные, поэтому акцент на музейных занятиях делается только на одной-двух важных идеях или экспонатах. Дети 9–13 лет живут фантазией, загадками и сказками, поэтому их мышление мифологично, Л. С. Выготский писал: «Если бы не сказка, огромная масса впечатлений, ложащаяся на ребенка, с которой он не в состоянии справиться, подавили бы его» [4].

В силу вышесказанного музейное занятие должно строиться на приоритете зрительных впечатлений, моторно-двигательной активности и коммуникативности. Показ музейного предмета должен преобладать над рассказом, причем нужен тщательный отбор предметов для работы с детьми, их должно быть не более шести-семи. Отбор производится не по принципу значимости экспоната в данной тематике музея, а по принципу эмоционального воздействия на ребенка. Школьникам лучше не говорить о том, чего они не видят в музее. Рассказ не должен превышать 20 мин, а вся экскурсия 1 ч. Группа должна быть не более 10 чел. На экскурсии с данной возрастной категорией необходимо создавать эффект «погружения в эпоху»; «Представим, что мы вошли.».., «Представим, что мы находимся.».., «Представим, что мы перенеслись…» Рассказ экскурсовода строится не на перечислении музейных предметов, а на основе словесного рисования и создания образов через описание деталей, персонификацию, поступки людей, сюжетное повествование, драматизацию, введение диалогов, изречений и кратких цитат. Сюжетная организация занятия выстраивается вокруг одного определенного экспоната, знака или определенного персонажа. Экскурсия должна идти по нарастающей, поэтому по ходу следования к основному экспонату необходимо делать анонсы: «Скоро вы увидите эту диковину — сокровище нашего музея», Около центрального экспоната наступает кульминация экскурсии. При рассмотрении личности человека, например, портрета, важно выделить две-три наиболее важные и интересные детали.

На музейном занятии педагогу следует включать ассоциации: «На что похоже? Где это могли видеть?» Пластинки кольчуги похожи на чешую рыбы, шлемы воинов — на купола, конек дома — на коня. Ассоциациями могут быть сюжеты и персонажи из знакомых сказок. Особое внимание: педагогу следует обратить на задания, обращенные к жизненному опыту детей, побуждающие к детальному рассматриванию и отгадыванию смысла и значения экспонатов. Для включения ассоциаций педагог сравнивает старинные предметы с современными: нож, которым разрезали бумагу, порте букет — вазочка для букета, колокольчик для вызова прислуги, напольные и настенные часы. Дети рассматривают минутные и часовые стрелки и отвечают на вопрос: Как можно было определить время в темноте? Оказывается, чтобы не зажигать свечи, в часах делали два боя — минутный и часовой, а чтобы определить время, достаточно было дернуть шнурок, и часы давали бой — сначала часовой звонкий, а затем минутный — тонкий.

Во время музейного занятия необходима двигательная активность. Известный музейный педагог Е. Г. Ванслова предлагала организовывать на экскурсии небольшие гимнастические упражнения руками. Этот метод называется «психологической гимнастикой». Кулачки детей означают Недовольство, пальчики разжаты — гармонию открытая ладонь — доверие, сцепленные пальцы рук — разочарование, касаний рукой лба — ум, лица — красота, круговые движения рукой — доброта. Педагог в работе исходит из того, что разрядкой для ребенка является пантомима, в процессе которой он может использовать изображение мимикой различных черт характера человека и изображение движением понравившейся картины или скульптуры. Совместно с педагогом дети пластически воспроизводят или «проигрывают» элементы архитектуры, предметы и части интерьера под музыку: «Если бы я был экспонатом…». Колонну изображают с помощью поднятых рук, поддерживающих потолок. Зажженную люстру изображают улыбкой и распахнутыми руками. Дворцовые двери изображают два ребенка, которые либо стоят вместе, либо расходятся в стороны. Для изображения камина дети руками воспроизводят пламя горящего огня [4]. Главное правило в музее — не стоять долго на одном месте и изучать в движении. Существует безграничное множество методов и способов, главное правильно сочетать их для лучшего качества проведения занятия, избегая монотонности и «сухости» изложения материала.

