Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (экскурсия-занятие на опытно-учебном участке на тему «Лекарственные травы») | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 16.09.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Прокофьева, М. А. Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (экскурсия-занятие на опытно-учебном участке на тему «Лекарственные травы») / М. А. Прокофьева, М. В. Клочкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9408/ (дата обращения: 23.11.2024).



В статье авторы предлагают разработку экскурсии-занятия на опытно-учебном участке, направленного на формирование культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения. Данное занятие-экскурсия может представлять интерес для учителей и педагогов дополнительного образования естественнонаучного направления.

Ключевые слова: культура труда, дополнительное образование, агроэкологическое обучение, опытно-учебный участок, лекарственные травы.

Современные реалии в области трудового обучения и воспитания естественнонаучной направленности требуют ориентации на формирование научного мировоззрения и мышления, познания и исследовательских способностей обучающихся, реализующихся через формирование потребности обучающегося в труде (сфера деятельности «человек-природа», «человек — окружающий мир») [1].

Опираясь на Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года, мы, предлагаем, фрагмент, разработанного нами экскурсии-занятия на учебно-опытном участке на тему: «Лекарственные травы», содержание которого, направлено на формирование культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сити-Фермер» государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Эколого-биологический Центр».

Экскурсия-занятие на опытно-учебном участке на тему:

«Лекарственные растения»

Форма проведения: экскурсия -занятие

Место проведения: Экскурсия-занятие проводится на территории эколого-биологического Центра на участке с лекарственными растениями.

Целевая аудитория: обучающиеся 11–14 лет

Продолжительность экскурсии — занятия: 80 минут

Цель экскурсии занятия: познакомить обучающихся с выращиваемыми в ЭБЦ лекарственными растениями, с приемами ухода за ними и сбора; — мотивировать обучающихся к познавательной и трудовой деятельности, формировать культуру труда в процессе ухода за лекарственными растениями и их сбором на территории эколого-биологического Центра.

Задачи практического занятия:

Личностные: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца; овладение трудовыми навыками и ответственностью за качество своей деятельности; бережное отношение к материалам и инструментам; воспитание у обучающихся потребности в общении с природой, бережного отношения к ней; взаимодействие в коллективе с другими детьми.

Метапредметные: развитие коммуникативных умений и навыков самоорганизации; формирование умения планировать свою деятельность и работать на результат; формирование необходимости к познанию окружающего мира и самого себя; формирование навыков и умений по уходу за лекарственными растениями.

Предметные: формирование знаний по основам грамотного выращивания лекарственных растений и ухода за ними; применение новейших технологий по выращиванию лекарственных растений; формирование умений диагностировать полезные, лекарственные и ядовитые виды растений.

Предметные ( образовательные): расширить знания обучающихся о видовом составе лекарственных растений, произрастающих на территории эколого-биологического Центра; обобщить, систематизировать и углубить знания детей о пользе лекарственных растений; способствовать выработке у учащихся навыков работы с живыми объектами (ухода за ними и сбор).

Предметные ( развивающие): развитие: логического мышления; творческого отношения к выполнению заданий; высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.); умения слушать, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Предметные ( воспитательные): воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; формирование культуры труда; трудовое воспитание средствами живой природы.

Методы: беседа, рассказ, смешанное обучение, перекрестное обучение, целенаправленные самостоятельные и групповые наблюдения, индивидуальная и групповая работа.

Оборудование: экскурсионный блокнот, карандаш, линейка, справочники по лекарственным растениям. Живые объекты: лекарственные растения, произрастающие на территории эколого-биологического центра.

План экскурсии-занятия.

  1. Организация экскурсии-занятия и проверка оборудования.
  2. Беседа о правилах поведения во время экскурсии-занятия.
  3. Инструктаж детей по технике безопасности на экскурсии-занятии.
  4. Проведение экскурсии занятия.
  5. Выполнение практической работы.

Ход экскурсии-занятия.

За свою историческую деятельность человек научился создавать на огромных пространствах растительный покров — поля, сады, сеяные луга, парки и т. п., а также отбирать и выводить многочисленные формы и сорта культурных растений, отвечающих для удовлетворения своих потребностей в пище, в сырье для текстильной, лакокрасочной, резиновой, фармацевтической и других отраслей промышленности, в эстетических, оздоровительных и гигиенических целях (сады и парки, декоративные растения). Между культурными растениями и видами дикой флоры резкой границы нет; также деление их на лекарственные, кормовые, декоративные и другие культуры условно. Одно и то же растение может быть использовано по-разному.