Музейная педагогика как технология эффективна при реализации регионального компонента. В городе Иркутске разработан и опубликован в сборнике комплекс авторских программ по истории города, куда входит элективный курс «Иркутсковедение». Целью данного курса является развитие у школьников любви к Родине, интереса к пониманию исторических процессов по становлению общественных отношений в данном регионе, на примере формирования и развития города Иркутска.

Иркутск — это город, в котором находится большое количество музеев. Изучив содержание музеев, было выявлено множество ценного материала по истории города, соотносящееся с тематикой элективного курса. Соответственно, данный материал следует использовать наилучшим образом при проведении музейных занятий, проработав способы и формы их проведения.

В разработанной рабочей программе «Иркутсковедение» была запланирована система реализации музейных занятий [5]. Тем не менее, при проведении этих занятий, возникли проблемы: проведение музейных занятий в настоящий момент требует объемной предварительной подготовки: посещения музеев и взаимодействия с музейными работниками, которые не всегда идут на сотрудничество, что крайне важно для достижения наилучших результатов, полного восприятия необходимой информации, познавательной активности школьников, воспитательного воздействия.

В рабочей программе по «Иркутсковедению» были спланированы темы проведения музейных занятий: Освоение Сибири и основание Иркутского острога, История православных храмов Иркутска, Управление в г. Иркутске. Губернаторы, чиновничество. На данных занятиях использовались различные приемы работы с обучающимися: индивидуальные и групповые доклады, элементы игры, постановка проблем, диалог, разыгрывалось «представление» исторического события.

При анализе результативности проведенных музейных занятий использовались методы наблюдения за деятельностью школьников, анкетирования, количественного и качественного анализа полученных данных, обобщения. В ходе этого было выявлено, что разработанные методики проведенных музейных занятий позитивно повлияли на динамику познавательного интереса, активность учеников в процессе выполнения предлагаемых заданий, а также на уровень сформированных знаний и умений, их применение при решений новых задач. Влияние музейной педагогики на развитие познавательного интереса и активности исследовалось по методике Щукиной Г. И. [7] и была выявлена положительная динамика уровня познавательного интереса и активности обучающихся.

Таким образом, музейная педагогика играет позитивную роль в обучении истории и воспитании подростков. Но для проведения музейных занятий, необходимо непосредственное тесное взаимодействие школы и музея. К сожалению, на данный момент активные контакты музея и школы затруднены, не развита модель доверительных отношений. Музеи не имеют лицензий на ведение образовательной деятельности, поэтому реализация музейных занятий носит эпизодический характер. Музей редко выступают инициаторами реализации музейной педагогики, инициатива исходит от учителя. Большую пользу в ускорении процесса развития взаимодействия может сыграть использование зарубежного опыта, а также ориентация, в первую очередь, не на рыночные, а на партнерские отношения. Необходимо активнее развивать и внедрять программы, связанные с музейной педагогикой, так как это позволит улучшить качество образования, уровень культурно-личностного развития обучающихся, привить уважение интерес к истории края.

 

Литература:

 

1.      Артемов, Е. Г. Музейно-педагогические технологии / Е. Г. Артемов — СПб.: ФГУК ГМПИР, 2006. — 203с.

2.      Артемова, Н. Музейный сувенир: в поисках образа / Артемова// Музей. — 2011. — № 2. — С. 62–68.

3.      Короткова, М. В. Методика реализации культурно-образовательных программ для подростков в музейной практике. Музей без барьеров / М. В. Короткова — М.: Владос, 2013- 106с.

4.      Короткова, М. В. Методика организации музейных занятий по истории для учащихся V–VI классов основной школы / М. В. Короткова // Преподавание истории в школе.– 2014.– № 4.– С. 8–14с.

5.      Иркутсковедение / Под ред. В. В. Перегудовой — Иркутск: Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска, 2010–125с

6.      Музей как пространство образования: игра, диалог и культура участия / Под ред. А. А. Щербаковой. М.: Высшая школа, 2012. — 211с

7.      Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1998 г. — 208 с.

8.      Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей / М. Ю. Юнхевич — М.: Рос. ин-т культурологии, 2001- 223с.

Основные термины (генерируются автоматически): музейная педагогика, занятие, музейное занятие, ребенок, иркутск, музей, познавательный интерес, двигательная активность, образовательная деятельность, Российская Федерация.