Далее педагог делает акцент на том, что с лекарственными растениями можно познакомимся, не покидая пределы эколого-биологического Центра, узнать об уходе за ними и их сбором для профилактики и лечения различных болезней.

Затем педагог подробно объясняет детям, что из себя представляют лекарственные растения?

А теперь давайте пройдем на участок с лекарственными растениями, произрастающими на территории эколого-биологического Центра, которые используются с лечебной и профилактической целью в научной и народной медицине.

Мы находимся на участке лекарственных растений, состоящем из четырех тропинок. Кто может определить, какие лекарственные растения здесь произрастают и как применяются в научной и народной медицине, и нуждаются ли они в уходе?

И так, какие же лекарственные растения мы видим на первой тропинке? Это шалфей; мелисса; солодка; мать-и-мачеха; зверобой; крестовник; чернушка (нигелла); лаванда. На второй тропинке произрастают: девясил; коровяк обыкновенный; василек; мордовник шароголовый; иссоп (фиолетовые цветочки); сенна. На третьей тропинке мы можем увидеть: клубнику дикую; землянику; валериану; бадан; шнит лук; шиповник. И четвертую тропинку представляют: наперстянка; лен; диоскорея (на штампе); таволга вязолистная или лабазник вязолистный; эхинацея.

Далее педагог очень подробно рассказывает о каждом лекарственном растении, его пользе в народной медицине.

После педагог переходит ко второй части экскурсии — проведение практического занятия.

А теперь мы выполним практическую работу, заключающуюся в высадке, уходе и сборе некоторых лекарственных трав, произрастающих на участке лекарственных трав в нашем Центре.

Практическое занятие будет состоять из двух частей: посев растения семенами и высадка растения в грунт.

В первой части мы будем сеять валериану лекарственную.

Технология посева валерьяны лекарственной семенами представлена в таблице 1.

Таблица 1

Технология посева валерьяны лекарственной семенами

Шаг 1

Выбор места. Давайте выберем место от полутени до полного солнца. Слишком сильная тень приводит к опаданию стеблей

Шаг 2

Теперь, когда мы выбрали место, необходимо его слегка разрыхлить. Делаем небольшую грядку для посева

Шаг 3

Возьмите семена валерианы и посейте их на поверхности почвы и слегка присыпьте их слоем почвы

Шаг 4

Давайте теперь возьмем лейку и слегка польем засеянную площадь. В летний период мы с вами будем ухаживать за данным растением

Валериану мы посеяли, теперь приступим к высадке мелиссы в открытый грунт. Сейчас мы осуществим посадку мяты лимонной в грунт и проведем сбор и заготовку листьев. Посадку мяты можно делать с середины мая, когда земля уже прогрелась. А сбор и заготовку листьев мяты с мая по сентябрь до цветения растения.

Технология посадки мелиссы рассадой представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Технология посадки мелиссы рассадой

Шаг 1

Давайте хорошо разрыхлим почву, выберем корни сорняков, камни, разровняем поверхность. Для этого нам нужна лопата и грабли

Шаг 2

Копаем яму в 2–3 раза больше объема корневого кома саженца. Между ямами отмеряем 40 см

Шаг 3

На дно посадочной ямы насыпаем гравий

Шаг 4

Помещаем саженец в яму, заполняем ее почвой, добавляем к ней горсть компоста

Шаг 5

Поливаем обильно, мульчируем. Можно любым материалом, в данном случае прошлогодними опавшими листьями (перегноем)

Мелиссу собирают по мере необходимости, с мая по сентябрь. В грунте сбор зелени проводят до цветения, утром после выпадения росы, либо в конце дня.

Сейчас мы с вами срежем самые красивые веточки с этого прекрасного куста мелиссы лимонной. Можете использовать их целиком или нарезать, они придадут аромат сырым овощам и салатам, из сушеных получится вкусный травяной чай. Стебли можно использовать, чтобы ароматизировать шкафы! Чтобы воспользоваться успокаивающими свойствами растения в течение всего года, можно высушить листья мелиссы, сохранив все их лечебные качества и не теряя лимонного аромата и вкуса.

Задание на дом. Высушить веточки мелиссы лимонной согласно инструкции. После сушки показать педагогу в герметичном контейнере.

А теперь наша экскурсия-занятие на участке лекарственных трав закончена. Надеюсь, что вы получили много приятных впечатлений, а также научились совместно трудиться в условиях живой природы, запомнили правила поведения и техники безопасности при работе на участке лекарственных растений.

Спасибо за работу, до новых встреч.

Таким образом, в данной статье, мы поделились с вами фрагментом экскурсии занятия, содержание которого направлено на формирование культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения.

Кроме этого, нами разработаны воспитательные мероприятия, с которыми мы планируем поделиться в следующих статьях.

В связи социальным заказом общества к современному образованию возросли требования к необходимости формирования культуры труда у подрастающего поколения. Важная составляющая часть данного процесса заключается в становлении личности и ее компетентности (в том числе компетенций в будущей профессиональной деятельности), конкурентоспособности, мобильности, креативности, инноватики. Обучающийся, в условиях обучения должен быть готов получить новые компетенции; мобильно переключаться с одной деятельности на другую; владеть культурой труда [2].

Литература:

  1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf.
  2. Романова Т. В. Формирование культуры труда у младших школьников в системе дополнительного образования: Дисс. …канд. пед. наук: 13.00.01 Чебоксары, 2006–246 с.

Ключевые слова

дополнительное образование, культура труда, агроэкологическое обучение, опытно-учебный участок, лекарственные травы

Похожие статьи

Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (практическое занятие по методике сбора гидропонной установки для работы в домашних условиях)

В статье автор предлагает разработку практического занятия, направленного на формирование культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения. Данное практическое занятие может представлять интерес для учителей и педагогов дополните...

Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...

Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (практическое занятие по методике изготовления кормушек для птиц из подручных средств)

В статье авторы предлагают разработку практического занятия по методике изготовления кормушек для птиц из палочек для мороженого, направленного на формирование культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения. Данное практическое...

Коррекция наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР в образовательной области «художественно-эстетическое развитие»

В статье отражены результаты диагностики особенностей развития наглядно-образного мышления у детей 6–7 лет с ЗПР, раскрывается опыт практической работы дефектолога по его коррекции в образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Организация методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий становления детского коллектива

Статья посвящена опытно-экспериментальной работы по организации методической работы по созданию условий становления детского коллектива в дошкольной образовательной организации. Представлена организация эмпирического исследования; дано детальное опис...

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов для педагогов и детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через реализацию дополнительной общеразвивающей программы для детей 3–6 лет «Геоконтик»

В статье рассматривается положительный опыт развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста через реализацию дополнительной общеразвивающей программы для детей 3–6 лет «Геоконтик».

Эффективные практики организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

В статье рассматривается педагогическая ценность и развивающий потенциал опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Автором представлен опыт педагогов-практиков по организации опытно-экспериментальной деятельности с...

Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры

Актуальной проблемой в условиях требований ФГОС ООО является поиск эффективных средств и методов формирования прикладных двигательных умений учащихся. В статье автор исследования проводит первичный анализ сформированности данных умений у учащихся 6-х...

Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем. Предложена система работы по основным взаимосвязанным направлениям...

Похожие статьи

Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (практическое занятие по методике сбора гидропонной установки для работы в домашних условиях)

В статье автор предлагает разработку практического занятия, направленного на формирование культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения. Данное практическое занятие может представлять интерес для учителей и педагогов дополните...

Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...

Методика формирования культуры труда школьников средствами дополнительного агроэкологического обучения (практическое занятие по методике изготовления кормушек для птиц из подручных средств)

В статье авторы предлагают разработку практического занятия по методике изготовления кормушек для птиц из палочек для мороженого, направленного на формирование культуры труда средствами дополнительного агроэкологического обучения. Данное практическое...

Коррекция наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР в образовательной области «художественно-эстетическое развитие»

В статье отражены результаты диагностики особенностей развития наглядно-образного мышления у детей 6–7 лет с ЗПР, раскрывается опыт практической работы дефектолога по его коррекции в образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Организация методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий становления детского коллектива

Статья посвящена опытно-экспериментальной работы по организации методической работы по созданию условий становления детского коллектива в дошкольной образовательной организации. Представлена организация эмпирического исследования; дано детальное опис...

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов для педагогов и детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через реализацию дополнительной общеразвивающей программы для детей 3–6 лет «Геоконтик»

В статье рассматривается положительный опыт развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста через реализацию дополнительной общеразвивающей программы для детей 3–6 лет «Геоконтик».

Эффективные практики организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

В статье рассматривается педагогическая ценность и развивающий потенциал опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Автором представлен опыт педагогов-практиков по организации опытно-экспериментальной деятельности с...

Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры

Актуальной проблемой в условиях требований ФГОС ООО является поиск эффективных средств и методов формирования прикладных двигательных умений учащихся. В статье автор исследования проводит первичный анализ сформированности данных умений у учащихся 6-х...

Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем. Предложена система работы по основным взаимосвязанным направлениям...

Задать вопрос